Коммуникации в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности. Исходя из того, что информация представляет собой связующий процесс коммуникации, можно сделать выводы, что тема моей курсовой работы всегда будет являться актуальной. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..docx

— 196.45 Кб (Скачать)

     Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

     Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия.

     Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это внимания и усугубит свою ошибку [9, c. 263].

     Женщины обычно более чувствительны, чем  мужчины и этим объясняется существование  такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

     Эта женская интуиция особенно хорошо развита  у женщин, занимающихся воспитанием  маленьких детей [10, c. 301].

     Качество  присутствия и элементы невербального  общения.

     Всем  нам из собственного опыта известно, что в критические моменты  жизни простое присутствие другого  человеческого существа может быть чрезвычайно благотворным. Люди часто  обращаются за психологической помощью  именно в такие критические периоды, стремясь обрести в лице свидетеля  их личной драмы того, кто обеспечит  им поддержку и понимание.

     Каждый  из нас в той или иной степени  чувствителен к проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей [3, c. 86].

     Восприимчивость к невербальным проявлениям отношения  к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность  в межличностных отношениях. Чувствительность к невербальным проявлениям предъявляет  консультантам требование уделять  особое внимание способам “бытия с” клиентом, которые показывают их способность к установлению контакта. Ведь невербальное поведение и те сообщения, которые консультант передаёт посредством него, могут влиять на клиента как позитивным, так и негативным образом. Невербальные проявления могут способствовать доверию, открытости клиента и исследованию важнейших измерений его проблемы, но могут также приводить к недоверию и даже сопротивлению усилиям консультанта .

     В данном реферате я хотела бы рассмотреть  компоненты качества присутствия, которое  можно определить как степень  невербального выражения вовлечённости  консультанта в контакт с клиентом в ситуации здесь и теперь.

     Демонстрация  качества присутствия консультантом  служит основой установления контакта с клиентом в течение первой встречи  и поддержания контакта на протяжении всего процесса психологического консультирования.

     Качество  присутствия включает в себя как  физическое, так и психологическое  присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который  требует времени и специальных  усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение  физического присутствия позволяет  настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени  психологического присутствия и  аутентичности [3, c. 187].

     Теперь  давайте перейдём к рассмотрению отдельных элементов невербального  общения и тех сообщений, которые  они могут передавать.

     Позиция и дистанция 

     Расположение  лицом к лицу - это наиболее часто  практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу. Позиция  лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиента в пространстве кабинета - это приглашение к диалогу. “Я расположен к вам, я с вами прямо  сейчас” - вот то послание, которое  консультант стремится передать клиенту. Такая позиция свидетельствует  о готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости  в беседу и приглашает клиента  к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанции между консультантом и клиентом [5, c. 266].

       Располагая кресла под некоторым  углом и изменяя дистанцию,  можно регулировать степень открытости  и участия в контакте. Изначальное  расположение кресел под определённым  углом и на определённой дистанции  задаёт последующие возможности  регуляции контактной границы  обоими участниками, поэтому обычно  кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под небольшим углом [8, c. 123].

     В разговоре труднее с теми, кто  откидывается назад или разваливается  в кресле. Наклон консультанта вперед передаёт сообщение “Я с тобой, мне  интересен ты и то, что ты хочешь сказать”. А отклонение назад часто  сообщает - “Я не совсем с тобой” или  “Мне скучно”. Наклон вперёд может  переживаться клиентом, погруженным  в болезненные чувства, как поддержка  со стороны консультанта, и, наоборот, отклонение назад - как отстранение  и нежелание иметь дело с его  чувствами. Слишком быстрый, внезапный  наклон сокращает дистанцию между  консультантом и клиентом, что  может нарушить контакт и восприниматься как вызов. Так, например, консультант  может сказать: “Итак, я выслушал ваши жалобы, а теперь я хотел  бы узнать, в чём вы видите причины  всех этих трудностей?”, при этом, как  бы нависая над клиентом, резко  наклониться вперед.

     Такое невербальное поведение может придать  нежелательный смысл вполне уместному  вопросу консультанта. И наоборот, если консультант резко отклонится назад после данной фразы, клиент может воспринять это как нежелание  слушать его жалобы и пренебрежение  к объяснениям их причин.

     Хороший консультант с уважением относится  к психологическим границам другого  человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для  клиента, и использует реакции клиента  в качестве обратной связи относительно оптимальной физической дистанции  и психологической близости [6, c. 203].

     Открытая  поза

     Серьёзно  упрощая положение дел, традиционно  выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и его восприимчивости  к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которой  считаются скрещивания ног или  рук, свидетельствует о меньшей  вовлечённости в беседу.

     Консультанту  полезно периодически спрашивать себя: “В какой степени моя поза передает клиенту мою открытость и доступность?”  Идеальным вариантом здесь можно  считать ситуацию, когда принятие открытой позы является для консультанта естественным, аутентичным поведением. Типичным же является выбор между  открытой, но при этом в той или  иной степени неудобной, неестественной позой и комфортной, закрытой позой. В такой ситуации нужно как  минимум отслеживать перипетии  смен открытых и закрытых поз и  использовать результаты наблюдения как  информацию об особенностях вашего взаимодействия с клиентом [5, c. 125].

       Это возможно, если периодически  задаваться вопросом: “Что именно  в поведении, реакциях клиента  вызывает у меня желание сменить  позу?” В ситуации же выбора, например, когда консультант непреклонно  сохраняет открытую позу, но при  этом всё его внимание сосредотачивается  на злости на себя и клиента,  пожалуй, лучше занять закрытую, но естественную позу и сконцентрироваться  на природе взаимодействия и  скрытых в вашей позе посланиях [4, c. 156].

     Открытая  поза не предполагает, что заняв  её, консультант отсидит в ней  весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное  впечатление, когда она будет  не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное  и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а плавная смена  поз и естественное использование жестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и порой напоминает танец [11, c. 311].

     Можно сделать вывод, что вербальное общение  является наиболее универсальным способом передачи мысли. А невербальное общение, оно более

известное как язык поз и  жестов, которое  включает в себя все формы самовыражения  человека, естественно не опирающееся  на слова.  Психологи  утверждают, что невербальное общение является так же важным как и вербальное. Для достижения максимально эффекта используются эти оба средства общения. 
 

 

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, проанализировав материал об обмене информацией в организации, обычно думают о людях, которые говорят в процессе личного общения или в группах на собраниях, разговаривают по телефону или читают и составляют записки, письма и отчеты. Хотя на эти случаи приходится основная часть коммуникаций в организации, коммуникации представляют собой всепроникающий и сложный процесс. Начнем с выявления того, где вне и внутри организации требуются эффективные коммуникации.

     Коммуникационные  потребности зависят от факторов внешней среды организации. Если проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких  то вопросах, которые связаны с  потребностями информационного  взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию.

     Осуществление коммуникаций – это связующий  процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.

     Коммуникация  имеет два аспекта: информационный и личностный. Это необходимо учитывать  в ходе обмена информацией, и это  учитывается при выделении элементов  коммуникации.

     Коммуникационный  процесс обеспечивает движение информации в ходе осуществления управленческого  воздействия и за счет обратной связи  превращает его во взаимодействие, что значительно повышает качество управления.

     Коммуникативные навыки подразделяются на вербальные (слушание, речь, чтение, письмо) и невербальные (язык телодвижений и параметры речи).

     Эффективность коммуникационного процесса зависит  от того, учитывает ли менеджер в  коммуникационном процессе имеющиеся  барьеры. Коммуникационные барьеры  делятся на межличностные и организационные.

     Объемы  информации, циркулирующие в обществе, обусловили появление новых технологий работы с ней, а это, в свою очередь, повлекло изменение рабочих мест.

     Для руководителя организации любого типа важен каждый из  
элементов процесса коммуникации. Многие практики и теоретики  
управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе или получателях 
информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на её источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не  
только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что его оценка ситуации не противоречит оценке получателя, то есть важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс  расшифровки и получения информации, а так же значение обратной связи.

     Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным  
фактором, нарушающим "общность" в коммуникациях между источником  
и получателем информации, являются изменения, которые происходят  
в её кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации  
устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными. Когда эти процессы становятся разнородными, коммуникации разрушаются. Н.Винер назвал эту проблему энтропией, т.е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению. Такая тенденция возникает в том случае, когда работники организации имеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересы и т.п. В результате этого возникают барьеры для эффективных коммуникаций, что выражается в неточном соответствии кодирования и расшифровки. В современной организации информация передается напрямую без посредников. Отношения отчужденности, формальности и неравенства заменяются отношениями открытости, честности и относительного равенства.

Информация о работе Коммуникации в менеджменте