Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа
Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций маркетинга. Это – основа ркетинговой стратегии. Товарный рынок – категория маркетинга, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции. Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей. Существуют различные классификации товарных рынков. Различают местный (региональные), национальный (отдельно взятой страны) и мировой рынки.
1 Комплексное исследование рынка в системе маркетинга
1.1 Система маркетинговых исследований
2.3. Исследование товарного рынка
- малые возможности материально - технической базы;
- недостаточный объем оборотных средств для крупномасштабной деятельности;
- недостаточные возможности внедрения результаты научно - технического развития;
- несовершенная законодательная база в области налогообложения;
- и др.
Как уже было отмечено выше, рынок молочных продуктов позволительно сегментировать по признакам товарных подгрупп и разновидностей. В связи с этим отдельным образом, следует проанализировать и распределение рынка производителей на рыночных поднишах (табл.2.2 - 2.4).
Так, данные табл.2.2. позволяют сделать вывод о довольно низкой степени стабильности относительно распределения рынка масла животного. В 1999 - 2000гг. несомненным лидером являлось ОАО «Дакгомз», которое занимало соответственно 85,7% и 85,8%. Практически вся остальная доля рынка была предоставлена также предприятию Хабаровского края - ООО «Востокпродсервис», которое в 1999г. достигало 10,8% доли рынка. В 2000г. данный показатель увеличился на 3,4% и составил 14,2%. В первом же квартале 2001г. ОАО «Дакгомз» явилось единственным поставщиком - производителем масла животного на рынке г. Хабаровска.
Такая низкая степень активности предприятий относительно производства натурального масла различных видов обусловлено высокими показателями себестоимости на его производство. Достаточно высокое качество масла в настоящее время обеспечивается за счет внедрения высокотехнологичного оборудования с большим сроком окупаемости. При этом не все даже достаточно крупные предприятия пищевой промышленности обладают большими объемами свободных для инвестирования оборотных средств. В свою очередь высокий уровень цен на масло из натуральных компонентов обусловливает переориентацию покупательского спроса на товары - заменители (масляные смеси, маргариновые смеси и т.д.). В результате наблюдается снижение показателей спроса на натуральное масло, что и стимулирует снижение его предложения.
Таблица 2.2.
Структурный состав поставщиков - производителей масла животного, %
Наименование предприятия
1999г.
2000г.
Изменение
3 месяца 2001г.
Производители Хабаровского края
100
100
-
100
ОАО Дакгомз
85,7
85,8
0,1
100
ОАО «Переяславский м-д»
0,1
0
-0,1
0
ОАО «Вяземский м-д»
0,7
0
-0,7
0
ООО «Востокпродсервис»
10,8
14,2
3,4
0
ПТ ММК «Бикинский»
2,7
0
-2,7
0
ИТОГО
100
100
-
100
На основании данных табл.2.3. позволительно утверждать, основными производителями мороженого выступают ОАО ХПТО «Росмясомолторг» (70,6 - 72%) и ОАО «Дакгомз» (28 - 28,6%). Хотя еще в 1999г. ОАО «Дакгомз» выступал основным производителем и занимал 100% рыночной доли. Столь значительные темпы роста объемов реализации ОАО «РММТ» обусловлены более высокими показателями широты и полноты представляемого ассортимента мороженого, на сегодняшний день охватывающего практически весь целевой сегмент потребителей мороженого. ОАО «Дакгомз» ориентируется на потребителей, предпочитающих мороженое в вафельных стаканчиках. Росмясомолторг в равной степени удовлетворяет потребительский сегмент:
- мороженого в стаканчиках;
- мороженого в упаковке;
- мороженое на развес, - что и определяет столь отличительное конкурентное преимущество.
Таблица 2.3
Структурный состав поставщиков - производителей мороженого, %
Наименование предприятия
1999г.
2000г.
Изменение
3 месяца 2001г.
Производители Хабаровского края
100
100
-
100
ОАО ХПТО «РММТ»
0
70,6
70,6
72,0
ОАО «Комсомольский мясокомбинат»
0
0,9
0,9
0
ОАО Дакгомз
100
28,6
-71,5
28,0
ИТОГО
100
100
-
100
В отношении рынка молочной продукции, характеризующейся низким содержанием жира (нежирный кефир - менее 2,5%; нежирный творог и т.д.), отмечаются довольно значительные изменения. В 1999г. основную долю рынка занимали производители Хабаровского края (ОАО «Переяславский молокозавод» и ОАО «Комсомольский молокозавод»), в общей сумме составляя 88,9%. В 2000г. более половины объема реализации нежирной молочной продукции пришлось на ОАО «Николаевский мясомолкомбинат» (64,6%). Уход предприятий с данной рыночной ниши обусловлен небольшим удельным весом данного потребительского сегмента. Но, в то же время, следует отметить, продукция данной группы характеризуется стадией «выведения на рынок», что требует активизации усилий по стимулированию сбыта с целью создания имиджевого образа, информирования потребителей, формированию устойчивого положительного восприятия.
Таблица 2.4
Структурный состав поставщиков - производителей нежирной молочной продукции, %
Наименование предприятия
1999г.
2000г.
Изменение
3 месяца 2001г.
Производители Хабаровского края
88,9
35,4
-53,5
0
ОАО «Переяславский м-д»
34,2
0
-34,2
0
ОАО «Комсомольский мясокомбинат»
36,3
0
-36,3
0
ЧП Блохин
0
2,1
2,1
0
ПТ ММК «Бикинский»
18,4
33,3
14,9
0
Производители других регионов
21,1
64,6
43,5
0
ОАО «Николаевский мясомолкомбинат»
21,1
64,6
43,5
100
ИТОГО
100
100
-
100
Таким образом, первичный анализ конъюнктуры рынка молочной продукции Хабаровского края позволяет определить данный рыночный сектор как рынок:
- с наличием большого количества местных производителей, осуществляющих реализацию своей продукции как через посредническую сеть (предприятия оптовой торговли), так и посредством собственных каналов сбыта (фирменные розничные предприятия и отделы в розничных магазинах универсального типа);
- с нестабильным распределением емкостных ниш и долей;
- с постоянным обновлением товарного предложения;
- с применением малоэффективных методов и средств маркетинговых коммуникаций;
- с высоким уровнем удовлетворения потребительских требований, но малыми возможностями воздействия на покупательские предпочтения и управления спросом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных исследований деятельности предприятия на рынке молочных продуктов рекомендую к разработке и внедрению грамотную ассортиментную политику.
Целью ассортиментной политики является грамотное и квалифицированное управление ассортиментом товаров.
Ассортиментная политика представляет собой комплекс организационных, технических, экономических и правовых мероприятий, направленных на достижение рациональности и гармоничности ассортимента товаров предприятия.
Все элементы в данной системе взаимосвязаны, причем эта связь не односторонняя, обычно называемая прямой, а многосторонняя, включая взаимное, и не только прямое, но и обратное влияние элементов системы друг на друга.
Предлагаю к внедрению на предприятия следующую концепцию системы управления ассортиментом.
С точки зрения динамики целесообразно, на мой взгляд, рассматривать процесс управления ассортиментом как циклический процесс, один цикл которого включает в себя следующие этапы:
v анализ - выявление тенденций и отклонений в изменении показателей ассортимента, факторов внешней и внутренней среды;
v планирование - установление цели, направлений совершенствования и прогноз результатов;
v организация - установление определенной последовательности выполнения мероприятий по управлению и распределение обязанностей между структурными подразделениями;
v контроль - обеспечение корректной реализации запланированных мероприятий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,1995. - 176 с.
2. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие: -М.: Финансы и статистика, 1997. - 240 с.
3. Алексеева Н.Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.
4. Аллен Л. Учимся торговать: Пер с англ. - Мн.: Амалфея, 1996. -214 с.
5. Ансов Н.И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. -135 с.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1998. -408 с.
7. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. -М.: Экономика, 1991. -216 с.
8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Фонд “Правовая культура”, 1994. -530 с.
9. Бушин П.Я., Захарова В.Н. Экономико-статистическое моделирование. - Хабаровск: ХПИ, 1988. - 80 с.
10. Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. -М.: Перспектива, 1995. 154 с.
11. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Мн.: Высшая школа, 1996. - 367 с.
12. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. -М.: Экономическое образование, 1995. -286 с.
13. Витт В. Управление сбытом. -М.: ИНФРА-М, 1996. - 278 с.
14. Воронежский рынок молока и жидких молочных продуктов // Практический маркетинг. 1998. №8-9. с.28- 31.
15. Горелова А. Определяющая сила потребительских мотивов // Маркетинг. 1998. №3. с.26 - 30.
16. Горошенко Л. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2000. №10. с.11 - 17.
17. 20. Горфункель И.И., Кононова В.С., Крайнюков В.Д., Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров, М: Экономика, 1985 г.
18. Зверев Д.М. Ассортиментно - ценовой мониторинг розничных продаж // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. №6. с. 4 - 10.
19. Леви М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. - Санкт - Петербург, 1999. - 448 с.
20. Маркова Т.Г. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО. -1996. -№11. -С.13-23.
21. Мокров Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -1997. -№7. -
22. С. 2-14.
23. Мокров Г. Исследования маркетинга// Бизнес. - 1994. - №8.
24. Мухачев А.В. Фирменная торговля на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности // Молочная промышленность. 2001. №2. с.33 - 39.
25. Орхова Т.М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -1997. -№6. -С. 25 - 38.
26. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №5. с.104 - 107.
27. Паронян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг. 1999. №5. с.25 - 32.
28. Половцева Ф. Маркетинговая деятельность: методология, формирование, эффективность // Маркетинг. 1999. №4. с.33 - 47.
29. Родионова Л.Н. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг. 1999. №5. с.62 - 77.
30. Рыбальченко И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №2. с.18 - 24.
31. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. -М.: Наука, 1994.-352 с.
32. Справочник финансиста предприятия. -М.: ИНФРА-М, 1996. -368с.
33. Торговля в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 1996.
34. Торговое дело: экономика и организация: Учебник /Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. -М.: ИНФРА-М. 1997, - 256 с.
35. Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996. - 368 с.
36. Щур Д. Справочник по торговле. -М.: “Приор”, 1997. - 432 с.
37. Хэмимттон Д. Маркетинговые исследования // Маркетинговые исследования. -1996. -№6. -С. 27-38.
Информация о работе Комплексное исследование рынка в системе маркетинга