Комплексное исследование рынка в системе маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Комплексное исследование товарных рынков является одной из главных функций маркетинга. Это – основа ркетинговой стратегии. Товарный рынок – категория маркетинга, которая обозначает область экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) продукции. Только на рынке продаваемая продукция получает объективную оценку со стороны покупателей. Существуют различные классификации товарных рынков. Различают местный (региональные), национальный (отдельно взятой страны) и мировой рынки.

Содержание

1 Комплексное исследование рынка в системе маркетинга
1.1 Система маркетинговых исследований
2.3. Исследование товарного рынка

Работа содержит 1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ №1.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

 

Рынок - не только совокупность существующих и потенциальных потребителей, но и комплекс взаимосвязанных элементов - товарное предложение, цена и спрос рис 1.

 

Рынок существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги. На свободном рынке процесс обмена, купли-продажи определяет, кому какие товары следует производить, а так же что и как покупать.

 

Подходя к понятию рынка более детально, возможно отметить, что рынок состоит из ряда обязательных элементов (каждый из этих элементов, характеризует какую-то одну сторону рынка, в совокупности они описывают весь его комплекс):

 

покупатель (люди, группы, организации) со своими потребностями;

 

наличие продавцов, желающих и имеющих возможность продать;

 

покупательская сила (деньги);

 

желания (купить);

 

соответствующие возможности (купить).

 

Из этого вытекает следующее:

 

во-первых, важность понимания нужд и потребностей покупателя, так как это ведет непосредственно к акту покупки;

 

во-вторых, продавцы должны иметь возможность производить товар необходимый покупателям и иметь возможность его реализовывать;

 

в третьих, рынок может расширяться и сокращаться в зависимости от покупательской способности.

 

в четвертых, новые рынки могут быть созданы или существующие расширены путем увеличения возможности купить при помощи более широкого распределения.

 

в пятых, рынки могут быть увеличены, стимулируя желание купить посредством продвижения товара и рекламы.

 

Рынки и товары можно классифицировать следующим образом (таблица 1)

 

Ф. Котлер предлагает поставить четыре вопроса, чтобы отнести рассматриваемый рынок к тому или иному классу:

 

Что покупается на рынке, т.е. предмет покупки?

 

Почему покупается, т.е. цель?

 

Кто покупает, т.е. субъект покупки?

 

Как это покупается?

 

А. Хоскинг считает, что эти вопросы можно дополнить еще двумя:

 

Каковы объемы закупок?

 

Где осуществляется закупка?

 

Классификация рынков

 

 

Критерии             

Классификация рынков             

 

по использованию товаров             

Потребительский рынок (рынок предприятий, отраслевой рынок)             

 

по поведению покупателей             

Удобный (активный), специальный (с особенностями) рынок, рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения.             

 

по физическим свойствам товара             

Рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования             

 

по общественному положению             

Рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости             

 

по демографическому признаку             

Рынок по возрасту (полу), размерам семьи, образованию, профессии, социальным класса, религии             

 

по географическому признаку             

Региональный, национальный, рынок развитых стран, рынок развивающихся стран и т.п.             

 

по видам сырья             

товарно-сырьевые рынки             

 

 

Потребительский рынок -- это рынок товаров и услуг, заку-паемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления.

Рынок предприятий подразделяется на три разновидности:

-- рынок товаров промышленного назначения, или производ-ственный рынок;

-- рынок промежуточных продавцов;

-- рынок правительственных учреждений.

Потребительский рынок может быть классифицирован либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

Классификация по характеристике покупателя допускает раз-личные критерии. Например, население; регион, национальные границы, городской, сельский районы, отдельный район города; определенное число семей, размер семьи; возрастные категории и пол; профессиональные, расовые признаки, национальное происхождение; общественные кланы, религиозные группы, принадлежность к социально-экономическим группам и т. д.

Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Например, рынки пищевых товаров, текстильных товаров и одежды, хозяйственных товаров, мебели, товаров длительного пользования и др.

Рассмотрим подробнее рынок товаров промышленного назначения. Рынок товаров промышленного назначения -- совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляе-мых другим потребителям.

Основными отраслями деятельности, составляющими рынок товаров промышленного назначения, являются: 1) сельское, лес-ное и рыбное хозяйство, 2) горнодобывающая промышленность, 3) обрабатывающая промышленность, 4) строительство, 5) транс-порт, 6) связь, 7) коммунальное хозяйство, 8) банковское, финан-совое и страховое дело, 9) сфера услуг.

По размерам товарной номенклатуры и денежного оборота рынок товаров промышленного назначения превосходит соответст-вующие показатели рынка товаров широкого потребления.

Рынок товаров промышленного назначения обладает определен-ными характеристиками, которые резко отличают его от рынков товаров широкого потребления:

- на нем меньше покупателей. Продавец товаров про-мышленного назначения, как правило, имеет дело с гораздо мень-шим числом покупателей, чем его коллега, предлагающий товары широкого потребления.

- эти немногочисленные покупатели крупнее.

- эти покупатели сконцентрированы географичес-ки. Географическая концентрация производителей способствует снижению издержек. Продавцам товаров промышлен-ного назначения необходимо следить за тенденциями усиления или ослабления географической концентрации.

- спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого по-требления. Спрос на товары промышленного назначения в конечном счете проистекает из спроса на товары широкого по-требления.

- спрос на товары промышленного назначения не-эластичен. Для общего спроса на многие товары и услуги , промышленного назначения (в отличие от спроса со стороны отдельной фирмы) характерна низкая ценовая эластичность. Это означает, что изменение цен не влечет за собой сильных колебаний общего спроса.

- спрос на товары промышленного назначения рез-ко меняется. Спрос на товары и услуги промышленного назначения обычно меняется быстрее, чем на товары и услуги широкого потребления.

- покупатели товаров промышленного назначе-ния-профессионалы.

Отличия, существующие между потребительским рынком и рынком предприятий, характеризуются в нижеследующей таб-лице.

 

Потребительский рынок             

Рынок предприятий             

1. Первородный (естественный) спрос

2. Значительный масштаб гибкости

3.Знания о продукции весьма варьируются

4.Значительное число партнеров (отдель-ные лица, группы и т. д.)

5.Определенная региональная концентра-ция отдельных сегментов рынка (но не всегда явная)              Производный спрос (например, за счет роста доходов)

Спрос сравнительно жесткий

Рынок в основном известен

Несколько хозяйствующих субъ-ектов

 

Региональная концентрация от-дельных отраслей             

 

 

Первородный/производный спрос. Первопричиной любого спроса является покупатель. Поэтому спрос на продукцию рынка предприятий (в частности, товаров промышленного назначе-ния) -- лишь производный от потребительского спроса на про-дукцию в целом, частью которой являются промышленные товары. Например, покупателям необходимы автомобили, авто-мобилестроению -- сталь, следовательно, спрос на сталь со сто-роны автоиндустрии произведен от потребительского спроса на автомобили.

Гибкость характе-ризует степень изменения спроса в зависимости от колебаний цены.

1.2. Характеристики товарного рынка

 

Субъекты и объекты рынка

 

Субъектами товарного рынка являются продавцы и покупатели товара, его объектом - товар (продукция, работы, услуги).

 

Продавец товара и покупатель товара являются сторонами сделки, передающей право собственности на товар, то есть право на владение, пользование и распоряжение товаром. Продавцами товаров могут быть ХС, реализующие продукцию собственной деятельности, а также торговые и посреднические организации, оказывающие услуги по продвижению товара от производителей к конечным потребителям. Покупателями товара могут быть потребители конечной продукции, оптовые и мелкооптовые и розничные торговые посредники, ХС, приобретающие товары для производственного потребления.

 

Наряду с термином "товар" применяется термин "товарная группа", под которым подразумеваются разновидности товара, обладающие близкими к нему потребительскими свойствами (товары - заменители). По своему содержанию используемое понятие "товарная группа" (товар плюс товары - заменители) идентично термину "товар", определенному Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон).

 

Параметры товарного рынка

 

Для определения товарного рынка необходимо установить следующие параметры: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей на исследуемом товарном рынке, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка.

 

В каждом конкретном случае она может варьироваться. Так, если товарная группа определена однозначно, следует, пропустив соответствующий этап, переходить к определению состава покупателей и продавцов. Возможен также пропуск нескольких этапов. При установлении указанных выше параметров после прохождения каждого из этапов необходима корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.

 

Информационная база для определения параметров товарных рынков

 

В качестве источников исходной информации о рынках необходимо использовать:

 

- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

 

- сведения о результатах хозяйственной деятельности, полученные Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Российской Федерации (далее Антимонопольный комитет) и его территориальными управлениями непосредственно от хозяйствующих субъектов;

 

- данные выборочных опросов покупателей, характеризующие:

 

- покупательские предпочтения;

 

- критерии и барьеры взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка (приложение 3);

 

- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

 

- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

1. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

 

2. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей о равнозначности или взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей (в зависимости от их числа) и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара).

 

3. При определении товара первоначально устанавливается принадлежность его к классификационной группе (рекомендуется использовать классификаторы: Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД, Основной классификатор продукции - ОКП, товарные словари).

 

Определение изучаемого товара осуществляется по показателям, характеризующим: потребительские свойства товара, уровень новизны товара, условия потребления (эксплуатации) товара покупателями, условия реализации товара, уровень удовлетворения спроса, - состав которых дифференцируется в зависимости от вида и назначения продукции.

 

4. Определение товаров - заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом необходимо учитывать два аспекта взаимозаменяемости товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.

 

Теоретически одним из наиболее точных критериев взаимозаменяемости по потреблению является перекрестная эластичность спроса, исчисляемая по формуле:

 

процентное изменение спроса (реализации товара х)

 

Е ху = ------------------------------------------------------

 

процентное изменение цены товара у

 

В условиях несбалансированности спроса и предложения на рынке расчеты коэффициентов перекрестной эластичности в отдельных случаях могут приводить к искаженным результатам.

 

При отсутствии необходимой информации в органах статистики для расчета коэффициента перекрестной эластичности следует провести самостоятельное наблюдение за изменением цен и объема реализации в одной товарной группе в течение квартала или года.

 

Если коэффициент перекрестной эластичности имеет положительное значение, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень взаимозаменяемости товаров. Нулевой коэффициент свидетельствует о незаменяемости товаров.

 

На практике, как правило, прибегают к более доступным и менее трудоемким методам оценки взаимозаменяемости товаров - экспертным оценкам, интервью с потребителями и специалистами той или иной отрасли. Выбор зависит от конкретной ситуации на рынке и степени информированности специалистов, проводящих анализ.

 

Критериями взаимозаменяемости являются также:

 

а) функциональная взаимозаменяемость различной продукции, которая устанавливается путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей. Необходимо учитывать дифференцированный подход к этой проблеме различных групп покупателей. Одна и та же продукция на одной и той же территории может обращаться на разных товарных рынках (по составу покупателей и продавцов, например, оптовых и розничных), и рынки эти следует рассматривать обособленно;

Информация о работе Комплексное исследование рынка в системе маркетинга