Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:28, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация о потенциальных потребителях продукции и услуг, конкурентах, поставщиках. Для принятия решений о миссии, стратегии осуществляется обмен информацией с другими организациями исследовательскими, консультационными, контролирующими и т.д.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте……………………………4
2. Коммуникационный процесс, сети……………………………………………..11
3. Коммуникационные барьеры и их преодоление………………………….17
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме.
Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.
Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. В ряде стран организация научной коммуникации стала предметом бизнеса.
Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и «паблик рилейшнз» у образовательных учреждений.
Разговор преподавателя со студентом - сфера педагогического дискурса - также отдельная область рассмотрения.
Коммуникативные
сферы шоу-бизнеса и
Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.
Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.
Не
так давно специалисты по теории
коммуникации, лингвистике, психологии
и другим общественным наукам «проникли»
в медицинский и юридический дискурс.
Коммуникационный
процесс - это обмен информацией
между людьми, целью которого является
обеспечение понимания
Решаемая
задача
От-
прави-
тель ин-
или формулировка
форма- новой информации
ции
Массив
данных
Передача
сообщения
Полу-
чатель
информа-
ции
Рис.
2. Коммуникационный процесс в организации
Как показано на рисунке 2, в процессе обмена информацией выделяются в основном четыре элемента:
1.
Отправитель - лицо, генерирующее
идеи или собирающее
2.
Сообщение - собственно информация,
закодированная с помощью
3. Канал - средство передачи информации;
4.
Получатель - лицо, которому предназначена
информация и которое
В
коммуникативных актах
Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.
Потребители Поставщики Государствен- Другие Обществен-
Рис.
3. Субъекты внешних коммуникаций организации
Обычно
сообщения - это высказывания или
тексты. Но в невербальной коммуникации
сообщением может быть изображение
(дорожный знак поворота или фотография
встречи политических лидеров), физический
предмет (цветок на окне явочной квартиры
как сообщение о провале или
архитектурное сооружение как сообщение
о его предназначении, подарок
как знак признательности или
черная метка как знак приговора).
Сообщениями можно также
Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология. Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).
Средства коммуникации включают технические средства связи (телефон, телефакс, телекс, почту, электронную почту), а также служебные записки, отчеты, справочные и рекламные материалы.
Совокупность значимых жестов, мимических и пантомимических движений, иначе говоря, кинем (эмический суффикс используется для обозначения типа движения, аналогично термину фонема), называется кинесикой.
Система
взаимного использования
Коммуникационные средства объединяют различные формы коммуникации, зачастую используя некоторую технологию для заполнения временного и пространственного расстояния между отправителем и получателем сообщения (например, книга: слова, шрифты, картинки, графика).
Средства массовой коммуникации также могут включать различные формы коммуникации. Так, телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета - слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п.
Некоторые из свойств форм и средств коммуникации связаны с их природой или технологическими ограничениями. Так, слова преходящи: Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слова слышны только на расстоянии силы голоса отправителя и слуха получателя. Печатные же материалы более стойки ко времени и пространству, это даже приводит иногда к управленческим проблемам (захламленность старыми документами).
Некоторые из свойств форм и средств коммуникации, а также коммуникативных жанров условны или традиционны. Существует миф о том, что все «мультики» - несерьезны, рекламные ролики - не являются высокохудожественными, хотя это не связано с их природой (есть примеры обратного). Радио и телевидение считаются средствами массовой коммуникации, хотя нет никаких препятствий для использования их в групповой и межличностной коммуникации (радиотелефон, видеотелефон) и т.п.
Все
формы и средства коммуникации являются
«продолжением человеческого
Средства коммуникации могут быть использованы как преднамеренно, так и непреднамеренно. Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения.
Первичные
средства и виды коммуникативного поведения
следующие: язык, жестикуляция, имитация
публичного поведения в процессе
включения в образ жизни
Вторичные средства направлены на облегчение первичных коммуникативных процессов в обществе: языковые преобразования, символизм и создание физических условий для осуществления коммуникативного акта.
Языковые преобразования связаны с заменой кода, познаковым «переводом» (например, устного языка в письмо, азбуку Морзе и т.п.) и делают коммуникацию возможной в тех случаях, когда она затруднена обстоятельствами (например, время и расстояние). Символические системы (флажки-сигналы на флоте, семафор и светофор, горн в армейской коммуникативной среде и т.п.) переводят возможное вербальное сообщение не познаково, а глобально, целиком. Это требуется в тех случаях, когда необходима быстрота восприятия сообщения, быстрота реакции, когда ожидается простейший ответ типа да/нет. В армии, например, где «приказы не обсуждают», или на дороге, когда для поворота на большой скорости не так много времени, длинные текстовые сообщения были бы вредны. Развитие физических условий, позволяющих осуществлять коммуникацию, по Сепиру, включает железные дороги, самолет (доставляют коммуниканта), телеграф, телефон, радио (доставляют сообщение или его воспроизведение).
Коммуникационный процесс разбивается на пять этапов:
1)
начало обмена информацией,
2)
воплощение идеи в слова,
3)
передача информации через
4)
получатель информации
5)
этап обратной связи - отклик
получателя на полученную
Любая коммуникация происходит по схеме (SàR):