Конкуренция персонала как фактор эффективного ведения бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение конкуренции персонала как фактора эффективного ведения бизнеса на примере ООО «ИнвестПроект». Исходя из поставленной цели, при написании работы решен ряд задач:
изучены понятие конкуренции внутри организации и ее виды;
рассмотрены методы и способы ведения конкуренции;
охарактеризованы общие положения по организации внутренней конкуренции в проектной организации «ИнвестПроект»;
рассмотрены методы содействия развитию конкуренции в ООО «ИнвестПроект».

Работа содержит 1 файл

ДимкаКурсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Директор  проектной организации для оперативного управления и руководства работой  над каждым проектом назначает главного инженера / архитектора проекта.

     В непосредственном подчинении у директора, помимо его заместителей, находятся следующие подразделения:

    • планово-производственный отдел;
    • бухгалтерия;
    • отдел кадров.

     Заместителю директора по общим вопросам подчиняются: служба снабжения и административно-хозяйственный  отдел, однако они отдельно не выделены.

     Основные  проектные подразделения в совокупности и взаимной связи составляют производственную структуру проектной организации. Служебные функции и специализация  в проектировании осуществляются в  рабочих группах проектировщиков. Во главе рабочей группы стоит руководитель этой группы, который является непосредственным организатором и техническим руководителем проектных работ, выполняемых подчиненными ему исполнителями. Руководитель отвечает за выполнение в установленные сроки и в надлежащем объеме проектных работ, обеспечивает соблюдение трудовой и технологической дисциплины, наиболее целесообразную организацию и оплату труда. Согласно общепринятым правилам в организациях занимающихся жилищно-гражданского строительства ответственность за проект в целом несет главный архитектор проекта, он же является руководителем группы архитекторов и непосредственно (лично) участвует в процессе проектирования объекта. Между линейными подразделениями (разработка проектов, смет, типовых чертежей деталей и т.д.) существует сеть линейных взаимосвязей, которые осуществляются путем приказов сверху вниз, посредством установления ответственности за результаты основной деятельности, которая возрастает в обратном направлении - снизу вверх.

     ООО «ИнвестПроект» занимается проектированием жилых зданий, зрелищных зданий и спортивных сооружений, лечебно-курортных зданий.

     В зависимости от общей численности работающих ООО «ИнвестПроект» относят к группе «небольшие» организации (до 50 чел.)

     Проектирование  производят за счет средств организации заказчиков, которые заключают договор на выполнение проектных работ с генеральным проектировщиком. Им является организация, выполняющая основную часть проектных работ (в промышленном строительстве - технологическую). Генеральный проектировщик для выполнения отдельных частей проекта (например, изысканий) привлекает на договорных началах в качестве субподрядчиков специализированные проектные организации. При этом он несет ответственность за комплексность выполнения проекта, т.е. за увязку

между собой всех разделов проекта.

  2.2. Общие положения по организации внутренней конкуренции в ООО «ИнвестПроект»

  Новые условия хозяйствования требуют  существенной переориентации деятельности проектной организации. Для выживания  необходимо знать и использовать законы рынка, тщательно изучать и анализировать спрос на конкретные виды проектных работ (услуг), выявлять потенциальных заказчиков, искать способы более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей заказчиков, быстро адаптировать производственную программу проектной организации к меняющейся рыночной конъюнктуре.

  Конкуренция — это обязательный атрибут рыночных отношений. Она возникает на рынке  всегда и не зависит от воли и  желания субъектов рыночных отношений. Участие проектной организации в конкурентной борьбе — это не эпизод, а условие существования.

  Внешняя конкурентная среда, где проектные  организации конкурируют с другими  организациями за получение заказов  в отрасли, регионе и т.п., уже  сформировалась и преимущества имеют те проектные организации, которые лучше других освоились в новой обстановке и умеют использовать методы борьбы с конкурентами. Участие в конкурентной борьбе будет успешнее, если и внутри проектной организации будет создана аналогичная внешней конкурентная среда, в которой работники смогут действовать по тем же правилам, по которым они действуют при взаимоотношениях с внешним миром. Другими словами, и внутри проектной организации должна быть создана ситуация получения работы на основе конкуренции.

     Создание условий для внутренней конкуренции между работниками — это вопрос политики руководства и в первую очередь директора.

  Наличие конкуренции между работниками внутри проектной организации «ИнвестПроект» означает, что созданы такие организационные, экономические и социальные условия, которые позволяют директору, управляющему проектом и начальнику основного проектного отдела принимать решения о том, кому поручить выполнение работы, за какую цену и в какие сроки на конкурсной основе, т.е. в момент принятия решения претендентов на получение работы должно быть больше чем один. Только в этом случае можно рассчитывать на быструю адаптацию к условиям рынка.

  На  состояние конкурентной борьбы внутри ООО «ИнвестПроект» оказывают влияние множество факторов, существенными из которых являются следующие (рис. 1):

  • влияние проектных организаций-конкурентов;
  • влияние заказчиков проектной продукции (услуг);
  • влияние поставщиков ресурсов;
  • влияние новых видов проектной продукции.

  Учет  указанных факторов определяет выбор  методов организации внутренней конкуренции. 

   
 
 
Проектные организации-конкуренты    
         
    Угроза  появления новых  конкурентов    
         
Поставщики  материалов и услуг для выполнения проектных работ Угроза  повышения цен, снижения качества продукции Конкурентная  среда в проектном институте:

конкуренция между проектными подразделениями  и работниками

Угроза  понижения цен, ориентация на продукцию конкурентов Заказчики проектной  продукции
         
    Угроза  появления продукции, заменяющей традиционную    
         
    Продукция, выполняющая те же функции лучше традиционной проектной документации    

 

Рисунок 1. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу в «ИнвестПроекте»

   Важнейшими  мероприятиями, с помощью которых  руководство проектного института  может оказать воздействие на формирование внутренней конкуренции, являются:

  • увеличение числа производителей проектной продукции, в том числе содержание части временно незанятых работников;
  • разделение существующих производственных подразделений, выделение групп специалистов в самостоятельных участников конкуренции (временные трудовые коллективы);
  • использование возможности привлечения специалистов, не состоящих в штате проектной организации.

2.3. Методы содействия развитию конкуренции в проектной организации

     Для формирования конкурентной среды в  проектном институте необходимо обеспечить наличие следующих условий:

  1. Свободный доступ на рынок проектной продукции (услуг) внутри проектного института. Каждый работник должен иметь право участвовать (заявлять об участии) в получении заказов на разработку проектной документации.
  2. Привлечение не менее двух претендентов при получении заказа на разработку проектной документации. Необходимо создать условия для формирования рынка рабочей силы, преодоления монополии отдельных подразделений и специалистов (узкой специализации) путем создания параллельных структур (дублирования подразделений и работников), формирования временных трудовых коллективов, привлечения работников и организаций со стороны.
  3. Равный доступ к материальным, трудовым, финансовым и другим ресурсам. Необходимо создать равные условия для выполнения любого заказа в обеспечении материальными, финансовыми и другими ресурсами. Не следует устанавливать приоритеты в ресурсном обеспечении в зависимости от вида объекта, объема работ, «важности» заказчика и др.
  4. Однородность выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) подразделениями и специалистами проектной организации. Конкуренция может возникнуть только в том случае, если продукт (работа, услуга) один, а претендентов на его изготовление больше одного.
  5. Равный доступ участников конкуренции к информации о спросе и предложении на проектную продукцию (услуги), ценах и сроках разработки.
  6. Независимость конкурентов при принятии решений. Директор должен создать ситуацию, не позволяющую осуществлять давление на кого-либо из конкурентов (подразделение или специалиста) по вопросам согласования цены, сроков разработки и других условий выполнения работ. Претенденты на выполнение работы должны руководствоваться только личными интересами, в состав которых, как правило, входят: получение более высокого материального вознаграждения за выполненную работу, удовлетворение личных профессиональных притязаний, стремление повысить собственную репутацию и т.п.
  7. Недопущение недобросовестной конкуренции в проектной организации.

Недобросовестная  конкуренция чаще всего проявляется  в следующем:

    • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту (подразделению, специалисту) либо нанести ущерб его деловой репутации;
    • введение потребителей (заказчиков проектной продукции (услуг)) в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества проектной продукции (услуг), разрабатываемых конкурентом;
    • некорректное сравнение собственных работ (услуг) с работами (услугами) конкурентов;
    • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или марки проектной продукции, а также копирование внешнего оформления продукции конкурента;
    • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или коммерческой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

     Наиболее  распространенный способ недобросовестной конкуренции — использование в собственных работах проектных материалов других работников (подразделений) без разрешения автора, поскольку доступ к архивным материалам в большинстве случаев свободный.

     Этот  недостаток может быть устранен введением  правила, в соответствии с которым  доступ к архивным материалам должен быть согласован с автором разработки.

     Для ограничения возможной недобросовестной конкуренции при приеме на работу целесообразно заключать с работниками специальные соглашения, в состав которых включать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, соглашение о недопущении конкуренции со стороны работника, в том числе при выполнении работ во временных творческих коллективах.

  1. Антимонопольные воздействия руководства проектного института. Основная задача руководства проектной организации при формировании антимонопольных воздействий заключается в предупреждении, ограничении и пресечении действий подразделений (специалистов), занимающих доминирующее положение в проектной организации, которые могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других подразделений (работников).

     Для преодоления монопольного положения  подразделений (работников) не рекомендуется:

  • устанавливать запреты подразделениям (работникам) на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов проектной продукции (услуг);
  • необоснованно препятствовать осуществлению деятельности подразделений (работников) в какой-либо сфере проектной деятельности;
  • устанавливать запреты на разработку проектной продукции (услуг) для определенных заказчиков или регионов или иным образом ограничивать права подразделений (работников) на производство проектной продукции (услуг);
  • препятствовать созданию новых структур (подразделений, должностей, временных творческих коллективов) в проектной организации;
  • предоставлять отдельным подразделениям (работникам) льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим подразделениям (работникам), занятым разработкой проектной продукции.

  2.4. Организация внутренней конкуренции между работниками ООО «ИнвестПроект»

     В проектной организации можно рассмотреть следующие конкурентные ситуации:

  1. Конкурентные условия: «Директор — управляющий проектом». Появление в «портфеле заказов» объекта проектирования позволяет директору для обеспечения внутренней конкуренции объявить конкурс среди работников на управляющего проектом.

     Участие в конкурсе могут принять все  обладающие необходимой квалификацией  специалисты, если не устанавливаются дополнительные ограничения.

     Следует особо сказать о наименовании должности «управляющий проектом». Традиционно в роли управляющего проектом выступает главный инженер (главный архитектор) проекта. В рыночных условиях лучше, как это принято в международной практике, перейти к наименованию «управляющий проектом». Назначение управляющего проектом на основе конкурса дает возможность директору достигать лучших условий выполнения работ для организации в целом. Возможными критериями при выборе кандидатуры для назначения управляющего проектом могут быть:

  • улучшение технико-экономических показателей проектируемого объекта;
  • сокращение сроков проектирования и строительства;
  • сокращение трудоемкости проектных работ;
  • более выгодные для проектной организации условия расчетов с участниками разработки проекта.

     При выборе управляющего проектом набольшее  значение следует придавать репутации  кандидата (конкурсанта).

     Взаимоотношения между работодателем в лице директора  проектного института и управляющим  проектом целесообразно оговаривать  в форме контракта.

     Директор  института в предварительном  соглашении (протоколе о намерениях) с заказчиком фиксирует предварительную договорную цену работ. Предварительная договорная цена является конфиденциальной информацией директора. Управляющий проектом, который выиграл конкурс, называет директору свою цену (ценовая конкуренция). Разница в цене остается в распоряжении директора и может использоваться на общеинститутские нужды (например, на оплату участия института в тендерах на получение новых заказов, проведение рекламных кампаний и т.п.). Опыт показывает, что цена работ, которую запрашивает управляющий проектом, должна соответствовать запросам участников разработки проекта.

Информация о работе Конкуренция персонала как фактор эффективного ведения бизнеса