Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами на предприятии ОАО «Бугурусланский завод Радиатор» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Введение
Теоретические основы конфликтов
Природа и факторы конфликтности. Типология конфликтных личностей
Виды и типы конфликтов
Пути и механизмы локализации конфликтов
Исследование конфликтов внутри организации на примере ОАО «Бугурусланский завод Радиатор»
Анализ локализации конфликтов на предприятии ОАО «Бугурусланский завод Радиатор»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
в любом из конфликтов участвуют
только квазипотребности и не принимают
участия естественные потребности
организма и личности! Сражаютс
Почему, как только потребности
выходят за естественные рамки, личность
преисполняется негативной энергии
и готовностью к агрессии. Если
повторяющиеся положительные
Органические квазипотребности
Материальные квазипотребности
Самые интересные метаморфозы происходят
с более высокими уровнями потребностей.
Источники конфликта в
Источники конфликта в коммуникативных потребностях. Раздражение, досада, гнев возникают тогда, когда личность начинает претендовать на большее, чем простое человеческое общение: на почитание собственного авторитета, на преклонение перед собой и подчинение себе. Естественные коммуникативные потребности заканчиваются там, где одна личность подавляет другую, где начинает проявлять себя авторитарный стиль общения, где проявляется стремление к доминированию в отношениях. Очевидно, квазипотребность личности во власти и является той самой искомой причиной конфликта во внутреннем мире человека.
Источники конфликта в гностических потребностях. Одни люди стремятся к знаниям, другие эти знания дают, но конфликты между учителями и учениками, между преподавателями и студентами, между тренерами и воспитанниками происходят постоянно. Источник конфликта в гностических потребностях скрыт в некритическом, пассивном способе усвоения информации. У многих людей, с течением времени, пропадает живой интерес к познанию и развивается потребность мыслить шаблонно, стереотипно, без выдумки, без элементов фантазии и воображения. Чаще всего потребность мыслить именно таким образом возникает в связи с возрастными физиологическими изменениями. Желание принимать информацию, не осмыслив её, на веру, свидетельствует об интеллектуальной усталости, дряхлости ума.
Ещё одна квазипотребность- потребность в слепой вере, делает людей агрессивными, фанатично преданными идее, и в тоже время идеальными исполнителями чужой воли, Они и есть тот самый источник конфликта на пятом этаже здания потребностей.
К духовным потребностям относятся
и эстетические потребности. Когда
мы, люди, забывая о других составляющих
души, стремимся стать “великими”
музыкантами, художниками, артистами,
и фанатично развиваем только
своё умение копировать реальное, приходят
не только признание, но разочарования.
Профессионализм людей
Что касается трансцендентальных квазипотребностей, то конфликты на их почве возникают чаще всего. Сегодня одни люди пьют или принимают наркотики, тогда как другие вынуждены мириться с этим; завтра одни мучаются похмельным синдромом или наркотической ломкой, другие опять терпят (или не желают терпеть). Путешествуя в иную реальность с помощью психотропов люди бессознательно стремятся быть лучше, добрее, бесстрашнее, но трезвая часть общества, не испытывающая влияния естественных чувств и предчувствий, осознаёт это плохо. Отсюда непонимание, агрессия и конфликты.
Опираясь на исследования отечественных психологов (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк; В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко), возможно дать характеристику шести основным типов конфликтных личностей:
1) демонстративный тип:
1. Хочет быть в центре внимания.
2. Любит хорошо выглядеть в глазах других.
3. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
4. Ему легко даются поверхностные конфликты.
5. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
6. Налицо поведение
7. Планирование своей
деятельности осуществляет
8. Не уходит от конфликтов,
в ситуации конфликтного
9. Часто оказывается источником
конфликта, но не считает себя
таковым.
2) ригидный тип: (слово "ригидный" означает
негибкий, непластичный). Люди, принадлежащие
к этому типу, отличаются честолюбием,
завышенной самооценкой, нежеланием и
неумением считаться с мнением окружающих.
Поведение их отличается бесцеремонностью,
переходящей в грубость. Этот тип личности
подозрителен. Часто не учитывает изменения
ситуации и обстоятельств. Прямолинеен
и негибок. С большим трудом принимает
точку зрения окружающих, не очень считается
с их мнением.
Выражение почтения со стороны
окружающих воспринимает как должное.
Выражение недоброжелательства со стороны
окружающих воспринимается им как обида.
Болезненно обидчив, повышенно чувствителен
по отношению к мнимым или действительным
несправедливостям.
3) неуправляемый тип: люди, относящиеся к этой категории,
отличаются импульсивностью, непродуманностью,
непредсказуемостью поведения, отсутствием
самоконтроля. Поведение - агрессивное,
вызывающее.
Во многих неудачах, неприятностях
склонен обвинять других.
Не может грамотно спланировать
свою деятельность или последовательно
претворить планы в жизнь. Недостаточно
развита способность соотносить свои
поступки с целями и обстоятельствами.
Из прошлого опыта извлекает мало пользы
на будущее.
4) сверхточный тип: предъявляет повышенные требования
к окружающим, причем делает это так, что
людям, с которыми работает, кажется, что
к ним придираются. Характеризуются повышенной
тревожностью, проявляющейся, в частности,
в подозрительности. Чрезмерно чувствителен
к деталям, к оценкам со стороны окружающих,
особенно руководителей.
Иногда вдруг порывает отношения
с друзьями, знакомыми потому, что ему
кажется, что его обидели. Страдает от
себя сам, переживает свои просчеты, неудачи,
подчас расплачиваясь за них даже болезнями
(бессонницей, головными болями и т.п.).
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных
проявлениях. Не очень хорошо чувствует
реальные взаимоотношения в группе.
5) бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях,
обладает легкой внушаемостью, внутренне
противоречив. Характерна некоторая непоследовательность
поведения. Ориентируется на сиюминутный
успех в ситуациях. Зависит от мнения окружающих,
особенно лидеров. Излишне стремится к
компромиссу. Не обладает достаточной
силой воли. Не задумывается глубоко над
последствиями своих поступков и причинами
поступков окружающих.
6) Рационалист: расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя. Несомненно, существуют «трудные» люди, то есть такие, общение с которыми оказывается сложным и чревато конфликтами для большинства сталкивающихся с ними. Психологическая литература, в том числе популярная, изобилует описаниями различных «вредных» типов личности. Наиболее явными из трудных личностей являются грубые, резкие, открыто агрессивные люди. Важно понимать причины грубого и агрессивного поведения. есть некоторые типы личностей, для которых агрессия является привычным типом поведения. Для выбора адекватного способа обращения с ними необходимо учитывать различия между этими типами.Грубиян - «танк» идет напролом, не обращая внимания на попадающихся на его пути. Он часто даже не видит вас и не слышит, что вы говорите. Существует тип «грубияна - крикуна», который немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше всего проявить понимание и сочувствие, хотя это и непросто, так как это единственный способ утихомирить «крикуна».К этому типу примыкает «граната»- тип довольно мирного человека, который, тем не менее, совершенно неожиданно может взорваться. Как правило, это является результатом его чувства беспомощности, ощущения контроля за ситуацией. Можно «разрядить гранату», дав такому человеку возможность контроля за ситуацией, и успокоить его.«Привычный крикун» просто не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при первой же возможности. На самом деле, он совершенно безопасен. Самое простое - зная, с кем вы имеете дело, не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать своей цели. Менее агрессивный, но не менее нервирующий тип - «всезнайка», который постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость. «Пессимист» тоже может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено. Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.
1.2 Виды и типы конфликтов
По длительности конфликты бывают:
Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).
Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).
Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).
По степени выраженности:
Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).
Частично скрытые (имеются
видимые проявления, но недостаточные
для выявления глубинных
Открытые (все проявления
открыто демонстрируются
Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).
Потенциальные.
По организации:
Инициативные (1 из участников выступает в роли инициатора).
Спровоцированные (в силу обстоятельств).
Нечаянные.
Подробнее структуру конфликтов можно рассмотреть в Приложении 1.
Наличие огромного количества общих
и частных классификаций
В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные.
Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.
По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на преследующие личные, групповые и общественные цели. Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).
По источникам возникновения - деловые и эмоциональные конфликты. Деловые - организационные конфликты (например, несовершенство организационных структур, организации, оплаты труда, стиля руководства); эмоциональные связаны с индивидуальными психологическими особенностями, психологической несовместимостью оппонентов.