Конфликты в организациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сфе¬ру идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА. ПРОЦЕСС, ПОСЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ
1.1. Сущность конфликта
1.2. Типы конфликтов
1.3. Причины конфликтов
1.4. Модель процесса конфликта
1.5. Последствия конфликтов
1.6. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
1.7. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
2.1. Противодействие возникновению конфликта
2.2. Структурные методы разрешения конфликта
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов
2.4.Способы снижения конфликтов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ Конфликт в организациях.docx

— 77.54 Кб (Скачать)

     1.4. Модель процесса конфликта.

 

     Рис.1. представляет модель конфликта как  процесса. Из нее видно, что существование  одного или более источников конфликта  увеличивает возможность возникновения  конфликтной  ситуации  в  процессе  управления.   Однако,  даже и  при большей возможности возникновения конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери  или которые они считают малоопасными. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: “На этот раз я разрешу ему поступить по-своему”.

 

       
 
 
 
 
 
 

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Модель конфликта как процесса.

 

     Однако  во многих ситуациях человек будет  реагировать так, чтобы не дать другому  человеку добиться желаемой цели. Настоящий  конфликт часто проявляется при  попытке убедить другую сторону  или нейтрального посредника, что  “вот почему он не прав, а моя точка  зрения правильная”. Человек может  попытаться убедить других принять  его точку зрения или заблокировать  чужую с помощью первичных  средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

     Чтобы конфликт начал развиваться, необходим  инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и  желания, вследствие либо объективных  обстоятельств, либо случайности.

     Аналогично  и конфликтные ситуации могут  возникать либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная  ситуация может передаваться “по  наследству”, переходить к новым  оппонентам. Она может создаваться  оппонентами намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а  иногда и во вред себе. То же самое  относится и к инциденту.

     В развитии каждого конфликта можно  фиксировать возникновение новой  конфликтной ситуации, её исчезновение и прекращение инцидента. Любое  изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного  конфликта, а возможно, и к началу нового.

     Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим  сотрудничество между членами коллектива.

     Результат конфликта в основном зависит  от того, насколько эффективно им управляет  менеджер.

     Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить и “войти”  в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема  – на 46; а на стадии “пик”, когда  страсти накалились до предела, конфликты  практически не разрешаются или  разрешаются весьма редко.

     Когда силы отданы борьбе (стадия  “пик”), наступает спад. И, если конфликт не разрешен в следующем периоде, он разрастается с навой силой, так  как в период спада могут быть привлечены для борьбы новые способы  и силы.

     1.5. Последствия конфликтов 

     Следующая стадия конфликта как процесса - это управление им. В зависимости  от того, насколько эффективным будет  управление конфликтом, его последствия  станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность  будущих конфликтов: устранит причины  конфликтов или создаст их.

  • Функциональные последствия конфликта. Имеется семь функциональных последствий  конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может, решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

     Конфликт  может также уменьшить возможности  группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают  идей, которые, как они считают, противоречат идеям их руководителей. Это может  улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и “диагноз” ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки. Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

  • Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие  дисфункциональные последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:

     1. Неудовлетворенность, плохое состояние  духа, рост текучести кадров и  снижение производительности.

     2. Меньшая степень сотрудничества  в будущем.

     3. Сильная преданность своей группе  и больше непродуктивной конкуренции  с другими группами организации.

     4. Представление о другой стороне,  как о “враге”; представление  о своих целях как о положительных,  а о целях другой стороны  как об отрицательных.

     5. Сворачивание взаимодействия и  общения между конфликтующими  сторонами.

     6. Увеличение враждебности между  конфликтующими сторонами по  мере уменьшения взаимодействия  и общения.

     7. Смещение акцента: придание большого  значения “победе” в конфликте,  чем решению реальной проблемы.

     Приведем  перечень ошибок с тяжелыми последствиями. Можно и «выиграть», если не обращать  на них внимания. Но это будет  ложная победа. Конфликт, как многоголовая гидра, появится в другом месте. Дело, кстати говоря, не в том, чтобы «победить». В этом случае партнер окажется проигравшим, и, глядишь, следующий конфликт уже стучится в вашу дверь.

     Тяжелые ошибки в обсуждении конфликта:

  • партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;
  • партнер не выражает полностью свои потребности;
  • партнер принимает «боевую стойку»;
  • партнер уходит в оборону;
  • поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;
  • партнер укрывается за «производственной необходимостью»;
  • партнер настаивает на признании своей власти;
  • в ход идет знание самых уязвимых мест партнера;
  • припоминаются старые обиды;
  • в конце концов, выявляются победитель и побежденный.

     1.6. Анализ поведения людей в конфликтной  ситуации.

 

     В основу описываемой поведенческой  модели положены идеи Д. и Р.Джонсонов, получившие затем распространение  в работе Е.Мелибруды. Суть этой модели состоит в следующем:

     Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех  факторов:

  • адекватность восприятия конфликта;
  • открытость и эффективность общения;
  • создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества;
  • определение существа конфликта.

     Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется в виду достаточно точная, не искаженная личными пристрастиями  оценка, как собственных действий, намерений, позиций, так и поступков, намерений, позиций оппонентов. А  получить такую оценку нелегко.

     В частности, трудно избежать влияния  негативной установки  в отношении  противной стороны, обнаруживающегося  в предвзятости оценки другого. В  нем, в его поведении видится  и чувствуется только враждебность. По мнению Е.Мелибруды: “Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся  допущению: допуская, что ваш партнер  настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер  переживает враждебность  к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неправильным, немедленно подтверждается”.

     Из  этого следует, что мы должны быть максимально неторопливыми в  своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.

     Следующий фактор конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность  общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой  существенный момент, связанный с  разрешением конфликта, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая  эмоции, честно выказывают свое понимание  происходящего. Подобная конфронтация способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает  основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между  оппонентами.

     Вместе  с тем, каким бы острым не было столкновение, оно должно решительно исключать  проявления хамства.

     Если  люди готовы к диалогу, если они открыты  друг для друга, естественно, создается  атмосфера взаимного доверия  и сотрудничества. Фактически любая  конфликтная ситуация проблемна, и  говоря о ее разрешении, мы подразумеваем  разрешение проблемной ситуации. И  поскольку в межличностных конфликтах участвуют, по меньшей мере, двое, речь должна идти о групповом решении  проблемы, а оно неизбежно требует  сотрудничества участников взаимодействия.

     Для того чтобы определить существо конфликта, участники конфликта должны согласовать  свой представления о сложившейся  ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия носят пошаговый  характер, разворачиваются в следующем  направлении:

     Шаг 1. Определение основной проблемы.

     На  этом этапе необходимо четко уяснить  суть проблемы, приведшей к конфликту. При этом очень важно чтобы  противники осознавали своеобразие  видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющееся здесь  сходства различия.

     Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта.

     Обычно  они служат поводом для возникновения  конфликта, часто затеняя истинную причину и затрудняя анализ. Поэтому  вслед за уяснением основной проблемы целесообразно проанализировать собственное  поведение на предмет выявления  конфликтных его деталей.

     Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта.

     Он  может быть выражен, в частности, следующими вопросами которые следует  задать себе участникам конфликта:

     а) Что я мог бы сделать, чтобы  разрешить конфликт?

     б) Что мог бы для этого сделать  мой партнер?

     в) Каковы наши общие цели, во имя которых  необходим, найти выход из конфликта?

     Шаг 4. Совместное решение о выходе из конфликта.

     На  этом этапе речь идет о выборе наиболее подходящего способа разрешения конфликта, вызывающее обоюдное удовлетворение соперников.

     Шаг 5. Реализация намеченного совместного  способа разрешения

     конфликта.

     Здесь конфликтующим сторонам очень важно, придерживаясь намеченной стратегии  действий, не вызвать необдуманным словом, поспешным поведением каких-либо сомнений друг у друга относительно искренности выраженных ранее намерений разрешить конфликт.

     Шаг 6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для

     разрешения  конфликта.

     На  ее основании проблема считается  либо разрешенной, либо делается вывод  о необходимости работы над ней, иногда вновь повторяя описанную  выше последовательность шагов.

Информация о работе Конфликты в организациях