Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:08, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сфе¬ру идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА. ПРОЦЕСС, ПОСЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ
1.1. Сущность конфликта
1.2. Типы конфликтов
1.3. Причины конфликтов
1.4. Модель процесса конфликта
1.5. Последствия конфликтов
1.6. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
1.7. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
2.1. Противодействие возникновению конфликта
2.2. Структурные методы разрешения конфликта
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов
2.4.Способы снижения конфликтов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Следует
добавить, что пошаговое движение
соперников в сторону разрешения
конфликта невозможно вне одновременного
действия таких элементов (факторов)
данного процесса, как адекватность
восприятия людьми происходящего, открытость
их отношений и наличие атмосферы
взаимного доверия и
Усилия
по разрешению конфликта могут прилагать
не только непосредственно втянутые
в него лица, но и своего рода люди
со стороны - посредники. А им иногда
удается сделать гораздо
Проанализировав
ряд исследований этого вопроса,
американские психологи Д. Черткофф
и Д. Эссер пришли к следующему
любопытному заключению. Оказывается,
для разрешения конфликтной ситуации
наличие посредника чрезвычайно
важно, скорее всего, в психологическом
плане, поскольку позволяет участникам
конфликта, несмотря на взаимные уступки
“сохранить лицо”. Из экспериментальных
данных, приводимых этими авторами,
мы узнаем о существовании зависимости
между делаемыми человеком
Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не к друг другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается “одолжение” в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом, часто психологические шаги противоборствующих сторон, участников конфликта, навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним (а, следовательно, и с друг другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым “правилам игры”.
Выбор посредника и определение круга его полномочий - сложная задача. М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:
1.
Конфликтующие стороны должны
рассматривать избранного ими
посредника как
2.
Посредник должен являться
3.
Конфликтующим сторонам
4.
Посредник может быть более
всего полезен, если он
5.
Основная задача посредника - сбор
информации и уяснение
6.
Если в силу своего служебного
положения посредник
7.
Посредник должен стремиться
поддерживать каждую сторону
в выражении его
8.
Посреднику следует помочь
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутри коллективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.
Разумнее
всего ему находиться как бы “над
схваткой”. Однако не в позиции стороннего
наблюдателя, что делает организационный
процесс неуправляемым, а в качестве
лица, заинтересованного в
Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.
Благодаря
существующим установкам на конфликт
как отрицательное явление
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт
также ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительными к
В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя. Это связано с тем, что каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер- арбитр в определенных условиях и по субъективным причинам может принять сторону его оппонента. В этом случае конфликт не затухает, а усиливается, так как “обиженной” стороне необходимо уже бороться и против менеджера.
Существует три точки зрения на конфликт:
В зависимости от точки зрения на конфликт, который придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ
СИТУАЦИЕЙ
2.1.
Противодействие возникновению
конфликта
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.
Как
мы уже говорили, руководителям не
стоит читать причиной конфликтных
ситуаций простое различие в характерах.
Конечно, это различие может явиться
причиной конфликта в каком-то конкретном
случае, но оно - лишь один из факторов,
которые могут вызвать
Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры для линии поведения, которая противодействует возникновению серьезных конфликтов:
«Признавать
друг друга» — это означает видеть
в другом человеке, человека «со
страдающей душой», с понятными желаниями
и представлениями о
«Понимать роль другого человека». Скажите: «На Вашем месте я...» И пригласите его оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли своими словами:
«Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...» Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача — преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение — и его, и ваше — надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них — самое лучшее, и именно оно должно стать решением.
Это
реальный путь. Он не легок. Нужен опыт.
Так как тот же процесс может
разворачиваться и в