Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования и на основе анализа данных о компании «Контуртерм» разработка дальнейшей стратегии развития.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) всестороннее изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования;
2) формирование стратегии конкурентоспособности фирм;
3) анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Контуртерм» и на основе этого разработка дальнейших стратегий и направлений развития фирмы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы конкурентоспособности и факторы, влияющие на ее формирование…………………………………………………………………....5
1.1 Теоретические основы конкуренции. Сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособности фирм……………...21
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………..27
2. ООО «КОНТУРТЕРМ» как объект исследования……………………….31
2.1 Общая характеристика компании………………………………………..31
2.2 Построение Дерева целей фирмы………………………………………..34
2.3 Анализ внешней среды компании (модель 5-ти конкурентных сил
Портера, Карта стратегических групп) …………………………………….36
2.4 Анализ внутренней среды компании (матрица стратегических ресурсов, SNW-анализ, КФУ)……………………………….…………………………..43
2.5 Проведение SWOT-анализа……………………………………………..51
2.6 Обоснование выбора стратегии развития компании с использованием БКГ-матрицы и матрицы Мак-Кинси………………………………………53
Заключение…………………………………………………………………...59
Список использованной литературы………………………………………
Конкуренция характеризуется пятью основными силами (см. рис.1) В соперничестве за часть рынка в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами: потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители.
Подробный анализ и изучение конкурентных сил в данной отрасли позволяет компании ответить на ряд очень важных вопросов:
- выявить свои слабые и сильные стороны;
- вовремя заметить новых участников;
- определить время появления товаров-заменителей.
Рисунок 1.1 - Модель пяти сил конкуренции Портера
Стратегический смысл модели состоит в том, что она позволяет определить структуру этих сил и их воздействие. Как правило, привлекательной является отрасль, в которой поставщики и покупатели имеют слабую позицию, хорошие заменители отсутствуют, входные барьеры на рынок относительно высоки, а конкуренция между существующими продавцами умеренная.
Факторами, определяющими высокий уровень конкуренции среди действующих фирм на центральном рынке (т.е. внутри отрасли) являются:
- Незначительный рост рынка
- Равенство сил конкурентов
- Незначительная дифференциация продукции
- Высокий уровень постоянных затрат, высокие входные барьеры
Пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы; на расходы, которые им приходится нести; и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно (скажем, в производстве безалкогольных напитков, промышленных компьютеров, в торговле программным обеспечением, в производстве лекарственных препаратов или косметики), многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно (например, в производстве резины, алюминия, многих металлоизделий, полупроводниковых приборов и персональных компьютеров), очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли. В итоге, компания сможет выбрать оптимальную конкурентную стратегию и занять выгодное положение в отрасли (на рынке) с целью получения максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.
Значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структуре отрасли, то есть ее основными экономическими и техническими характеристиками. Например, воздействие покупателя — это отражение таких вопросов, сколько у фирмы покупателей и т.д. Угроза появления новых конкурентов зависит от того, насколько трудно новому конкуренту «внедриться» в отрасль (это определяется такими показателями, как верность покупателей какой-либо марке, масштаб экономики и необходимость подключаться к сети посредников) [10, c. 271].
В
настоящее время стало
Разработано немало классификаций возможных стратегий поведения компаний на рынке, которые тесно связаны с разными подходами использования инноваций в конкурентной борьбе. Один из ведущих теоретиков в области стратегического управления, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер выделил три основных стратегии. Условно их обозначают как «снимающие сливки» (те компании, что выводят на рынок новые уникальные продукты), «лидеры себестоимости» (инновации направлены преимущественно на уменьшение издержек) и «игроки на нишах» (стараются занять лидирующее положение на узком рынке). Стратегии эти в реальной жизни не столь четко определены. По мере развития компании они трансформируются друг в друга и взаимопереплетаются в соответствии с требованиями момента.
Многие исследователи усматривают здесь отчетливые параллели с конкуренцией в живой природе. Например, А.Ю. Юданов, опираясь на работы эколога Раменского, разработал классификацию стратегий конкурентного поведения, выделив такие типы компаний, как виоленты (примерный аналог по Портеру - «лидеры себестоимости»), патиенты (в терминах Портера - «игроки на нишах»), эксплеренты (аналог «снимающих сливки»), коммутанты (новая группа – подражание успешным инновациям). Рассмотрим подробнее эту классификацию.
Первый тип – так называемые виоленты. Это крупные компании, для которых характерно силовое инновационное поведение. К виолентам относятся такие европейские гиганты, как Henkel, Tigi Knauf, Feidal, являющиеся лидирующими игроками в своих областях и имеющие разветвленные сети производства и реализации продукции в странах Евросоюза и за его пределами. Благодаря внушительным ресурсам, хорошей организации производства и сбыта продукции, они имеют значительные преимущества в определенном сегменте рынка. Поскольку первоочередными задачами для них являются удержание уже достигнутых и отвоевание новых позиций на рынке, возможные усовершенствования нацелены, прежде всего, на снижение издержек производства и реализации продукции. Решение этих задач, как правило, заключается в переходе на новые ресурсосберегающие технологии. Таким образом, они могут обеспечить повышение рентабельности при более низких ценах для потребителей и тем самым добиться завоевания большей доли рынка.
Патиенты – компании средних размеров, специализирующиеся на производстве продукции в определенной нише. Например, производство и установка входных дверей, кровельных систем или оборудования для инженерных коммуникаций. Чтобы стать лидерами в своей узкой области, такие компании должны иметь хорошо отлаженное производство, большой потенциал для создания или адаптации новых разработок и систему обеспечения высокого качества продукции. Надо сказать, в России сейчас большинство инноваций выводится на рынок именно такими небольшими, крепко стоящими на ногах компаниями.
Эксплеренты – это небольшие венчурные компании, основываемые энтузиастами, деятельность которых посвящена разработке и выпуску одной инновации, не имеющей аналогов. Те немногие, кто нашел удачную и своевременную идею, начинают бурно развиваться, добиваются колоссального успеха и входят в историю. Примером может послужить компания Уильяма Паркера «Parker Paint». Он разработал формулы долговечных и экономичных красок. В результате «Parker Paint» стала самой популярной краской на Северо-Западе США и Аляске. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар получил признание и стал массовым, эксплерент должен развиться до патиента, то есть найти свою нишу, или виолента, другими словами – начать массовое производство. Выбрав второй путь, «Parker Paint» в 2001 году начала создавать дилерскую сеть на территории России, СНГ, Прибалтики и Европы.
Коммутанты, как правило, развиваются в сфере обслуживания. Этих компаний большинство, и роль их в инновационном процессе двояка. Не беря на себя риски по продвижению инноваций, они предпочитают использовать хорошо зарекомендовавшие себя технологии или выпускают подражания ранее успешным инновационным продуктам других компаний. Российские реалии подсказывают нам немало примеров – например, небольшие компании, специализирующиеся на индивидуальном строительстве, ремонте жилья или офисов. Преимущества компаний-коммутантов проявляются до тех пор, пока они остаются небольшими. Если происходит рост штата и производственных мощностей, это ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Тут требуется смена стратегии – чтобы выжить, компания либо должна обращаться к новациям в сфере снижения издержек, либо разрабатывать собственные уникальные продукты [16]
В итоге, конкурентоспособность может быть определена при помощи различных критериев и показателей, таких как конкурентный статус фирмы, тип конкурентного поведения, конкурентная сила, рентабельность капитала, инвестиционная привлекательность и т.д.
Рассмотрим подробнее конкурентоспособность товара, продукции, предприятия, отрасли.
Конкурентоспособность товара – это способность товара в наибольшей степени удовлетворять определенные потребности покупателей и быть обменом на деньги в условиях конкуренции. Для того, чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:
1. Технические параметры - наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают:
- параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;
- эргономические параметры – характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
- конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
- эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
2. Нормативные параметры - характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
3. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Таким образом, товары должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта.
Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот [8, c.139].
Конкурентоспособность товара напрямую зависит от качества продукции.
Качество продукции – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции.
Качество оценивается по различным показателям, которые зависят от назначения товара. Основные показатели качества продукции:
1. Функциональные – характеризуют соответствие продукта своему целевому назначению.
2. Показатель надежности – характеризует безотказность и ремонтопригодность товара.
3. Показатель сохраняемости – срок годности.
4. Технологический показатель – характеризует соблюдение технологий производства товара, содержание сырья и материалов.
5. Экологический показатель – характеризует уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства.
6. Показатель безвредности – показывает уровень содержания вредных токсичных веществ [11, c.72]
Понятие «конкурентоспособность предприятия» очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия.
Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:
Информация о работе Конкурентоспособность и факторы её формирования