Конфликты при формировании коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

В работе дано понятие конфликта, его структуры, рассмотрены стадии конфликта, факторы, влияющие на возникновение конфликтов, конфликты при формировании коллективов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ВИДЫ 5
2. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА 7
3. СТАДИИ ПРОТЕКАНИЯ КОНФЛИКТА 10
4. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ 12
5. КОНФЛИКТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВОВ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

КР по КОФЛИКТОЛОГИИ для загрузки.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

     Общество  как целостное образование характеризуется  сложной системой отношений – экономических, социальных, политических, нравственных, родственных, духовных и др. В основе этих отношений лежат потребности и интересы людей. Если возникают помехи на пути реализации этих потребностей и интересов, целей и ожиданий, это приводит к обострению противоречий между людьми, их социальными группами, рождает напряжение, кризисные ситуации, конфликты.

     Особое  место в ряду кризисных ситуаций занимают конфликты в организациях.

     Конфликт  в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо избегать, если есть возможность, и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

     Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным  управлением некоторые конфликты  не только возможны, но и желательны. Конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на них происходит до их фактического исполнения.

     Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, структуру, провести анализ конфликта для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

     Конфликты в коллективе могут возникать  не только в процессе его функционирования, но и в процессе формирования нового коллектива.

     Все вышесказанное свидетельствует  об актуальности темы данной контрольной работы: «Конфликты при формировании коллектива».

     Цель  данной контрольной работы изучить  конфликты при формировании коллектива. Задачи контрольной работы следующие:

  • дать определение конфликта;
  • рассмотреть классификацию конфликтов;
  • изучить структуру конфликта;
  • рассмотреть основные стадии конфликта;
  • определить факторы, влияющие на возникновение конфликтов;
  • изучить конфликты при формировании коллектива.
  1. понятие конфликта и его виды
 
 

      Существуют  различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

     Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

     Количество  конфликтов достаточно велико, для возможности выбора адекватного метода воздействия и управления соответствующим конфликтом необходима их классификация. Существуют многочисленные классификации конфликтов. Ниже приведена классификация конфликтов по С. Емельянову: 

Таблица 1

Классификация конфликтов 

Основание

классификации

Виды конфликтов Общая характеристика
Сферы

проявления конфликта

  • экономические;
  • идеологические;
  • социально-бытовые;
  • семейно-бытовые.
В основе лежат  экономические противоречия.

В основе лежат  противоречия во взглядах.

В основе лежат  противоречия социальной сферы.

В основе лежат  противоречия семейных отношений.

Степень

длительности  и напряженности конфликта

  • бурные и быстротекущие;
  • острые  длительные;
  • слабовыраженные и вялотекущие;
    • слабовыраженные и быстротекущие.
Возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью сторон.

Возникают при  наличии глубоких противоречий.

Связаны с не очень острыми противоречиями либо пассивностью сторон.

Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер.

Субъекты

конфликтного взаимодействия

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • конфликты «личность – группа»;
    • межгрупповые.
Связаны со столкновением  противоположно направленных мотивов личности.

Субъектами выступают две личности.

Субъекты: с одной  стороны – личность, с другой – группа.

Субъектами выступают  малые социальные группы.

Продолжение таблицы 1 

Основание

классификации

Виды конфликтов Общая характеристика
Социальные 

последствия

  • конструктивные;
  • деструктивные.
В основе лежат  объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы.

В основе, как  правило, лежат субъективные причины. Создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы.

Предмет

конфликта

  • реалистичные;
  • нереалистичные.
Имеют четкий предмет.

Не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих  субъектов конфликта.

  1. Структура конфликта
 

     Конфликт  наряду с тем, что он является системой, представляет собой и процесс.

     Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

     Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» – фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

     В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов (см. Рис. 1). 

 

Рис. 1. – Структура конфликта. 

     
  1. Участники конфликта – лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников:
    • основные участники конфликта (противоборствующие силы);
    • группы поддержки;
    • другие участники.

     Основные  участники конфликта. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент», что в переводе с латинского означает«возражающий, противник в споре».

     Группы  поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

     Другие  участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

     2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.

     3. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство. Борьба отражает стремление сторон разрешить это противоречие. В ходе конфликта она может затухать и обостряться. Так же ведет себя и противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной, пока противоречие не разрешится.

     4. Объект конфликта – его рассматривают как причину, повод к конфликту.

     Объектом  конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

     5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро- и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

     В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

  1. Стадии  протекания конфликта
 
 

     Любой конфликт имеет довольно сложную  внутреннюю структуру.

     Анализ  содержания и особенностей протекания конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям: 

 

Рис. 2. – Основные стадии протекания конфликта. 

     Рассмотрим  подробнее каждую стадию конфликта.

     1. Предконфликтная стадия. Ни один  конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

     Характерной особенностью каждого конфликта  в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга.

     2. Непосредственно конфликт. Эта стадия  характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

     Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. К первой группе относятся  действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте.

     3. Разрешение конфликта. Внешним  признаком разрешения конфликта  может служить завершение инцидента.  Именно завершение, а не временно прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента – необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

     Разрешение  конфликта возможно лишь при изменении  конфликтной ситуации. Это изменение  может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается:

  • устранение причины конфликта;
  • изменение установок соперников относительно друг друга;
  • изменения требований одной из сторон (соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).

Информация о работе Конфликты при формировании коллектива