Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 13:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования и на основе анализа данных о компании «Контуртерм» разработка дальнейшей стратегии развития.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) всестороннее изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования;
2) формирование стратегии конкурентоспособности фирм;
3) анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Контуртерм» и на основе этого разработка дальнейших стратегий и направлений развития фирмы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы конкурентоспособности и факторы, влияющие на ее формирование…………………………………………………………………....5
1.1 Теоретические основы конкуренции. Сущность конкурентоспособности предприятия……………………………………………………………………..5
1.2 Формирование стратегии конкурентоспособности фирм……………...21
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………..27
2. ООО «КОНТУРТЕРМ» как объект исследования……………………….31
2.1 Общая характеристика компании………………………………………..31
2.2 Построение Дерева целей фирмы………………………………………..34
2.3 Анализ внешней среды компании (модель 5-ти конкурентных сил
Портера, Карта стратегических групп) …………………………………….36
2.4 Анализ внутренней среды компании (матрица стратегических ресурсов, SNW-анализ, КФУ)……………………………….…………………………..43
2.5 Проведение SWOT-анализа……………………………………………..51
2.6 Обоснование выбора стратегии развития компании с использованием БКГ-матрицы и матрицы Мак-Кинси………………………………………53
Заключение…………………………………………………………………...59
Список использованной литературы………………………………………
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-
Дисциплина: Стратегический менеджмент
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: Конкурентоспособность
и факторы её формирования
Выполнил студент 3 курса
Н.С. Ляхова
С.В. Саванович
«Допустить к защите»
________ к.э.н. С.В. Саванович
«____»_______________200__г.
Дата защиты «__» _______200_г.
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы конкурентоспособности и факторы,
влияющие на ее формирование………………………………………………
1.1 Теоретические
основы конкуренции. Сущность конкурентоспособности
предприятия…………………………………………………
1.2 Формирование
стратегии
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товара………………………..27
2. ООО «КОНТУРТЕРМ» как объект исследования……………………….31
2.1 Общая характеристика компании………………………………………..31
2.2 Построение
Дерева целей фирмы………………………………
2.3 Анализ внешней среды компании (модель 5-ти конкурентных сил
Портера, Карта стратегических групп) …………………………………….36
2.4 Анализ
внутренней среды компании (матрица стратегических
ресурсов, SNW-анализ, КФУ)……………………………….…………………………..
2.5 Проведение
SWOT-анализа…………………………………………….
2.6 Обоснование
выбора стратегии развития
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………61
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.
В современных условиях рыночной экономики с постоянным развитием и усилением конкуренции, с быстро меняющимися потребительскими предпочтениями и запросами, удовлетворение покупателей (основополагающий принцип маркетинга) уже не гарантирует фирме успеха. Выбор покупателя зависит от способности компании создавать большую, чем у конкурентов потребительскую ценность. Только та фирма, которая сможет удовлетворить покупателей лучше, чем ее конкуренты, будет более конкурентоспособной.
Но, учитывая сложившиеся условия ограничения и постоянной нехватки ресурсов (материальных, временных, финансовых, трудовых и проч.) одновременно с ростом и индивидуализацией запросов потребителей, становится ясно, что удовлетворять покупателя будет все труднее и труднее. И именно та компания, которая сможет наиболее успешно распорядиться ресурсами, будет более конкурентоспособной по сравнению с другими компаниями. Актуальность проблемы конкурентоспособности очевидна.
Целью данной курсовой работы является изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования и на основе анализа данных о компании «Контуртерм» разработка дальнейшей стратегии развития.
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) всестороннее изучение понятия конкурентоспособности, факторов ее формирования;
2) формирование стратегии конкурентоспособности фирм;
3) анализ внешней и
внутренней среды компании ООО «Контуртерм»
и на основе этого разработка дальнейших
стратегий и направлений
Объектом исследования в данной курсовой работе является компания ООО «Контуртерм». Практическая значимость работы заключается в анализе внутренней и внешней среды компании и разработке стратегий и направлений дальнейшего развития фирмы.
Теоретической и методической основой послужили исследования таких авторов, как Фатхутдинов Р.А. «Управление конкурентоспособностью организации», Москва 2006; И.М. Лифиц «Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг», Москва 2005 и др.
Структура работы:
1 глава – теоретические
2 глава – практическая: ООО «Контуртерм» как объект исследования – анализ внешней и внутренней среды фирмы, разработка стратегий развития.
Объем работы - 62 листа печатного текста, включает 6 рисунков, 9 таблиц.
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Сегодня в России особенно остро стоит вопрос повышения конкурентоспособности организации. Для его решения современному руководителю необходимы более глубокие знания технических, экономических и управленческих аспектов деятельности организации.
Конкуренция и конкурентоспособность являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями.
Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает наилучшие возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей.
Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению.
Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы.
Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара.
Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.
Для предприятия конкуренция – это процесс управления своими финансовыми и организационными возможностями с целью одержания победы в борьбе с конкурентами.
Различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция - состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Предполагает наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах.
Несовершенная конкуренция - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со стороны других фирм.
Существует 2 формы несовершенной конкуренции:
1. Монополия (от греческого moons-один и poleo-продаю) –исключительное право на что-либо. Цель - извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.
2. Олигополия (от греческого oligos – малочисленный и poleo – продаю) -
тип рынка, когда в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии , но значительно меньше чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывает от трех и более участников [4, c. 302].
Конкуренция порождает другое экономическое понятие – конкурентоспособность товаров и услуг. Под этим понимается способность товара (услуги) быть выгодно проданным в условиях конкурентного рынка.
Конкурентоспособность организации (производителя товаров и услуг) – это ее способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно – технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания готовой продукции на высоком качественном уровне.
Проанализировав различные определения конкурентоспособности, можно обозначить три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого).
Исходя из этих условий можно заключить, что конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику. Однако для практического применения данная категория в таком виде не пригодна. Понятие конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасли мы рассмотрим чуть ниже [14, c. 118].
Информация о работе Конкурентоспособность и факторы её формирования