Конфликты при формировании коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

В работе дано понятие конфликта, его структуры, рассмотрены стадии конфликта, факторы, влияющие на возникновение конфликтов, конфликты при формировании коллективов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ВИДЫ 5
2. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА 7
3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 10
4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 12
5. КОНФЛИКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВОВ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

КР по КОФЛИКТОЛОГИИ для загрузки.doc

— 149.00 Кб (Скачать)
  1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
 
 

     Личность  не может находиться вне общества, коллектива, группы, она утверждается в группе, реализует себя. Каждый из нас одновременно принадлежит к нескольким группам: семья, друзья, коллектив на предприятии.

     Группа – ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичных обстоятельств и пр.).

     Понятие «группа» тесно связано с понятием «коллектив». Но создание коллектива из группы совместно работающих сотрудников – задача руководителя, которая реализуется при правильном управлении и формировании коллектива.

     Коллектив (от лат. collectivus – сборный) – группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на другого и одновременно находится под его влиянием.

     Коллектив, как и личность, имеет свои законы развития. Высокоразвитый коллектив может добиться значительно больших успехов, чем отдельная личность, даже самая одаренная. Но такого эффекта добиться крайне непросто, в этом и состоит умение создавать и управлять коллективом, организовывать совместный труд.

     В настоящее время разработано  множество подходов к классификации  коллективов по различным признакам (см. Таблицу).

Таблица 2 

Классификация коллективов 

Признак классификации Виды коллективов
в зависимости от характера совместной деятельности
  • производственные;
  • управленческие;
  • спортивные и пр.
 
 

  Продолжение Таблицы 2 

Признак классификации Виды коллективов
по  признаку длительности существования  различают
  • временные;
  • постоянные.
по  численному составу
  • малые;
  • большие.
по  признаку формальности
  • формальные;
  • неформальные.
 

     Рассмотрим  более подробно классификацию коллективов  по признаку формальности. Формальные коллективы. Они создаются по воле руководства для организации производственного процесса. Руководство организации создает подразделения, т.е. группы в соответствии с горизонтальным разделением труда и уровни управления в соответствии с вертикальным разделением, а задача руководителей этих подразделений – создать из групп работоспособные коллективы.

     Структура формальных коллективов определяется целями, задачами, особенностями трудового  процесса. Взаимоотношения между  работниками регулируются соответствующими уставами, должностными инструкциями, положениями о подразделениях. Положение отдельного работника определено должностью, которую он занимает (руководитель, специалист, технический исполнитель).

     Неформальные  коллективы (группы) создаются по воле самих работающих на основе взаимных симпатий, дружеских отношений для достижения какой-то определенной цели. Некоторые такие группы могут быть организованы из людей, объединенных недовольством руководителем. Сила воздействия неформальных групп сотрудников является достаточно большой в организации, а при определенных условиях может фактически стать доминирующей и нейтрализовать усилия официального (формального) руководителя.

     Достоинствами существования неформальных коллективов с точки зрения управления организацией являются:

  • высокий дух коллективизма;
  • большая преданность организации (если цели неформальных коллективов и организации в целом совпадают);
  • более высокая производительность труда при совпадении групповых норм и норм данной организации.

     Но  существование неформальных коллективов  имеет и свои недостатки при управлении:

  • снижение эффективности труда;
  • распространение ложных слухов (верных с точки зрения одной из неформальных групп);
  • тенденции к сопротивлению переменам (нарушение равновесия в неформальных коллективах).

     Рассмотрим факторы, влияющие на формирование конфликтов в неформальных группах, коллективах:

  • численность неформальной группы;
  • состав;
  • наличие норм поведения у данной группы;
  • существование неформального лидера;
  • распределение ролей.

     Рассмотрим  более подробно эти факторы.

    1. Численность неформальной группы. По данным статистических исследований, наиболее рациональное количество членов группы – пять человек. При выработке управленческого решения группа численностью пять-одиннадцать человек разрабатывает более точные варианты. Зависимость эффективности деятельности группы от ее численности представлена на рисунке 3.

     В группе, численностью меньше пяти человек, доля персональной ответственности достаточно высока и не всеми воспринимается. При численности группы в пять человек работники испытывают наибольшую степень комфортности. При численности больше пяти человек процесс общения затрудняется. По мере увеличения численности группы усложняется процесс достижения согласия по спорным вопросам, появляется тенденция разделения группы на более мелкие. 

 

Рис. 3. – Зависимость эффективности деятельности группы от ее численности. 

     Согласно  закона «психологической триады» самой психологически устойчивой неформальной структурой является триада с сильным лидером, а самой стабильной – триада плюс два человека, играющих роль стабилизаторов.

     В зависимости от численности группы выделяют малые и большие группы. Малая группа – относительно небольшое число непосредственно контактирующих между собой индивидов, объединенных общими целями и задачами. Если эти группы созданы стихийно, то речь идет о неформальной малой группе. Для ее возникновения и существования необходимым условием является наличие авторитетного неформального лидера. Для создания официальной малой группы нужен авторитетный руководитель, вокруг которого объединяются остальные члены группы (команды, рабочей группы).

     Малые группы оказывают большое влияние на всю систему управления организацией.

     С точки зрения возникновения конфликтов, фактор численности имеет значение и как снижающий возможность  возникновения конфликта внутри самой малой группы, иначе группа просто распадется, и как повышающий возможность возникновения конфликтов этой группы с другими.

     Таким образом, эффективность существования  неформальной группы будет определяться совпадением размера неформальных коллективов с численностью группы, необходимой для выполнения поставленной задачи, т.е. рабочей группы.

    1. Состав. Важным фактором бесконфликтного существования неформальной группы является состав ее участников, т.е. степень сходства точек зрения, подходов личностей, входящих в ее состав при решении возникшей проблемы.

     В целом состав группы должен включать людей, взаимодополняющих по характеру и квалификации.

    1. Наличие норм поведения. В коллективах осуществляется формирование групповых норм поведения, принятых именно в этой группе, следование которым является обязательным условием принадлежности к данной группе. Существующие в неформальной группе нормы поведения являются достаточно сильным фактором влияния на отдельную личность.

     Только  при условии соблюдения личностью  групповых норм она будет принята  этой группой.

     Групповые нормы представляют собой совокупности правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом организации), они являются своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп, организации и всего общества в целом. Нормы позволяют группе соотносить поведение каждого отдельного своего участника с выработанными эталонами и осуществлять эффективное воздействие на отдельную личность в случае отклонения ее поведения от принятого в группе эталона.

     Нормы выполняют функции социального контроля за деятельностью личности, способствуют устойчивости и стабильности существования группы.

     Вместе  с тем нормы могут блокировать  восприятие группой нового и препятствовать перестройке всей деятельности в  изменившихся социальных условиях.

    1. Существование неформального лидера. Возникновение и существование неформальных групп связано, как правило, с наличием в коллективе неформального лидера. Авторитетный работник, играющий заметную роль в коллективе, за которым признается право принимать решения в значимой для группы ситуации, становится ее неформальным лидером. Он объединяет вокруг себя своих единомышленников, создает сплоченную группу, влияет на выработку норм поведения данной группы.

     Вместе  с тем наличие неформального  лидера может привести к следующим конфликтным ситуациям:

      • борьба этого лидера за власть с официальным руководителем;
      • борьба с теми членами группы, которые не хотят придерживаться принятых норм поведения;
      • сопротивление переменам, предлагаемым со стороны официального руководителя, если они могут угрожать его авторитету, положению в группе;
      • неприятие новых членов группы как угрозы своему лидерству.

     Для официального руководителя наибольшие сложности при управлении коллективами представляют неформальные отрицательные лидеры, т.е. лидеры, настроенные против этого руководителя.

    1. Распределение ролей. Члены группы выполняют определенные роли в соответствии со сложившейся структурой этого коллектива.

     Группа  соотносит ролевое поведение ее участников с ролевым ожиданием со стороны остальных работников. При несоответствии поведения ожиданиям возникают осложнения, которые могут перерасти в конфликт. 

  1. Конфликты при формировании коллективов
 
 

     Конфликты в коллективе могут возникать  не только в процессе его функционирования, но и на каждом из этапов его создания.

     Процесс формирования нового коллектива состоит в прохождении последовательно нескольких стадий:

  • первичного синтеза;
  • дифференциации;
  • интеграции;
  • стабилизации или распада.

     Рассмотрим  эти стадии с точки зрения предотвращения конфликтов.

    1. Стадия первичного синтеза. Характеризуется созданием новой организации или приходом нового начальника. На этой стадии задаются от внешних организаций целевые установки, проектируются формальная структура группы, органы управления, системы отчетности. На данной стадии только вырабатываются взаимные требования начальник-подчиненный, взаимосвязь между работниками носит неустойчивый характер.

     Например, создается новое малое предприятие. Цель его деятельности и структура  организации определены, отдельные  работники подобраны, но у них  нет опыта совместной деятельности, реализации отношений начальник-подчиненный, не определены направления взаимозависимости при выполнении производственных функций.

     Психология  коллектива на этой стадии – исполнительская, преобладает настроение ожидания, иногда настороженности. Это же характерно и для сложившегося коллектива, когда в него приходит новый начальник.

     Конфликты в коллективе на данной стадии бывают в основном эпизодические, поскольку еще не сложилась неформальная структура данного коллектива, не сформированы групповые нормы поведения, не проявился в полной мере неформальный лидер.

Информация о работе Конфликты при формировании коллектива