Комплексное исследование рынка в системе маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций маркетинга. Это – основа ркетинговой стратегии. Товарный рынок – категория маркетинга, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции. Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей. Существуют различные классификации товарных рынков. Различают местный (региональные), национальный (отдельно взятой страны) и мировой рынки.

Содержание

1 Комплексное исследование рынка в системе маркетинга
1.1 Система маркетинговых исследований
2.3. Исследование товарного рынка

Работа содержит 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ №1.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

- малые возможности материально - технической базы;

 

- недостаточный объем оборотных средств для крупномасштабной деятельности;

 

- недостаточные возможности внедрения результаты научно - технического развития;

 

- несовершенная законодательная база в области налогообложения;

 

- и др.

 

Как уже было отмечено выше, рынок молочных продуктов позволительно сегментировать по признакам товарных подгрупп и разновидностей. В связи с этим отдельным образом, следует проанализировать и распределение рынка производителей на рыночных поднишах (табл.2.2 - 2.4).

 

Так, данные табл.2.2. позволяют сделать вывод о довольно низкой степени стабильности относительно распределения рынка масла животного. В 1999 - 2000гг. несомненным лидером являлось ОАО «Дакгомз», которое занимало соответственно 85,7% и 85,8%. Практически вся остальная доля рынка была предоставлена также предприятию Хабаровского края - ООО «Востокпродсервис», которое в 1999г. достигало 10,8% доли рынка. В 2000г. данный показатель увеличился на 3,4% и составил 14,2%. В первом же квартале 2001г. ОАО «Дакгомз» явилось единственным поставщиком - производителем масла животного на рынке г. Хабаровска.

 

Такая низкая степень активности предприятий относительно производства натурального масла различных видов обусловлено высокими показателями себестоимости на его производство. Достаточно высокое качество масла в настоящее время обеспечивается за счет внедрения высокотехнологичного оборудования с большим сроком окупаемости. При этом не все даже достаточно крупные предприятия пищевой промышленности обладают большими объемами свободных для инвестирования оборотных средств. В свою очередь высокий уровень цен на масло из натуральных компонентов обусловливает переориентацию покупательского спроса на товары - заменители (масляные смеси, маргариновые смеси и т.д.). В результате наблюдается снижение показателей спроса на натуральное масло, что и стимулирует снижение его предложения.

 

Таблица 2.2.

 

Структурный состав поставщиков - производителей масла животного, %

 

Наименование предприятия             

1999г.             

2000г.             

Изменение             

3 месяца 2001г.             

 

Производители Хабаровского края             

100             

100             

-             

100             

 

ОАО Дакгомз             

85,7             

85,8             

0,1             

100             

 

ОАО «Переяславский м-д»             

0,1             

0             

-0,1             

0             

 

ОАО «Вяземский м-д»             

0,7             

0             

-0,7             

0             

 

ООО «Востокпродсервис»             

10,8             

14,2             

3,4             

0             

 

ПТ ММК «Бикинский»             

2,7             

0             

-2,7             

0             

 

ИТОГО             

100             

100             

-             

100             

 

 

 

На основании данных табл.2.3. позволительно утверждать, основными производителями мороженого выступают ОАО ХПТО «Росмясомолторг» (70,6 - 72%) и ОАО «Дакгомз» (28 - 28,6%). Хотя еще в 1999г. ОАО «Дакгомз» выступал основным производителем и занимал 100% рыночной доли. Столь значительные темпы роста объемов реализации ОАО «РММТ» обусловлены более высокими показателями широты и полноты представляемого ассортимента мороженого, на сегодняшний день охватывающего практически весь целевой сегмент потребителей мороженого. ОАО «Дакгомз» ориентируется на потребителей, предпочитающих мороженое в вафельных стаканчиках. Росмясомолторг в равной степени удовлетворяет потребительский сегмент:

 

- мороженого в стаканчиках;

 

- мороженого в упаковке;

 

- мороженое на развес, - что и определяет столь отличительное конкурентное преимущество.

 

Таблица 2.3

 

Структурный состав поставщиков - производителей мороженого, %

 

Наименование предприятия             

1999г.             

2000г.             

Изменение             

3 месяца 2001г.             

 

Производители Хабаровского края             

100             

100             

-             

100             

 

ОАО ХПТО «РММТ»             

0             

70,6             

70,6             

72,0             

 

ОАО «Комсомольский мясокомбинат»             

0             

0,9             

0,9             

0             

 

ОАО Дакгомз             

100             

28,6             

-71,5             

28,0             

 

ИТОГО             

100             

100             

-             

100             

 

 

 

В отношении рынка молочной продукции, характеризующейся низким содержанием жира (нежирный кефир - менее 2,5%; нежирный творог и т.д.), отмечаются довольно значительные изменения. В 1999г. основную долю рынка занимали производители Хабаровского края (ОАО «Переяславский молокозавод» и ОАО «Комсомольский молокозавод»), в общей сумме составляя 88,9%. В 2000г. более половины объема реализации нежирной молочной продукции пришлось на ОАО «Николаевский мясомолкомбинат» (64,6%). Уход предприятий с данной рыночной ниши обусловлен небольшим удельным весом данного потребительского сегмента. Но, в то же время, следует отметить, продукция данной группы характеризуется стадией «выведения на рынок», что требует активизации усилий по стимулированию сбыта с целью создания имиджевого образа, информирования потребителей, формированию устойчивого положительного восприятия.

 

Таблица 2.4

 

Структурный состав поставщиков - производителей нежирной молочной продукции, %

 

Наименование предприятия             

1999г.             

2000г.             

Изменение             

3 месяца 2001г.             

 

Производители Хабаровского края             

88,9             

35,4             

-53,5             

0             

 

ОАО «Переяславский м-д»             

34,2             

0             

-34,2             

0             

 

ОАО «Комсомольский мясокомбинат»             

36,3             

0             

-36,3             

0             

 

ЧП Блохин             

0             

2,1             

2,1             

0             

 

ПТ ММК «Бикинский»             

18,4             

33,3             

14,9             

0             

 

Производители других регионов             

21,1             

64,6             

43,5             

0             

 

ОАО «Николаевский мясомолкомбинат»             

21,1             

64,6             

43,5             

100             

 

ИТОГО             

100             

100             

-             

100             

 

 

 

Таким образом, первичный анализ конъюнктуры рынка молочной продукции Хабаровского края позволяет определить данный рыночный сектор как рынок:

 

- с наличием большого количества местных производителей, осуществляющих реализацию своей продукции как через посредническую сеть (предприятия оптовой торговли), так и посредством собственных каналов сбыта (фирменные розничные предприятия и отделы в розничных магазинах универсального типа);

 

- с нестабильным распределением емкостных ниш и долей;

 

- с постоянным обновлением товарного предложения;

 

- с применением малоэффективных методов и средств маркетинговых коммуникаций;

 

- с высоким уровнем удовлетворения потребительских требований, но малыми возможностями воздействия на покупательские предпочтения и управления спросом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенных исследований деятельности предприятия на рынке молочных продуктов рекомендую к разработке и внедрению грамотную ассортиментную политику.

 

Целью ассортиментной политики является грамотное и квалифицированное управление ассортиментом товаров.

 

Ассортиментная политика представляет собой комплекс организационных, технических, экономических и правовых мероприятий, направленных на достижение рациональности и гармоничности ассортимента товаров предприятия.

 

Все элементы в данной системе взаимосвязаны, причем эта связь не односторонняя, обычно называемая прямой, а многосторонняя, включая взаимное, и не только прямое, но и обратное влияние элементов системы друг на друга.

 

Предлагаю к внедрению на предприятия следующую концепцию системы управления ассортиментом.

 

С точки зрения динамики целесообразно, на мой взгляд, рассматривать процесс управления ассортиментом как циклический процесс, один цикл которого включает в себя следующие этапы:

 

v анализ - выявление тенденций и отклонений в изменении показателей ассортимента, факторов внешней и внутренней среды;

 

v планирование - установление цели, направлений совершенствования и прогноз результатов;

 

v организация - установление определенной последовательности выполнения мероприятий по управлению и распределение обязанностей между структурными подразделениями;

 

v контроль - обеспечение корректной реализации запланированных мероприятий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. -М.: ТОО “Люкс-арт”,1995. - 176 с.

 

2. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие: -М.: Финансы и статистика, 1997. - 240 с.

 

3. Алексеева Н.Н. Планирование деятельности фирмы: Уч.-метод. пособ. М.: Финансы и статистика, 1997. - 248 с.

 

4. Аллен Л. Учимся торговать: Пер с англ. - Мн.: Амалфея, 1996. -214 с.

 

5. Ансов Н.И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. -135 с.

 

6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. -Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 1998. -408 с.

 

7. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. -М.: Экономика, 1991. -216 с.

 

8. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. -М.: Фонд “Правовая культура”, 1994. -530 с.

 

9. Бушин П.Я., Захарова В.Н. Экономико-статистическое моделирование. - Хабаровск: ХПИ, 1988. - 80 с.

 

10. Быкова Е.В., Стоянова Е.С. Финансовое искусство коммерции. -М.: Перспектива, 1995. 154 с.

 

11. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. -Мн.: Высшая школа, 1996. - 367 с.

 

12. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленных фирм. -М.: Экономическое образование, 1995. -286 с.

 

13. Витт В. Управление сбытом. -М.: ИНФРА-М, 1996. - 278 с.

 

14. Воронежский рынок молока и жидких молочных продуктов // Практический маркетинг. 1998. №8-9. с.28- 31.

 

15. Горелова А. Определяющая сила потребительских мотивов // Маркетинг. 1998. №3. с.26 - 30.

 

16. Горошенко Л. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2000. №10. с.11 - 17.

 

17. 20. Горфункель И.И., Кононова В.С., Крайнюков В.Д., Товароведение мясных, рыбных, молочных и жировых товаров, М: Экономика, 1985 г.

 

18. Зверев Д.М. Ассортиментно - ценовой мониторинг розничных продаж // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. №6. с. 4 - 10.

 

19. Леви М., Вейтц Бартон А. Основы розничной торговли. - Санкт - Петербург, 1999. - 448 с.

 

20. Маркова Т.Г. Организация маркетинга на предприятии // ЭКО. -1996. -№11. -С.13-23.

 

21. Мокров Г. Исследования и разработки маркетинга // Кадры. -1997. -№7. -

 

22. С. 2-14.

 

23. Мокров Г. Исследования маркетинга// Бизнес. - 1994. - №8.

 

24. Мухачев А.В. Фирменная торговля на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности // Молочная промышленность. 2001. №2. с.33 - 39.

 

25. Орхова Т.М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -1997. -№6. -С. 25 - 38.

 

26. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №5. с.104 - 107.

 

27. Паронян А., Беседина В., Меньшикова М. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг. 1999. №5. с.25 - 32.

 

28. Половцева Ф. Маркетинговая деятельность: методология, формирование, эффективность // Маркетинг. 1999. №4. с.33 - 47.

 

29. Родионова Л.Н. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг. 1999. №5. с.62 - 77.

 

30. Рыбальченко И.А. Способ модификации матрицы «Бостон консалтинг групп» в условиях дефицита маркетинговой информации // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №2. с.18 - 24.

 

31. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. -М.: Наука, 1994.-352 с.

 

32. Справочник финансиста предприятия. -М.: ИНФРА-М, 1996. -368с.

 

33. Торговля в России: Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 1996.

 

34. Торговое дело: экономика и организация: Учебник /Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. -М.: ИНФРА-М. 1997, - 256 с.

 

35. Хисрик Р.Д., Джексон Р.В. Торговля и менеджмент продаж: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996. - 368 с.

 

36. Щур Д. Справочник по торговле. -М.: “Приор”, 1997. - 432 с.

 

37. Хэмимттон Д. Маркетинговые исследования // Маркетинговые исследования. -1996. -№6. -С. 27-38.

 



Информация о работе Комплексное исследование рынка в системе маркетинга