Автор: Светлана Вергунова, 30 Ноября 2010 в 14:54, курсовая работа
Сущность конфликтов в коллективе, причины возникновения конфликтных ситуаций. Типы конфликтов для организации. Методы управления конфликтной ситуацией.
Введение 3
Теоретическая часть 4
Практическая часть 12
Заключение 21
Для руководителя, стремящегося реализовать принципы антикризисного управления организацией, очень важным является понимание того, что конфликт – это не спонтанное столкновение, а процесс, протекающий во времени и пространстве.
1.
Стадия возникновения
Конфликтная ситуация возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной' или обеими сторонами. Главная черта этой ситуации – возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта – это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Внешними признаками конфликтной ситуации является напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок, неадекватные ситуации, эмоциональные проявления и т. д. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться в другую или перерасти в открытый конфликт.
2. Стадия возникновения инцидента
На этой стадии происходит какое-либо событие, которое является поводом для «взрыва» напряженной ситуации и столкновения оппонентов (субъектов конфликта). Повод для активизации деятельности противоборствующих сторон называется инцидентом. Инцидент может возникнуть целенаправленно или произойти случайно, быть как объективным, так и субъективным, т. е. существующим только в воображении конфликтующих сторон.
3. Стадия кризиса в отношениях
На этой стадии конфликтная ситуация, обостренная инцидентом, перерастает в конфликт. Наступает кризис в отношениях. Он может проявляться в открытой и скрытой формах.
Открытый конфликт – это явно выраженное столкновение сторон в виде спора, ссоры, агрессивных действий. В этом случае между оппонентами происходит разрыв отношений.
Скрытый конфликт характеризуется отсутствием явного противостояния. В этом случае противоборствующие стороны внешне могут сохранять видимость нормальных отношений, а для борьбы использовать скрытые способы воздействия друг на друга (интриги, действия «чужими руками» и др.).
4. Стадия завершения конфликта
На этой стадии конфликт каким-то образом разрешается. Завершение конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Другим, наименее желательным исходом процесса развития конфликта, является приобретение им затяжного характера. Это способствует появлению множества отрицательных последствий конфликта, в том числе – порождению новых конфликтных ситуаций.
Внутри каждой из стадий конфликт может развиваться как в конструктивном, так и в деструктивном направлении. При рациональном поведении руководителя и участников столкновения конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться конструктивным, и негативные последствия будут сглажены.
В теории и практике управления конфликтами в производственных ситуациях известны две стратегии:
предупреждение конфликтов;
разрешение конфликтов.
Стратегия
предупреждения конфликтов имеет своей
целью создание таких производственных
условий и психологической
Реализация
этой стратегии заключается в проведении
разнообразных организационных и разъяснительных
мероприятий, направленных на улучшение
условий труда, создание рациональной
информационной системы и структуры управления
организацией, разработку обоснованных
систем вознаграждения за результативный
труд, обеспечение строгого соблюдения
правил внутренней жизни, традиций и т.
п.
Группа
компаний «Росгосстрах» представляет
собой вертикально
Территорию
Новосибирской области обслуживает Филиал
ООО «РГС – Сибирь». ООО «Росгострах-Сибирь» образовано
в 2003 году в результате реорганизации
системы Росгосстраха, проводимой в целях
оптимизации деятельности компании.
Ниже на рис. 1 показана миссия и цели организации первичного уровня.
Рис. 1. Миссия и цели ООО «РГС – Сибирь»
Составлено
автором
Рассматриваемое
предприятие можно представить
в виде системы, состоящей из нескольких
подсистем (рис.2).
Рис. 2. Организационная структура ООО «РГС – Сибирь»
Составлено автором
Тип организационной структуры – линейно-функциональная.
Подсистема страхования осуществляет управление производственным процессом организации. Подсистема продаж доводит до потребителей предоставляемые услуги. Отдел финансов планирует и контролирует денежные потоки организации. Подсистема безопасности контролирует и обеспечивает защиту как информационных систем, так и персонала. Центр управления рисками проводит мониторинг внешней и внутренней среды предприятия и разрабатывает антикризисные программы для организации. Управление персоналом осуществляется менеджерами по персоналу.
Ниже в таблице 2 дана характеристика внешней среды организации с учетом факторов прямого и косвенного воздействия.
Таблица 2
Характеристика
внешней среды ООО «РГС – Сибирь»
Фактор внешней среды | Содержание фактора | Влияние на систему |
Факторы внешней среды прямого воздействия | ||
1. Потребители | Круг потребителей услуг ООО «РГС – Сибирь» довольно широк и растет с каждым годом | Увеличение числа потребителей услуг вызывает необходимость увеличения ассортимента представляемых услуг |
2. Конкуренты | На рынке страховых услуг действуют | Конкуренция оказывает существенное влияние ценовую политику фирмы. В частности, при определении цены учитывается состояние и уровень цен на рынке страховых услуг |
3.Посреднические организации (рекламные агентства) | Оказывают сопутствующие услуги (разработка рекламы, ее размещение) | Указанные организации способствуют продвижению услуг и стимулируют их сбыт за счет рекламы |
4. Рынок рабочей силы | Спрос на рабочую силу (специалистов) велик, поэтому данный фактор отражает потребность организации в персонале | Способствует притоку рабочей силы в организацию, обновлению персонала |
Факторы внешней среды косвенного воздействия | ||
1.Политическая обстановка | Политическая стабильность (нестабильность) в обществе, которая определяется исходя из реальных предпосылок властных отношений | Определяет ориентиры деятельности организаций |
Продолжение табл. 2
2.Экономическая политика государства | Государство воздействует на деятельность предприятия через систему мер налогового, ценового, инвестиционного и иных механизмов | Государство посредством мер экономической политики стимулирует деятельность организации, либо, наоборот, создает препятствия, барьеры (например, ужесточение налогового бремени) |
3.Социально-экономические условия в стране | Уровень жизни населения, средний уровень заработной платы, наличие системы социального страхования | Чем выше уровень жизни и благосостояние, тем больше условий для удовлетворения потребности в услугах страховых организаций |
4.Состояние текущего законодательства | Наличие совершенной и непротиворечивой системы текущего законодательства, регулирующей деятельность в данной сфере | Государство в нормах права регулирует порядок и условия деятельности предприятия как в процессе основной деятельности (например, договорная работа), так в процессе его создания, реорганизации и ликвидации |
Составлено автором
К числу методов анализа внешней среды также следует относить PEST-анализ и SWOT – анализ.
PEST-анализ представляет собой анализ макроокружения, которое создает общие условия нахождения организации во внешней среде. Макроокружение определяется пятью компонентами (по расшифровке «PEST»):
Р – политико-правовые компонент (факторы);
Е – экономические факторы;
S – социальные факторы;
Т – технологические факторы.
Охарактеризуем по отдельности все компоненты:
1) Правовая компонента.
Анализ правового регулирования дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Необходимо обратить внимание на действенность правовой системы, степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы.
2) Политическая компонента.
Изучается для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов власти, государства в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
3) Экономическая компонента.
Ее изучение позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Важно обратить внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, тип и уровень развитости конкурентных отношений, величина заработной платы и т. д. Для стратегического менеджмента представляют интерес не значения показателей как таковые, а то, какие возможности для ведения бизнеса это дает.
4) Социальная компонента.
Ее изучение направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе, демографическая структура общества, рост населения, мобильность людей и т. д. Социальная компонента влияет не только на макроокружение, но и на внутреннюю среду организации. Также особенностью социальных процессов является то, что изменяются они относительно медленно, но приводят к очень существенным изменениям в окружении организации.
5) Технологическая компонента.
Ее
анализ позволяет своевременно увидеть
те возможности, которые развитие науки
и техники открывает для
При проведении PEST-анализа следует учитывать две особенности:
Распределим все факторы (компоненты) в таблице PEST-анализа.
Таблица 3
PEST-анализ
Витимского района водных путей и судоходства
P – политико-правовые | E – экономические |
1. Эффективная
кадровая политика
2. Эффективная ценовая политика 3. Своевременность уплаты налогов |
1.Достаточная доля
рынка
2. Широкий ассортимент услуг |
S – социальные | Т – технологические |
1. Квалифицированный
персонал
2. Низкая текучесть кадров 3. Хороший организационный климат |
1. Высокий уровень
автоматизации
2. Организация сбытовой политики |