Коммуникации в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 04:35, курсовая работа

Описание работы

Целью написания этой курсовой работы стал мой личный интерес к взаимодействию между людьми, так как непосредственное принятие окончательного решения было и остаётся за человеком. На сегодняшний день с развитием средств коммуникаций, людям становится всё проще взаимодействовать друг с другом, даже на больших расстояниях. Но актуальность этой темы является в том, чтобы рассмотреть саму коммуникацию как таковую, так как информация, которую сообщает человек, должна быть понятна его оппоненту, чего не всегда удаётся достичь. Также будет рассмотрено деловое общение и способы взаимодействия. управленческой деятельности.

Содержание

1. Оргструктуры управления и их характеристика………………………...2
1.1. Понятия организационной структуры управления………………………2
1.2. Деление организации на функциональные и производственные блоки…4
1.3. Содержание, специфика, область применения организационных
структур
Линейная организационная структура управления………………….…..12
Функциональная организационная структура управления……………14
Линейно-функциональная структура управления………………………..16
Дивизиональные организационные структуры управления……………..18
Матричные организационные структуры…………………………………21
1.4. Проектирование организационной структуры………………………………
2. Проанализировать организационную структуру предприятия (организации) по выбору……………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 123.61 Кб (Скачать)

                                     Содержание

1. Оргструктуры управления и их характеристика………………………...2

1.1. Понятия организационной структуры управления………………………2

1.2. Деление организации на функциональные и производственные блоки…4

1.3. Содержание, специфика,  область применения организационных  

       структур

       Линейная  организационная структура управления………………….…..12

       Функциональная организационная структура управления……………14

       Линейно-функциональная  структура управления………………………..16

       Дивизиональные  организационные структуры управления……………..18

       Матричные  организационные структуры…………………………………21

1.4. Проектирование организационной структуры………………………………

2. Проанализировать организационную структуру предприятия (организации) по выбору……………………………………………………..

Список использованных источников……………………………………………

 

 

 

 

 

 

         1.1. Понятия организационной структуры управления

   Достижение поставленных  целей организации, реализация  ее стратегии, успешное взаимодействие  с внешней средой, эффективное  использование внешних факторов в значительной мере определяются правильностью построения структуры управления.

   Категория «структура» означает строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, внутреннюю форму системы. Структура является необходимым атрибутом всех действующих систем, так как она определяет ее устойчивость.

   Под организационной  структурой понимается совокупность  звеньев, между которыми существует упорядоченная система взаимосвязей, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих процесс управления как единого целого для достижения поставленных целей.

   Таким образом, в основе структуры лежат звенья в виде должностей, подразделений и служб, которые выполняют специфические управленческие действия, находятся в определенных взаимосвязях и соподчинении, объединяются коммуникационными каналами.

   Звенья, как организационно  обособленные органы управления, различаются размером, структурой, объемом полномочий, сложностью  решаемых задач. Связи между  отделами имеют горизонтальный  характер.

   Уровень менеджмента определяют как совокупность звеньев, занимающую определенную ступень в управленческой иерархии. Связи между уровнями находятся в вертикальной зависимости, представляют явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.

   Различают звенья высшего управления (директор, президент, совет директоров и т.п.); линейного управления (орган руководства подразделениями основной деятельности); функционального управления (например, производственный отдел). Руководители более высокого уровня управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.

   Организационные  структуры объединяют человеческие  и материальные ресурсы, различаются  между собой по сложности решаемых  задач, составом соответствующих  подразделений, средней нормой  управляемости, численностью персонала,  разделением труда, использованием  информационных технологий.

   Использование эффективной  методики департаментации и создание  организационной структуры управления  является важнейшим условием  деятельности организации. Даже  в хорошо работающих корпорациях и фирмах при возникновении сбоев в функционировании, высшее руководство ставит вопрос о необходимости совершенствования действующих структур.

   Концепция организационной  структуры предопределяет мотивы  и формы поведения как отдельных работников, так и всего коллектива, централизацию и децентрализацию функций управления, делегирование полномочий и ответственности.

   Поэтому менеджерами  всех уровней уделяется пристальное  внимание принципам формирования, выбору типа и комбинации видов  структур, соответствия их решаемых  целей.

 

 

 

1.2. Деление организации  на функциональные и производственные  блоки

  Под организационной структурой, сформированной в процессе проектирования, необходимо понимать упорядоченную совокупность взаимосвязанных подразделений, обособившихся в результате внутриорганизационного разделения труда.

   Подразделения представляют собой официальные группы работников организации, ответственных за выполнение производственных, снабженческих, сбытовых, финансовых, управленческих и иных функций, направленных на достижение ее целей.

   Они различаются  статусом, числом работающих, величиной  материальных и финансовых ресурсов, которыми могут оперировать в  процессе своей деятельности.1

   Процесс формирования  подразделений, получивший название  департаментализации, осуществляется  в соответствии с определенными принципами; наиболее простым и исторически первым является количественный. Он предполагает, что подразделения (цехи, бригады, учебные группы и пр.) создаются, исходя из оптимального числа людей, необходимых для выполнения поставленной задачи, а также возможности ими должным образом управлять. Этот принцип характерен для организаций с наиболее простыми видами деятельности.

   Другой достаточно  простой принцип формирования  организационной структуры –  временной. Он применяется там,  где по технологическим или  экономическим причинам целесообразна  посменная (на непрерывных производствах) или так называемая «вахтовая» работа. Например, буровые бригады, экипажи судов и т.п. , отработав положительный срок вдали от места постоянной дислокации, заменяются новыми и направляются на отдых. При этом, внутри таких «вахт» при необходимости выделяются еще и смены (вахты на корабле).

   На низовом уровне производственных организаций чаще всего применяется технологический принцип структурирования; в основу создания подразделений кладется технологический процесс или его относительно самостоятельный законный элемент. Так возникают цехи, а в их рамках отдельные участки.2

   В научных учреждениях  или учебных заведениях может  иметь место структурирование  по профессиональному принципу, когда «под одной крышей» объединяются  люди, имеющие одинаковую или близкие специальности или занимающиеся одним видом деятельности.

   Для большинства  средних и крупных предприятий  или организаций основным принципом  департаментализации является функциональный. Он предполагает, что выделение подразделений в них происходит в соответствии с функциями, отражающими основные направления и сферы их деятельности, например, производство, финансы, сбыт, маркетинг и т.п.

   Дальнейшее структурирование  осуществляется уже по одному  из перечисленных выше принципов,  или по нескольким одновременно. Например, цехи могут создаваться  в соответствии с выпускаемой  ими продукцией, а участки –  исходя из применяемых в них  технологий.

   Функциональный принцип построения организаций предполагает, что их подразделения могут объединяться в блоки, например, производственный, управленческий, социальный.

   Производственный  блок образуют связанные друг  с другом подразделения, перерабатывающие  поток материальных объектов, которые,  переходя от одного к другому,  постепенно изменяют качество.

   В производственный блок входят основные подразделения, связанные с выпуском профильной продукции или оказанием услуг; вспомогательные, обеспечивающие необходимые условия для нормального функционирования основных (на предприятиях, например это – инструментальное хозяйство); подразделения, обслуживающие основные и вспомогательные процессы (энергетический цех, склады, гараж); экспериментальные подразделения, где изготавливаются опытные образцы продукции.3

   Понятно, что в  зависимости от характера деятельности  организации роль тех или иных  подразделений производственной  структуры различна – не везде  создаются опытные образцы, не  везде имеют вспомогательные  производства и т.п.

   К управленческому блоку относятся предпроизводственные подразделения (научно-исследовательские, проектно-конструкторские и пр.); информационные (библиотека, архив); сервисные, занимающиеся вопросами маркетинговых исследований, сбыта, гарантийного обслуживания; административные (дирекция, бухгалтерия, плановая служба, юридический отдел); совещательные (комитеты и комиссии, работающие над совершенствованием организации технологии производства и управления).

   Наконец, третий  блок функциональной структуры  организации составляют подразделения социальной сферы – оздоровительный центр, клуб, детские учреждения, базы отдыха.

   Такая структура вполне соответствовала условиям производства первой половины ХХ века, лицо которого определяли гиганты индустрии типа отечественных Уралмаша, Магнитогорского металлургического комбината и т.п. в этот период обеспечить конкурентоспособность и дешевизну продукции можно было в основном за счет массовости ее выпуска именно на такого рода предприятиях, на практике демонстрировавших свои преимущества по сравнению с мелкими.

   Однако в условиях  современного этапа НТР положение  коренным образом изменилось. Рост  масштабов отдельных предприятий имеет свои границы, за которыми они теряют управляемость, а затраты на производство стремительно увеличиваются. Поэтому в 1970-1980-х гг. произошел отход от гигантомании, и развитие фирм, и в первую очередь промышленных, осуществляется по линии создания производственных комплексов, состоящих из связанных между собой предприятий оптимального размера (в США в среднем – 200 человек), а не концентрации выпуска продукции только на каком-то одном.4

   Эти предприятия  превратились, по существу, в подразделения крупных фирм, обладающие значительной производственной и хозяйственной самостоятельностью и разбросанные порой по всему миру.

   За счет внедрения  новых технологий, всеобщей компьютеризации  производственных процессов и  т.п. они могут с успехом  выпускать не только конкурентоспособные  по уровню затрат изделия и  услуги, но и обеспечивать их  необходимое качество и разнообразие, поэтому крупные и сверхкрупные  предприятия свои решающие позиции в экономике утратили.

   Структура больших  фирм сегодня уже не может  быть функциональной, и на первый  план здесь выдвигаются такие  принципы ее построения, как территориальный,  рыночный, продуктовый, инновационный,  программноцелевой.

   При территориальном  принципе департаментализации, каждое  из предприятий специализируется  на производстве полного набора  продукции и услуг для нужд  данного региона. В качестве  примера можно привести районную  сеть почтовых отделений, комбинатов  бытового обслуживания и т.п. такая структуризация целесообразна, когда нужно сэкономить средства за счет локализации коммерческих операций, лучше учитывать местные условия, обеспечивать личные контакты с потребителями. Эти структуры близки к рынкам, лучше управляемы.

   При продуктовом  принципе каждое из предприятий,  входящих в организацию, сосредоточено  на выпуске какого-то одного  вида продукции или услуг для  всех территорий и групп потребителей. Такой подход дает возможность  максимально специализировать производство, значительно повысить его качество  и эффективность, сориентировать  их на реальные потребности  рынка.

   Рыночный принцип  ориентирует предприятия на производство  продукции и услуг для определенной  группы покупателей, в совокупности  образующих рынок. Покупатели  потребительских товаров могут  различаться, например, по доходам, демографическим характеристикам, социальному положению.

   Наконец инновационный  принцип департаментализации состоит  в том, что в организации  формируются специальные центры, занимающиеся разработкой, освоением  и развертыванием производства  новых видов продуктов и услуг,  вторжением в иные сферы деятельности, в то время как другие подразделения выпускают традиционную продукцию. Это придает организации дополнительную внутреннюю сбалансированности и устойчивость.

   Такого рода организационные структуры получили название дивизиональных (лат. Division – разделение).5

   Таким структурам  свойственна значительная автономность  вплоть до полной юридической  самостоятельности, соседствующей  с тесными производственными, финансовыми, административными и иными связями.

   Производственные  связи могут быть как технологическими, так и продуктовыми. Первые основываются  на том, что предприятия, входящие  в организацию, выполняют лишь отдельные операции в цикле изготовления конечного изделия, передавая его «полуфабрикат» друг другу для последующей обработки. Вторые предполагают, что имеет место обмен законченными продуктами, которые предназначены для использования не только внутри организации, но и на стороне.

Информация о работе Коммуникации в управлении