Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:05, курсовая работа
Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ 5
1.1 Теория коммуникации в аспекте современности 5
1.1.1 Понятие коммуникации 5
1.1.2 Структура и характеристика процесса коммуникаций 7
1.1.3 Коммуникационные барьеры и их преодоление. 9
1.1.4 Информационные системы в организациях 10
1.2 Информация и коммуникации в управлении организацией 12
1.2.1 Общие понятия информации и информационного обмена 12
1.2.2 Коммуникационные сети организации 14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29
Информация – это предмет труда в процессе управления; является средством коммуникации между людьми.
Информация, используемая для управления, подразделяется на:
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
Развитие информационных потребностей организаций существенно видоизменило требования к информационному обеспечению процессов управления. Вместо общей информации о состоянии внешней среды в целом организации испытывают все большую потребность в более специфической и целенаправленной информации.
Развитие информационных потребностей организации находит отражение в типе собираемых данных, начиная с периодических отчетов о тенденциях рынка в целом (статистический уровень) и систематических данных о поведении отдельных клиентов в сфере закупок и потребления (динамический уровень) и кончая информацией, полученной на основе конкретных сделок с клиентами в индивидуальном порядке.
Управление
можно рассматривать как
Таким образом, структуру процесса управления можно рассматривать как связанную, внутреннюю информацию, которая возникает во втором его контуре (рис. 3) в результате циркуляции оперативной информации.
Для представления управления в виде информационного процесса рассмотрим его основные объекты – информацию, информационные процессы и технологии, на базе которых и создаются различные информационные системы (рис. 3. а-г).
Основным объектом процесса управления является информация. Хотя она представляет общенаучную (философскую) категорию, строгого определения понятия этого феномена не существует
Понятие «информация» условно подразделяется на четыре составляющих:
Сущность информации описывается в рамках двух концепций (атрибутивной и функциональной) и содержится в ответе на вопрос о ее наличии в неживой природе. Первая концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, в то время как вторая связывает ее только с самоуправляемыми и самоорганизующимися системами.
Информационный
процесс – это реализация определенного
информационного
Основными особенностями информационного взаимодействия являются следующие: информация выступает в качестве объекта; взаимодействие осуществляется со смыслами, образами, эмоциями; наличие памяти (интеллекта) у взаимодействующих объектов.
Академик Н.А. Кузнецов определяет информационное взаимодействие, как взаимодействие объектов, приводящие к изменению знаний хотя бы одного из них. Для его описания он вводит шесть уровней (аспектов) представления и обработки информации: физический, сигмальный, лингвистический, семантический, коллективного поведения, воспроизводства и эволюции.
Информационные технологии – это последовательность действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты. Различают следующие технологии: инфраструктурные, работы с данными, совместной работы, бизнес-предложений, интернет – технологии и др.
Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимовлияющих рыночных субъектов носит название коммуникация, существует достаточное количество определений этого понятия, но в основном они сводятся к следующему: во-первых, коммуникация – это процесс передачи информации, во-вторых, процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Таким образом, основная цель коммуникации заключается в убеждении, контроле и общении.
Коммуникация – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Коммуникация, как и любое социальное явление, представляет собой, сложный процесс, который может быть описан с различных сторон. В литературе приводится множество определений, которые рассматривают разные стороны коммуникации. Различные авторы рассматривают коммуникацию как:
Кроме
перечисленных выше толкований коммуникации,
ее рассматривают как сферу
Таким
образом, в простейшем случае коммуникацию
можно представить как
Рисунок
4. Типы коммуникаций
С
другой стороны, коммуникация может
быть рассмотрена как процесс, который
развивается во времени под воздействием
стихийных сил или
Заслуживает внимание более подробное рассмотрение линейной модели коммуникации как процесса взаимодействия двух экономических субъектов (агентов). При этом выделяют следующие его составные части (рис.5): передающую – коммуникант (субъект, агент, передатчик); передаваемую – объект; принимающую – реципиент (субъект, агент, приемник).
Рисунок
5. Простейшая схема коммуникации
В данной линейной модели понятие эффективной коммуникации связано с коммуникантом и предполагает получение достоверной информации реципиентом, адекватное ее понимание, и ответную его реакцию в соответствии с прогнозом отправителя. Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех взаимодействующих на канал передачи сообщения путем дублирования сообщения, его кодирования, улучшения качества канала связи. Поскольку рассматриваемая модель – линейная (упрощенная, однонаправленная), то ей присущи определенные недостатки: она не отражает таких свойств, характерных для коммуникации, как динамичность и двунаправленность: она не учитывает то, что коммуникация – это сложный процесс, возникающий между многими элементами, которые оказывают влияние друг на друга.
На
базе упрощенной линейной модели коммуникации
рассмотрим предложенную нами системную
модель (рис.7), в которой коммуникационный
процесс представляется не как монолог,
а как равноправный диалог. Наряду с коммуникационными
процессами ведущую роль в такой модели
начинают играть информационные взаимодействия.
Рисунок
7. Процесс информационной коммуникации.
При рассмотрении системной модели информационно-коммуникационных процессов выделим следующие ее части: передающую – коммуникант, являющуюся источником сообщений; передаваемую – сообщение, которое формируется (кодируется К ) с помощью символов, канал 1- путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха. искажающая сообщение; принимающую – реципиент, получающий, искаженное каналом сообщениеи расшифровывающий его с помощью декодера Д ; обратную связь, по которой передается реакция получателя на принятое сообщение, она может быть описана цепочкой
Предложенная системная модель информационно- коммуникационных процессов может быть использована для описания взаимодействия агентов при последовательном обмене сообщениями, в котором каждое последующее из них основывается на предыдущем, а коммуникации и реципиент меняются ролями. Возможны различные модификации данной модели. Например, при ее использовании в маркетинговой среде трансформированная модель может описывать случаи, когда реципиент 1 и коммуникант 2 объединяются и изучают активное поведение целевых клиентов. Объединение каналов передачи сообщений приводит к построению новой модели (Newcomb s Symmetry Model- NSM), а акцентирование внимания на вносимых ими искажениях , к ее трансформации в другую модель (Shannon and Weaver Mathematical Theory of Communication – SW MTC).
Наличие коммуникационного канала (КК) – обязательное условие любой коммуникационной деятельности. Канал КК обеспечивает движение материальной формы сообщений (а не смыслов) в физическом пространстве и астрономическом времени и является материально-техническим средством. Информационные процессы обеспечивают движение смыслов в социальном пространстве и отражают духовную деятельность.
Различают
естественные и искусственные
Рассмотрение сущности управление коммуникацией предполагает представлять объект и субъект управления как целостную единую систему.
Такой методологический подход предполагает два вида управления: средствами коммуникации и людьми, участвующими в осуществлении взаимоотношениями между людьми, которые в своих коммуникациях управляют их средствами. Как всякая система управления, оно предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля.