Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами на предприятии ОАО «Бугурусланский завод Радиатор» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Введение
Теоретические основы конфликтов
Природа и факторы конфликтности. Типология конфликтных личностей
Виды и типы конфликтов
Пути и механизмы локализации конфликтов
Исследование конфликтов внутри организации на примере ОАО «Бугурусланский завод Радиатор»
Анализ локализации конфликтов на предприятии ОАО «Бугурусланский завод Радиатор»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 | |
1. |
Теоретические основы конфликтов |
6 |
1.1 |
Природа и факторы конфликтности.
Типология конфликтных |
8 |
1.2 |
Виды и типы конфликтов |
16 |
1.3 |
Пути и механизмы локализации конфликтов |
20 |
2. |
Исследование конфликтов
внутри организации на примере ОАО
«Бугурусланский завод |
24 |
2.1 |
Анализ локализации конфликтов
на предприятии ОАО « |
28 |
Заключение |
32 | |
Список использованных источников |
35 | |
Приложения |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом. Поэтому становится актуальной проблема изучения, управления и разрешения конфликтов не только как негативного явления, которые являются причиной возникновения споров, но позитивных его качеств, способствующих развитию организации.
Слово «конфликт» произошло от латинского conflictus - столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает.
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либо к деструктивным последствиям.
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без них функционирование организации невозможно. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. Сами по себе эти разногласия и противоречия могут выступать в качестве положительного фактора движения творческой мысли. Однако, становясь острыми, они могут препятствовать успешной совместной работе и вести к конфликтам.
Конфликт в организации - это осознанное
противоречие между общающимися членами
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников.
Это происходит из-за того, что большинство людей не
имеет элементарного
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире при быстром темпе развития рыночных отношений, своевременность и правильность принятия управленческого решения во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа персонала. Поэтому для обеспечения эффективной работы коллектива необходимо свести к минимуму количество конфликтных ситуаций.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить проблему управления конфликтами, а также проанализировать систему управления конфликтами на предприятии ОАО «Бугурусланский завод Радиатор» и предложить пути повышения эффективности работы данной компании путем более рационального управления конфликтами.
Для решения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы исследования конфликтов на: их сущность и способы разрешения.
2) Провести анализ конфликтов
и пути их разрешения на
предприятии ОАО «
3) Разработать рекомендации по
Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества и в жизнедеятельности организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ
Прежде всего следует
отметить, что основой всех конфликтов
являются противоречия, возникающие
между людьми или внутри структуры
самой личности. Именно противоречия
и вызывают противоборство между
сторонами конфликта. При этом объективные,
не зависящие от сознания людей противоречия,
коренящиеся в существенных различиях
социально-экономических
Когда люди думают о конфликте,
они чаще всего ассоциируют его с
Авторы, принадлежащие к школе «
Современная точка зрения заключается в том,
что даже в организациях с эффективным управлением некоторые
Таким образом, конфликт может быть функциональным
и вести к повышению
Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть:
Конфликт + Конфликтная ситуация + Инцидент
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Конфликтная ситуация(конфликтоген) - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности-получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого;
б) перенос, проблем решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений;
в) невыполнение функциональных
обязанностей в системе
“руководства-подчинения”.
Во-вторых, конфликты на производстве
вызываются факторами, препятствующими
достижению людьми вторичных целей
трудовой деятельности- достаточно высокого
заработка, благоприятных условий труда
и отдыха. К этой группе факторов относятся:
а) опять-таки взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда
организационных вопросов “по
вертикали”(т.е.
руководством), следствием чего может
явиться обострение отношений между людьми,
располагающимися на организационной
горизонтали;
в) функциональные
нарушения в системе "руководства-подчинения”,
препятствующие достижению личных целей
как руководителем.
В-третьих, возникающие в процессе реализации
трудовой деятельности конфликты нередко
порождаются несоответствием поступков
человека принятым в его коллективе нормам
и жизненным ценностям. Или другая, похожая,
конфликтогенная причина: ролевые несоответствия
в системе отношений “руководства-подчинения”
когда, например, имеет место несовпадение
распространенных в коллективе ожиданий
относительно поведения людей, занимающих
определенные служебные должности, с их
реальными действиями. Можно выделить
еще несколько причин конфликта, родственных
только что приведенной:
а) неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе;
б) плохая психологическая коммуникация
(т.е.люди не понимают, не учитывают намерения,
состояния друг друга, не считаются с
потребностями каждого).
Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических. В экологичнской психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами).
Причем принято выделять
групповую и индивидуальную территориальность.
С проявлением территориальности мы часто
сталкиваемся в повседневной жизни, в
том числе и на работе.
В эмоциональной сфере