Коммуникации в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ 5
1.1 Теория коммуникации в аспекте современности 5
1.1.1 Понятие коммуникации 5
1.1.2 Структура и характеристика процесса коммуникаций 7
1.1.3 Коммуникационные барьеры и их преодоление. 9
1.1.4 Информационные системы в организациях 10
1.2 Информация и коммуникации в управлении организацией 12
1.2.1 Общие понятия информации и информационного обмена 12
1.2.2 Коммуникационные сети организации 14
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

      Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.

        Коммуникация - это средство, с помощью  которого в единое целое объединяется  организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

      Коммуникация  стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что древние  народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали»  о ее необходимости и принимали  участие в распространении информации. Коммуникация рассматривается  как средство, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой - формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление.

      Хотя  коммуникация имеет широкое применение во всех областях управления, она особенно важна для осуществления функции руководства и лидерства. Согласно исследованиям руководитель от 50 до 90% своего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессе принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информации встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно назвать коммуникации связующим процессом.

      Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции с тем, чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может  прямо влиять на степень реализации целей. Это означает, что для успеха индивида и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации - одна из сфер возникновения проблем менеджера.

      Эффективно  работающие руководители - это те, кто  эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что каждый день мы сталкиваемся с информационными потоками и коммуникационными процессами, но лишь не многие делают это согласованно. И не все руководители умеют использовать наиболее приемлемые методы общения.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В  УПРАВЛЕНИИ

1.1 Теория коммуникации в аспекте современности

1.1.1 Понятие коммуникации

 

     Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми.

     Цели  коммуникаций:

  1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  4. Регулирование и рационализация информационных потоков.

     В зависимости от способа обмена информацией различают:

    • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;
    • коммуникации на основе письменного обмена информацией.
    • Межличностные коммуникации делятся на:
    • формальные или официальные;
    • неформальные.

     Формальные  коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации осуществляются по формальным каналам.

     Неформальные  коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

     Сети  неформальной организационной коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию которую они  не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций.

     Система неформальных коммуникаций способна рождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций.

     Типичная  информация, передаваемая по каналам  неформальных коммуникаций:

    • предстоящие сокращения производственных рабочих;
    • новые меры по наказаниям за опоздание;
    • изменения в структуре организации;
    • грядущие перемещения и повышения;
    • подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;
    • кто кому назначает свидание после работы.

     Существуют  две точки зрения, каким образом  свести к минимуму эти слухи:

    • распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации;
    • поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи.

     Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:

    • вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;
    • горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.
    • вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:
    • восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность.
    • нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

     Межличностные коммуникации делят также на:

    • вербальные (словесные);
    • невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса и т.д.

     вербальные  и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают  друг друга. Как правило, интерпретация  адресатом (получателем) послания строится не только на словах, но и на таких  элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

1.1.2 Структура и характеристика процесса коммуникаций

     В процессе коммуникаций выделяют четыре базовых элемента6

      • отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее;
      • сообщение; 
        канал или средство передачи информации;
      • получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

     Процесс обмена информацией включает взаимосвязанные  этапы:

      • зарождение идеи или отбор информации;
      • выбор канала передачи информации;
      • передача сообщения;
      • интерпретация сообщения.

Рисунок 1 – Структура процесса коммуникации 

     При организации коммуникационных сетей  на предприятии необходимо учитывать  специфику различных типов и  каналов коммуникаций на каждом из этапов коммуникационного процесса.

     Ниже  представлена таблица характеристик  коммуникативных процессов:

Тип коммуникаций Этапы процесса коммуникаций Каналы коммуникаций
Межличностные. 

На основе письменного общения.

Формальные.

Неформальные. 

Вертикальные

Горизонтальные

Вербальные

Невербальные

Зарождение  идеи или отбор информации.

Выбор канала передачи информации.

Передача  сообщения.

Интерпретация сообщения получателем

Реализация  сообщения

Устная передача. 

Совещания. 

Телефонные переговоры

Письменная  передача 

Служебные записки

Отчеты

Электронная почта

Компьютерные  сети.

 

     Формирование  коммуникационных сетей и процессов, а также выбор средств и  каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.

1.1.3 Коммуникационные барьеры и их преодоление.

 

     Коммуникация  считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно  тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель, т.е. менеджер. В противном случае имеет место безуспешная коммуникация.

     Факторы, уменьшающие возможности успешной коммуникации, называются коммуникационными барьерами.

     Различают коммуникационные барьеры макро- и микро- уровня.

     Макробарьеры  коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в целом.

     Микробарьеры  коммуникаций препятствуют успешной коммуникации в конкретных узких сферах.

Макробарьеры  коммуникаций Микробарьеры  коммуникаций
Перегрузка  информационных сетей и искажений  информации.

Потребность во все более сложной информации.

Интернационализация деловых контактов и возрастание  роли иностранных языков.

Отношение источника (отправителя) информации к получателю (адресату).

Отношение адресата к источнику информации.

Восприятие  получателем информации многозначных слов.

Отсутствие  обратной связи.

       

     Десять  заповедей успешной коммуникации.

    1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание.
    2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации.
    3. Проанализируйте все физическое и человеческое окружение при любой коммуникации.
    4. Проконсультируйтесь с другими при планировании коммуникации.
    5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения.
    6. Воспользуйтесь возможностями, когда они предоставляются, включить в сообщение нечто полезное и ценное для его получателя или адресата.
    7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация.
    8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра.
    9. Добивайтесь, чтобы дела установки не противоречили словам.
    10. Учитесь умению слушать другого. 

Информация о работе Коммуникации в управлении