Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:08, курсовая работа
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. Если «столкновение» затрагивает сфе¬ру идеи, то мы имеем ситуацию, которая знакома каждому. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПРИРОДА КОНФЛИКТА. ПРОЦЕСС, ПОСЛЕДСТВИЯ И АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ
1.1. Сущность конфликта
1.2. Типы конфликтов
1.3. Причины конфликтов
1.4. Модель процесса конфликта
1.5. Последствия конфликтов
1.6. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
1.7. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ
2.1. Противодействие возникновению конфликта
2.2. Структурные методы разрешения конфликта
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов
2.4.Способы снижения конфликтов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина - руководитель давно планировала в субботу и в воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее непосредственный начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Например, обсуждая на собрании возможности увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один, однако, будет твердо убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать к сердцу интересы компании, его или ее все равно можно рассматривать, как источник конфликта, потому что он или она идет против мнения группы.
Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать
соответствующую
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться “рассчитаться” с ним снижением производительности труда. Еще одним примером межгруппового конфликта может служить непрекращающийся конфликт между профсоюзом и администрацией. К сожалению, частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между линейным и штабным персоналом. Штабной персонал обычно моложе и образованней, чем линейный, и при общении любит пользоваться техническим жаргоном. Эти отличия приводят к столкновению между людьми и затруднениям в общении. Линейные руководители могут отвергать рекомендации штабных специалистов и выражать недовольство по поводу своей зависимости от них во всем, что связано с информацией. В экстремальных ситуациях линейные руководители могут намеренно выбрать такой способ выполнения предложения специалистов, что вся затея закончится провалом. И все это для того, чтобы поставить специалистов “на свое место”. Штабной персонал, в свою очередь, может возмущаться, что его представителям не дают возможности самим провести в жизнь свои решения, и стараться сохранить информационную зависимость от них линейного персонала. Это - яркие примеры дисфункционального конфликта.
Часто
из-за различия целей начинают конфликтовать
друг с другом функциональные группы
внутри организации. Например, отдел
сбыта, как правило, ориентируется
на покупателя, в то время как
производственное подразделение больше
заботится о соотношении затрат
и эффективности, а так же об экономии
на масштабах. Держать большие товарные
запасы, чтобы быстро выполнять заказы,
как предпочитает отдел сбыта, значит
увеличивать затраты, а это противоречит
интересам производственных подразделений.
Дневная смена медицинского персонала
может обвинить ночную смену в
том, что та плохо ухаживает за
больными. В крупных организациях
одно подразделение может попытаться
увеличить свою прибыльность, продавая
готовую продукцию внешним
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
Некоторые
типы организационных структур и
отношений как бы способствуют конфликту,
возникающему из взаимозависимости
задач. Причиной конфликта между
линейным и штабным персоналом будет
взаимозависимость
Определенные
типы организационных структур также
увеличивают возможность
Различия
в ценностях - весьма распространенная
причина конфликта. Например, подчиненный
может считать, что всегда имеет
право на выражение своего мнения,
в то время как руководитель может
полагать, что подчиненный имеет
право выражать свое мнение только
тогда, когда его спрашивают и
беспрекословно делать то, что ему
говорят. Высокообразованный персонал
отдела исследований и разработок ценит
свободу и независимость. Если же
их начальник считает необходимым
пристально следить за работой своих
подчиненных, различия в ценностях,
вероятно, вызовут конфликт. Конфликты
часто возникают в