Концепции ситуационного лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы  исследовать и проанализировать теории лидерства в современном менеджменте.
Задачи исследования:
1. Изучение теории лидерских качеств.
2. Анализ концепции лидерского поведения.
3. Рассмотрение концепций ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера, Херсея и Бланшарда.

Работа содержит 1 файл

К.Р. менеджмент орг.doc

— 298.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются, технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерство постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство неопровержимо, поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается, и будет оставаться актуальной. Т.е. несмотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытания временем.

Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспекте руководства.

              Объект исследования: система управления персоналом предприятия.

Предмет исследования: лидерство и его теоретическое обоснование в системе управления персоналом на предприятии.

Цель данной работы  исследовать и проанализировать теории лидерства в современном менеджменте.

Задачи исследования:

1. Изучение теории лидерских качеств.

2. Анализ концепции лидерского поведения.

3. Рассмотрение концепций ситуационного лидерства (Танненбаума-Шмидта, Фидлера, Херсея и Бланшарда.

 

ГЛАВА1. ТРАДИЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

 

Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значи­тельное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образ­цов поведения лидера.

1.1. Теория лидерских качеств

 

Теория лидерских качеств, является наиболее ранним подходом в изучений и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникаль­ный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Исходя из этого подхода, уче­ные пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.[1]

В этом направлении были проведены сотни исследований, поро­дивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обоб­щить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характери­зуют лидера:[2]

- ум или интеллектуальные способности;

- господство или преобладание над другими;

- уверенность в себе;

- активность и энергичность;

- знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Майна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказате­лем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг. Наиболее интересный ре­зультат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определив­шим следующие четыре группы лидерских качеств:

- управление вниманием, или способность так представить сущ­ность результата или исхода, цели или направления движе­ния (действий), чтобы это было привлекательным для последова­телей;

- управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

- управление доверием, или способность построить свою деятель­ность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по­лучить полное доверие подчиненных;

- управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресур­сы, включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возмож­ность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвященность работе.

Последующее изучение привело к выделе­нию четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологи­ческие или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые (табл. 1).

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако, быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтвержда­ют факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой исто­рии. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, пола­гаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.[3]

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под­тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сде­лать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные в табл. 1 черты характера личности при выявлении лидера в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Интеллектуальные способности

 

Черты характера личности

 

Приобретенные умения

 

• Ум и логика

• Инициативность

• Умение заручаться поддержкой

• Рассудительность

 

• Гибкость

• Умение кооперироваться

• Проницательность

• Бдительность

 

• Умение завоевывать популярность и престиж

 

• Оригинальность

• Созидательность и творчество

• Такт и дипломатичность

• Концептуальность

•Честность

• Умение брать на себя риск и ответственность

 

• Образованность

 

• Личностная целостность

• Умение организовывать

 

• Знание дела

 

• Смелость

• Умение убеждать

 

• Речевая развитость

 

• Самоуверенность

• Умение менять себя

 

• Любопытство и познавательность

• Уравновешенность

• Умение быть надежным

• Интуитивность

• Независимость

• Умение шутить и понимать юмор

 

 

 

• Самостоятельность

• Умение разбираться в людях

 

 

• Амбициозность

 

 

 

 

• Потребность в достижениях

 

 

 

 

• Настойчивость и упорство

 

 

 

 

• Энергичность

 

 

 

 

 

•Властность

 

 

 

 

 

• Работоспособность

 

 

 

 

 

• Агрессивность

 

 

 

 

• Стремление к превос­ходству

 

 

 

• Обязательность

 

 

 

 

 

• Участливость

 

 

 

 

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения. Эффективное выпол­нение этих функций, как известно, связано с наличием рассматрива­емых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.[4]

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затрудне­но. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяю­щими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качест­ва, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли при­годятся для лидерства в исследовательской лаборатории или в театре.

Теория лидерских качеств страдает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практи­чески бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неуда­ча в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организа­ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас­смотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.[5]

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изу­чающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожале­нию, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке поведен­ческих и ситуационных основ лидерства.

1.2. Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось нака­нуне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верно­го пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличие от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специ­ально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле­дующие:

- три стиля руководства;

- исследования Университета штата Огайо;

- исследования Мичиганского университета;

- системы управления (Ликерт);

- управленческая сетка (Влейк и Моутон);

- концепция вознаграждения и наказания;

- заменители лидерства.

Различие между политическими системами США и Германии перед Второй мировой войной послужило причиной исследования лидерства, проведенного в лабораторных условиях известным амери­канским ученым-бихевиористом Куртом Левиным. Изучение заключалось в сравнении эффекта от использования трех лидерских стилей: авторитарного, демократического и пассивного. Результаты этого исследования привели в удивление исследователей, ожидав­ших наивысшей удовлетворенности и производительности от демо­кратического стиля руководства. Курт Левин эмигрировал в США из Германии непосредственно перед началом войны и верил в то, что репрессивный, авторитарный режим в Германии был менее эффек­тивен, чем демократическое общество. Он ожидал, что результаты более чем четырехмесячного эксперимента в трех группах десятилет­них мальчиков, где каждая группа руководилась соответствующим образом подготовленными студентами, подтвердят его гипотезу. Оказалось, что, хотя ребята предпочитали демократического лидера, более продуктивны они были при авторитарном руководстве. По­дробно черты каждого стиля приведены в табл. 2.[6]

Таблица 2.

Содержание трех стилей руководства

 

Авторитарный

стиль

Демократический

стиль

Пассивный

стиль

Природа стиля

Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера

 

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера

 

Снятие лидером с себя ответствен­ности и отречение от власти в пользу группы/организации

 

 

Прерогатива в установлении целей и выборе средств

Принятие решений разделено по уров­ням на основе учас­тия

Предоставление возможности самоуправления в желае­мом для группы ре­жиме

 

 

Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху

Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях

Коммуникация в основном строится на «горизонтальной» основе

Сильные стороны

 

Внимание срочности и порядку, возмож­ность предсказания результата

 

Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении

 

Позволяет начать дело так, как это ви­дится и без вмеша­тельства лидера

 

Слабые стороны

 

Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициа­тивы

 

Демократический стиль требует много времени

 

Группа может поте­рять скорость и на­правление движе­ния без лидерского вмешательства

 

Информация о работе Концепции ситуационного лидерства