Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 20:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Интегрирующая роль коммуникации 6
Понятие коммуникации 6
Виды коммуникаций 8
Элементы коммуникации 9
Глава 2 Коммуникационный процесс 10
Понятие коммуникационного процесса 10
Коммуникативные барьеры 13
Преодоление коммуникационных барьеров 14
Глава 3 Значение коммуникаций в деятельности менеджера 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Библиографический список 21
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 Интегрирующая роль коммуникации 6
Понятие коммуникации 6
Виды коммуникаций 8
Элементы коммуникации 9
Глава 2 Коммуникационный процесс 10
Понятие коммуникационного процесса 10
Коммуникативные барьеры 13
Преодоление коммуникационных барьеров 14
Глава 3 Значение коммуникаций в деятельности менеджера 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Библиографический список 21
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления.
Особенно
важно обеспечить эффективность
коммуникационных процессов на предприятиях
машиностроения, выпускающих сложную
наукоемкую продукцию. Необходима высокая
степень согласованности
Цель курсовой работы: рассмотреть коммуникации как важнейший элемент управления: значение управленческих коммуникаций, виды управленческих коммуникаций, а также элементы и этапы коммуникационного процесса.
Задачи:
Коммуникации – это процесс обмена информацией, опытом и сведениями. Они позволяют координировать деятельность как внутри предприятия, так и налаживать внешние контакты.
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
Важность коммуникаций между менеджерами и работниками подчеркивалась в работах многих теоретиков менеджмента, среди них: Питерс и Уотермен, Крис Арджирис, Герцберг, Маслоу и другие. Эта идея была подхвачена и Мэйо. В своей книге «Социальные проблемы индустриального общества» он говорит, что проблемы прогулов, большой текучести кадров, несанкционированных забастовок показывают, что мы не знаем, как обеспечить взаимодействие, поэтому сотрудничеству в индустриальном обществе не оставлено ни единого шанса.1
Под
«социальным искусством» Мэйо понимал
умение вступать в коммуникацию с
другими людьми и отвечать на их
стремления и установки так, чтобы
способствовать сотрудничеству. Эта
идея уже содержала потенциальную
возможность использования
Ротлисбергер же подчеркивал, что в обществе существует тип руководителей, улучшающих коммуникации и взаимопонимание, не думающих об амбиции, проявляющих внимание к человеческой ситуации, старающихся «привить» новичка, использовать средства дружеского воздействия, а не безлично формальные. Отношения в таких системах более гладкие. Общие же теории управления не имеют и намека на эту стихийную практику. Ротлисбергер разработал практические принципы «человеческого» руководства рабочими и стимулирования труда, в которых одна из практических рекомендаций говорила о том, что в любой организации должно быть «такое развитие системы коммуникаций, при котором улавливались бы и взаимно учитывались мнения сторон, т. е. ежедневно реализовалось бы одно из условий «демократического» управления»2
Исследования
показали, что эффективность влияния
коммуникаций на сплоченность группы
зависит и от типа коммуникаций.
Так, Бавелас в 50-х годах, кладя
в основу неформальной коммуникации
дуальные связи, исследовал соотношение
между скоростью прохождения
информации в группе, ее сплоченностью
и возможностью централизации решений
при различных вариантах
вожака. Этому способствует положение в центре каналов коммуникаций, обеспечивающее обладание ценной для группы информацией и облегчающее руководство групповыми процессами. Коммуникация, по мнению Картрайта, Бавеласа, Миллера и Форма, организационно закрепляет сложившееся распределение групповых ролей.3
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
Основной объем коммуникаций, особенно в сложных организациях, составляют коммуникации внутри организации.
Межуровневые коммуникации используются для доведения до исполнителей плановых заданий, решений о реорганизации (от вышестоящего уровня вниз, к исполнителям); предоставления отчетов о выполненной работе, использовании ресурсов, предложений (от исполнителя вверх, к руководителю). При этом определяется форма предоставляемой информации, осуществляется выбор средств. Коммуникации между подразделениями одного уровня включают, например, обмен информацией между отделами маркетинга, финансов, производственным и т.д.
В процессе коммуникаций руководитель - подчиненный решаются следующие задачи:
Важной спецификой
Согласно М.Х. Мескону, основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление об элементах и этапах процесса.5
В процессе обмена информации можно выделить четыре базовых элемента:
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это сложно, так как на каждом этапе смысл сообщения может быть искажен или полностью утрачен.
В
практике менеджмента разработаны
специальные формы деловых
Из-за
отсутствия каких-либо навыков может
возникнуть непонимание, на любом из
этапов появляются специфические коммуникационные
барьеры – на уровне как межличностных,
так и организационных
М.Х. Мескон ссылается на исследования, согласно которым руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации – он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений. Качество коммуникаций может прямо влиять на степень реализации целей организации. Отсюда можно сделать вывод, что взаимопонимание между руководителем и человеком, который является получателем информации для дальнейшей ее передачи по назначению – то есть секретарем, личным помощником, ассистентом – является ключом к эффективному обмену информацией.6
Коммуникационный
процесс – это
В результате этого процесса происходит продвижение информации по следующим этапам:
1.
Зарождение идеи. Кит Дэвис подчеркивает
важность данного этапа: «
2. Кодирование и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела). Такое кодирование превращает идею в сообщение.
3. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникации. В то же время передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица. Передача информации осуществляется с использованием знаковых систем.
Одним из первых исследовал коммуникационные процессы в организации Ф.Тейлор. Он разработал жесткую организационную структуру, предполагающую четкую взаимосвязь между должностями и ролями. В этой структуре имеет место быть только вертикальные властные связи, то есть такая организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях.
Информация, передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимое пояснение к нему (то, что Тейлор назвал «урок»), а также контроль за иcполнением задания. Обратная связь при контроле сводится к докладу о выполнении задания.
«Каждый работник, хороший или посредственный, должен ежедневно получать вполне определенный урок; он ни к каком случае не должен быть неточным или неопределенным, урок должен быть тщательно и ясно прописан и не должен быть легким».8
Чтобы понять основные принципы осуществления процесса коммуникации в организациях, нужно уяснить принципиальные моменты этого процесса, то есть необходимо, по крайней мере, узнать, кто сообщает информацию, по какому каналу ее можно получить, какова надежность этого канала и есть ли возможность успешно обработать и понять эту информацию. Только зная эти моменты, руководитель может использовать информацию для влияния на поведение подчиненных. Согласно наиболее простой модели коммуникации, предложенной Г. Ласуэллом, акт коммуникации может рассматриваться с точки зрения ответы на вопросы: кто сообщает, что сообщает, кому и с каким эффектом.Эта модель характерна для рациональной школы изучения организации. Здесь не придается значение содержанию сообщения, особенностям канала передачи, возможностям понимания сообщения и возможным искажениям информации в процессе коммуникации. Недостатки подобного упрощенного взгляда на процесс коммуникации в известной степени исправлены американскими исследователями К. Шенноном и У. Уивером. В своих работах по теории информации они предсталены основные компоненты процесса коммуникации в виде схемы:
Информация о работе Коммуникации, как одна из составляющих работы менеджера