Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
– отношения собственности;
– способы финансирования (получения ресурсов);
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей);
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модели и классификация систем здравоохранения……………....…..4
1.1 Исторические справки……………………………………………………..….4
1.2 Классификация систем здравоохранения……………………………………9
Глава 2. Система здравоохранения в России…………………………………..33
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе……………………………………………….35
Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения в России………………43
3.1 Реформирование системы здравоохранения в России……………………43
3.2 Система здравоохранения: проблемы и пути решения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………….....56
Список литературы…………………………………..…………………………..59
Новая законодательная база
Законы «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ) и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323—ФЗ) помогут решить проблемы здравоохранения только частично. Так, Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает серьезные положительные нормы:
■ централизацию финансирования системы ОМС на уровне Федерального фонда ОМС;
■ нормирование тарифов страховых взносов на неработающее население;
■ изменение структуры тарифа на ОМС — с 2013 г. включение расходов на содержание учреждения, а также включение в систему ОМС скорой медицинской помощи (2013 г.) и высокотехнологичной помощи (2015 г.), т.е. организацию одноканального финансирования;
■ повышение ответственности регионов за оказание первичной помощи;
■ обязательное исполнение порядков и стандартов медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС и формирование критериев эффективности этих программ.
Вместе
с тем имеются определенные факторы
риска при реализации этого закона,
что потребует их решения в
других федеральных законах или
подзаконных актах. Например, централизация
финансирования с последующим
Что касается Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то следует отметить также несколько положительных норм.
Передача
полномочий по оказанию первичной медико-санитарной
помощи и скорой медицинской помощи
с муниципального уровня на уровень
субъекта РФ. Эта норма продиктована
тем, что у большинства
Положение о предоставлении медицинской помощи по участково-территориальному принципу, использование системы направлений. Эти положения устраняют риск снижения координации медицинской помощи населению, вводимый положениями законопроекта «Об обязательном медицинском страховании», которые декларируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.
Закон правильно
решает и отдельные
Все эти
вопросы важны, но первоочередная цель
главного закона страны по охране здоровья
граждан — закрепить
Приоритеты и задачи развития здравоохранения до 2020 г.
При формировании
приоритетов и задач до 2020 г. необходимо
принять во внимание цели по улучшению
здоровья населения, поставленные Правительством
Российской Федерации к этому
сроку. В соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-
Более того, в статьях Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина о демократии6 и о социальной политике7 определены главные направления развития здравоохранения. Среди них — акцент на удовлетворенности населения, повышение квалификации медицинских работников и конкурентоспособности их заработной платы, развитие первичного звена здравоохранения, увеличение доступности бесплатных лекарств, профилактика и формирование условий для здорового образа жизни наших граждан и, что самое главное, повышение эффективности управления, прозрачности в принятии решений, ответственности и отчетности руководителей отрасли за результат, ликвидация коррупции.
Необходимо понимать: чтобы реализовать эту программу, потребуются консолидированные усилия всего общества — это и эффективная работа команды управленцев здравоохранением, и принятие нелегких решений по увеличению финансирования государственных расходов на здравоохранение, и, безусловно, ответственность самих граждан за сохранение и укрепление своего здоровья.
Из вышеперечисленных направлений, а также анализа нерешенных проблем и вызовов, стоящих перед отраслью, вытекают приоритеты и задачи, которые должны быть отражены в программе здравоохранения. Приоритеты:
■ Сохранение и укрепление здоровья граждан трудоспособного возраста.
■ Сохранение и укрепление здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, пропаганда рождаемости.
■ Формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.
■ Формирование доступных и качественных медико-социальных услуг для граждан старшей возрастной группы и инвалидов.
■ Повышение эффективности расходования государственных ресурсов.
Заключение
Задачи
превращения России в глобального
лидера мировой экономики, выхода на
уровень развитых стран по показателям
социального благосостояния диктуют
новые требования к системе здравоохранения.
С одной стороны, растет ценность
здоровья в системе приоритетов
общества, возникают новые медицинские
и социальные технологии, связанные
с изменениями в
Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество.
Осуществление
федеральных целевых программ развития
здравоохранения, реализация которых
позволит создать основу для внедрения
в практику здравоохранения эффективных
методов профилактики, диагностики
и лечения болезней и обеспечить
населению доступную
На первом этапе (2009-2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.
В рамках первого этапа реализации Концепции также будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.
Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального проекта "Здоровье" по следующим направлениям:
- формирование здорового образа жизни;
- развитие
первичной медико-санитарной
- совершенствование
специализированной, в том числе
высокотехнологичной,
- развитие службы крови;
- совершенствование медицинской помощи матерям и детям.
На втором этапе реализации Концепции
(2016-2020) предполагаются поэтапный переход
к саморегулируемой системе организации
медицинской помощи на основе созданных
инфраструктуры и кадрового ресурса
здравоохранения и
В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ №321 от 30 июня 2004 г. Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890,
3. Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 1999.
4. Вялков, А. И. Управление и экономика здравоохранения : учеб. пособие / А. И. Вялков. – М. : ГЕОТАР-МЕД, 2004
5. Экономика здравоохранения. Книга 2. Гриф УМО по медицинскому образованию / Семенов В.Ю. Издательство - МИА ISBN - 5-89481-386-7, 2006
6. www.dmpmos.ru
7. www.minzdravsoc.ru
8. www.zdravo2020.ru
9. http\\blood.ru-templates-news-