Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:49, контрольная работа
Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.
Введение …………………………………………………………….1
1. Понятие коммуникативного поведения
1.1 Нормы коммуникативного поведения…………………….…2
1.2 Процесс коммуникации………………………………………..3
1.3 Коммуникативные барьеры…………………………………...6
2. Виды коммуникаций в организации…………………………...8
3. Формирование коммуникаций в организации
3.1 Проблемы структурных коммуникаций……………………..11
3.2 Решение проблем структурных коммуникаций……………14
3.3 Проблемы коммуникаций в межличностном общении…...16
Заключение…………………………………………………………..18
Литература……………………………………………………………19
Содержание
Введение …………………………………………………………….1
1. Понятие коммуникативного поведения
1.1 Нормы коммуникативного поведения…………………….…2
1.2 Процесс коммуникации…………………………
1.3 Коммуникативные барьеры…………………………………...6
2. Виды коммуникаций в организации…………………………...8
3. Формирование коммуникаций в организации
3.1 Проблемы структурных коммуникаций……………………..11
3.2 Решение проблем
структурных коммуникаций……………
3.3 Проблемы коммуникаций в межличностном общении…...16
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
1. Понятие коммуникативного поведения
1.1 Нормы коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
Коммуникативное поведение
характеризуется определенными
нормами, которые позволяют
Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:
1. Общекультурные
нормы коммуникативного
2. Ситуативные нормы
обнаруживаются в случаях,
3. Групповые нормы
отражают особенности общения,
закрепленные культурой для
4. Индивидуальные
нормы коммуникативного
1.2 Процесс коммуникации
Коммуникации занимают
важнейшее место в жизни
Коммуникации - это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.
Цель коммуникации
- добиться от принимающей стороны
точного понимания
В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица - отправитель и получатель Отправитель - это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации. Получатель - индивид, воспринимающий сообщение получателя. Сам коммуникационный процесс сложен и представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя.
Чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.
Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Коммуникативный процесс можно представить в виде схемы:
Отправитель - любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует смысл, передаваемый получателю.
Кодирование - перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.
Сообщение - информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому получателю. Сообщение выражается в вербальной и невербальной форме.
Канал коммуникации - путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки и т.п.
Получатель - индивид, которому адресовано сообщение.
Декодирование - процесс
превращения сообщения в
Обратная связь - демонстрация получателем реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс.
Характеристики эффективной обратной связи | |
|
|
Направленность. Цель эффективной обратной связи - улучшение качества работы, определения уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.
Конкретность и конструктивность предполагают обеспечение получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, а также исправить ситуацию.
Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты.
Полезность. Эффективная
обратная связь предоставляет
Своевременность. Обратная связь должна предоставляться прежде, чем существующая в ней информация станет неактуальной. Желание и готовность работников воспринимать обратную связь - навязанная обратная связь оказывается малоэффективной.
Ясность, четкость, понятность. Обратная связь должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов.
Надежность и достоверность
характеризуют, то, насколько можно
доверять обратной связи, насколько
верно она отражает реальное положение
дел.
1.3 Коммуникативные барьеры
Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры - помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.
Типы барьеров | Примеры их проявления | |
Информационно-дефицитарные | Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отправителем ведут к искажению, непониманию информации, домысливанию | |
Фонетические | Разные диалекты, ошибки произношения, дефекты речи и дикции приводят к непониманию информации | |
Семантические | Различие в системах знаний, в понимании смыслов и значений слов участниками общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи) | |
Стилистические | Несоответствие стиля речи отправителя ситуации общения, стилю речи или психологическому состоянию получателя | |
Логические | Логика изложения отправителя либо слишком сложна и непонятна получателю, либо вообще отсутствует | |
Личностные | Психологическая несовместимость отправителя и получателя, разница репрезентативных систем, различие ценностных ориентаций, негативный опыт коммуникаций, селективное восприятие информации, неумение слушать. Также причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие межличностные отношения между участниками, отсутствие внимания и интереса к собеседнику | |
Физические | Отвлекающие шумы, расстояние во время общения, помехи, связанные с неисправностью технических средств передачи информации | |
Временные | Дефицит времени общения, запаздывание, несвоевременность информации | |
Организационные | Многоуровневость, излишняя
централизация и |
|
Статусно-диспозиционные | Различия в статусе отправителя и получателя, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия. Один из участников коммуникации боится задать вопрос или высказать свое мнение, не желая показаться некомпетентным, быть неправильно понятым | |
Коммуникационные перегрузки | Загруженность коммуникационных каналов, трудность или невозможность упорядочить информацию, находящуюся на многообразных носителях, отсев части информации до этапа декодирования | |
Культурные | Культурные различия проявляются в дистанции между участниками общения, восприятии жестов и телодвижений, манерах держаться, тоне, громкости голоса, манере говорить, приверженности своему языку во время переговоров | |
2. Виды коммуникаций в организации
По субъекту и средствам коммуникации | Межличностные коммуникации
Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий |
|
По форме общения |
Вербальные
Невербальные |
|
По организационному признаку |
Вертикальные
Горизонтальные Диагональные |
|
По каналам общения |
Формальные
Неформальные |
|
По направленности общения |
Нисходящие
Восходящие |
|
По субъектам и средствам коммуникаций:
межличностные коммуникации - коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и др.
По форме общения:
вербальные коммуникации - коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
невербальные - сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
По каналам общения:
формальные коммуникации
- позволяют упорядочивать и