Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:42, курсовая работа
Цель данной работы - на основании литературных источников изучить понятие конфликтов на предприятии и методов их разрешения.
Задачи курсовой работы:
изучить понятие конфликта;
изучить сущность конфликтов;
изучить причины их возникновения;
изучить способы разрешения конфликтов;
изучить полезные советы по поведению управленца в конфликтных ситуациях.
изучить причины возникновения и методы разрешения конфликтов на предприятии ОАО «Электросервис».
. Сущность конфликтов и управление ими
1.1. Природа конфликта
1.2. Типы конфликтов
1.3. Причины конфликтов
1.4. Методы разрешения конфликтов
2. Характеристика предприятия ОАО «Электросервис»
2.1. Анализ организационно – правовой формы предприятия
2.2. Анализ организационной структуры предприятия
3. Анализ причин возникновения различных типов конфликтов на предприятии ОАО «Электросервис». Последствия конфликтов
4. Предложения по устранению причин возникновения дисфункциональных конфликтов на предприятии
4.1. Устранение конфликтов
4.2. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
4.3. Логика разрешения производственного конфликта
4.4. Полезные советы
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение | ...2 |
1. Сущность конфликтов и управление ими | ...3 |
1.1. Природа конфликта | |
1.2. Типы конфликтов | |
1.3. Причины конфликтов | |
1.4. Методы разрешения конфликтов | |
2. Характеристика предприятия ОАО «Электросервис» | ...14 |
2.1. Анализ организационно – |
|
2.2. Анализ организационной |
|
3. Анализ причин возникновения различных типов конфликтов на предприятии ОАО «Электросервис». Последствия конфликтов | ...21 |
4. Предложения
по устранению причин |
...25 |
4.1. Устранение конфликтов | |
4.3. Логика разрешения производственного конфликта 4.4. Полезные советы Заключение Список литературы |
…33 …35 |
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема актуальна для изучения, так как конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.
Слово "конфликт"- латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. (Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.
Руководитель должен обладать сильным стремлением к реализации своих творческих способностей, должен постоянно изучать запросы людей, стремится завоевать их доверие высоким качеством товара и обслуживания, должен быть совестлив и порядочен, показывать личный пример непрерывного духовного и профессионального совершенствования и деловой порядочности, должен быть способен сотрудничать без конфликтов. Только подобный человек способен стать истинным бизнесменом, принести пользу себе, людям и своей стране.
Стресс
- это своеобразное продолжение конфликта,
поэтому изучение конфликта необходимо
проводить совместно с
Цель данной работы - на основании литературных источников изучить понятие конфликтов на предприятии и методов их разрешения.
Задачи курсовой работы:
Для
изучения данной темы, помимо литературных
источников будет проводиться исследование
на предприятии ООО «Электросервис».
1. Сущность конфликтов и управление ими
1.1. Природа конфликта
Самое общее определение конфликта (от лат. conflict us - столкновение) - столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение - противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Конфликт - это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса.
Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т.п.
Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог) [1, 22 с.].
Когда
конфликт в организации неуправляем,
это может привести к конфронтации
(когда структурные
Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.
Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая "загнивает". Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация не здорова. Поэтому задача менеджера - спроектировать конструктивный, решаемый конфликт, отсюда конфликты - это нормальное явление. Для организации считается здоровым наличие конфликта. И чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие ингредиенты существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.
Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают порой противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят столь далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что в конечном счете отрицательно сказывается на развитии организации. Модель конфликта показана на рис. 1.1.
Итак, конфликт. Какова его природа? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта [2, 59 с.].
Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания, вследствие либо объективных обстоятельств, либо случайности.
Аналогично и конфликтные ситуации могут возникнуть либо по инициативе оппонентов, либо объективно, независимо от их воли и желания. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться "по наследству", переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но и без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.
В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приведет к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.
Таким образом, конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива[3, 26 с.].
Результат
конфликта в основном зависит
от того, насколько эффективно им управляет
менеджер. Поэтому нужно знать не только
природу, но типы конфликтов.
1.2. Типы конфликтов
Существует четыре основных типа конфликтов (рис. 1.2.).
1. Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, заведующий секцией может потребовать, чтобы продавец все время находился на рабочем месте и "работал" с покупателем. Позже заведующий уже выражает недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и не занимается подсортировкой товара.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями. Например, подчиненный планировал в субботу, в свой выходной, какие-то семейный мероприятия, а начальник в пятницу вечером объявил, что он в связи с производственной необходимостью должен в субботу работать. Внутриличностный конфликт проявляется как ответ на рабочую перегрузку или недогрузку
2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.
3. Конфликт между личностью и группой. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
4.
Межгрупповой конфликт. Как известно,
организации состоят из
Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый.
Скрытые
конфликты затрагивают обычно двух
человек, которые до поры до времени
стараются не показывать вида, что
конфликтуют. Но как только у одного
из них "сдают" нервы, скрытый конфликт
превращается в открытый. Различают также
случайные, стихийно возникающие и хронические,
а также сознательно провоцируемые конфликты.
Как разновидность конфликта выделяют
и интриги. Под интригой понимается намеренное
нечестное действие, выгодное инициатору,
которое вынуждает коллектив или личность
к определенным поступкам и этим наносит
коллективу и личности ущерб. Интриги,
как правило, тщательно продумываются
и планируются, имеют свою сюжетную линию[4,
56 с.].