Какие принципиальные модели здравоохранения существуют в мировой практике. Какой положительный опыт применим в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
– отношения собственности;
– способы финансирования (получения ресурсов);
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей);
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модели и классификация систем здравоохранения……………....…..4
1.1 Исторические справки……………………………………………………..….4
1.2 Классификация систем здравоохранения……………………………………9
Глава 2. Система здравоохранения в России…………………………………..33
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе……………………………………………….35
Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения в России………………43
3.1 Реформирование системы здравоохранения в России……………………43
3.2 Система здравоохранения: проблемы и пути решения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………….....56
Список литературы…………………………………..…………………………..59

Работа содержит 1 файл

бюджетный менеджмент.docx

— 86.85 Кб (Скачать)

 

Новая законодательная база

Законы «Об  обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации» (Федеральный  закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ) и «Об  основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323—ФЗ) помогут решить проблемы здравоохранения только частично. Так, Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает серьезные положительные нормы:

■ централизацию финансирования системы ОМС на уровне Федерального фонда ОМС;

■ нормирование тарифов страховых взносов на неработающее население;

■ изменение структуры тарифа на ОМС — с 2013 г. включение расходов на содержание учреждения, а также включение в систему ОМС скорой медицинской помощи (2013 г.) и высокотехнологичной помощи (2015 г.), т.е. организацию одноканального финансирования;

■ повышение ответственности регионов за оказание первичной помощи;

■ обязательное исполнение порядков и стандартов медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС и формирование критериев эффективности этих программ.

Вместе  с тем имеются определенные факторы  риска при реализации этого закона, что потребует их решения в  других федеральных законах или  подзаконных актах. Например, централизация  финансирования с последующим перераспределением средств в регионы в условиях общего дефицита этих средств может поставить под угрозу объемы финансирования здравоохранения в относительно богатых субъектах РФ; соответственно, может пострадать заработная плата врачей. Далее в этом законе акцентируются меры по расширению прав пациента выбирать врача и медицинскую организацию без учета территориального принципа прикрепления населения, этапов и уровней оказания медицинской помощи пациентам, что повлечет за собой дополнительные затраты в системе. Задача состоит не в том, чтобы предоставить свободу выбора пациенту, а в том, чтобы обеспечить доступность и качество медицинской помощи в большинстве медицинских организаций (а эти организации, как правило, находятся по месту жительства пациента).

Что касается Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то следует отметить также несколько  положительных норм.

Передача  полномочий по оказанию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень  субъекта РФ. Эта норма продиктована тем, что у большинства муниципальных  образований было недостаточно средств  на оказание данных видов медицинской  помощи. «Бедные» системы здравоохранения (как в Российской Федерации) должны быть централизованы: так легче ими  управлять и их контролировать.

Положение о предоставлении медицинской помощи по участково-территориальному принципу, использование системы направлений. Эти положения устраняют риск снижения координации медицинской помощи населению, вводимый положениями законопроекта «Об обязательном медицинском страховании», которые декларируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.

Закон правильно  решает и отдельные узкоспециализированные вопросы здравоохранения: в детской  трансплантологии, в лечении орфанных заболеваний, в применении репродуктивных технологий и др.

Все эти  вопросы важны, но первоочередная цель главного закона страны по охране здоровья граждан — закрепить организационные  и финансовые механизмы для защиты и укрепления здоровья всех граждан  Российской Федерации, а также для  обеспечения доступной и качественной медицинской помощью всех заболевших. К сожалению, эти вопросы не нашли  должного отражения в Законе «Об  основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации», он не решает этих задач. Более того, этот закон  приведет к усилению недовольства населения (в связи с риском снижения гарантий бесплатной медицинской помощи), а  также медицинских работников, т.к. он не улучшает их положения .

Приоритеты и задачи развития здравоохранения  до 2020 г.

При формировании приоритетов и задач до 2020 г. необходимо принять во внимание цели по улучшению  здоровья населения, поставленные Правительством Российской Федерации к этому  сроку. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. мы должны существенно улучшить показатели здоровья населения, а именно: увеличить ожидаемую продолжительность жизни населения с нынешних 705 до 73 лет и снизить общий коэффициент смертности с 13,5 случая на 1 тыс. населения до 11,0.

Более того, в статьях Председателя Правительства  Российской Федерации В.В. Путина о  демократии6 и о социальной политике7 определены главные направления развития здравоохранения. Среди них — акцент на удовлетворенности населения, повышение квалификации медицинских работников и конкурентоспособности их заработной платы, развитие первичного звена здравоохранения, увеличение доступности бесплатных лекарств, профилактика и формирование условий для здорового образа жизни наших граждан и, что самое главное, повышение эффективности управления, прозрачности в принятии решений, ответственности и отчетности руководителей отрасли за результат, ликвидация коррупции.

 

Необходимо  понимать: чтобы реализовать эту  программу, потребуются консолидированные  усилия всего общества — это и  эффективная работа команды управленцев  здравоохранением, и принятие нелегких решений по увеличению финансирования государственных расходов на здравоохранение, и, безусловно, ответственность самих  граждан за сохранение и укрепление своего здоровья.

Из вышеперечисленных  направлений, а также анализа  нерешенных проблем и вызовов, стоящих  перед отраслью, вытекают приоритеты и задачи, которые должны быть отражены в программе здравоохранения. Приоритеты:

■ Сохранение и укрепление здоровья граждан трудоспособного возраста.

■ Сохранение и укрепление здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, пропаганда рождаемости.

■ Формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.

■ Формирование доступных и качественных медико-социальных услуг для граждан старшей возрастной группы и инвалидов.

■ Повышение эффективности расходования государственных ресурсов.

 

 

Заключение

Задачи  превращения России в глобального  лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям  социального благосостояния диктуют  новые требования к системе здравоохранения. С одной стороны, растет ценность здоровья в системе приоритетов  общества, возникают новые медицинские  и социальные технологии, связанные  с изменениями в демографической  структуре населения. С другой - благодаря  развитию медицинских технологий существенно  повышаются возможности реально  влиять на показатели здоровья населения, о чем свидетельствуют значительные успехи в борьбе с наиболее опасными для жизни заболеваниями, достигнутые  в развитых странах.

Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных  гарантий медицинской помощи, ее доступность  и высокое качество.

Осуществление федеральных целевых программ развития здравоохранения, реализация которых  позволит создать основу для внедрения  в практику здравоохранения эффективных  методов профилактики, диагностики  и лечения болезней и обеспечить населению доступную квалифицированную  и специализированную медицинскую  помощь. Реализация Концепции будет  происходить поэтапно:

На первом этапе (2009-2015) будет осуществлена конкретизация  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную  модель финансирования медицинской  помощи через систему обязательного  медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение  информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.

В рамках первого этапа реализации Концепции  также будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации  медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской  помощи с ее последующей интеграцией  в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической  базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.

Кроме того, на первом этапе будет продолжена реализация Приоритетного национального  проекта "Здоровье" по следующим  направлениям:

- формирование  здорового образа жизни;

- развитие  первичной медико-санитарной помощи  и медицинской профилактики;

- совершенствование  специализированной, в том числе  высокотехнологичной, медицинской  помощи при социально-значимых  заболеваниях, включая сердечно-сосудистые, онкологические, кобинированные травмы при дорожно-транспортных происшествиях;

- развитие  службы крови;

- совершенствование  медицинской помощи матерям и  детям.

На втором этапе реализации Концепции (2016-2020) предполагаются поэтапный переход  к саморегулируемой системе организации  медицинской помощи на основе созданных  инфраструктуры и кадрового ресурса  здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых  технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

В целом, реализация всех направлений Концепции  обеспечит к 2020 году формирование здорового  образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему  здравоохранения, позволяющую оказывать  доступную и качественную медицинскую  помощь на основе единых требований и  подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая  будет являться залогом устойчивого  социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.         Постановление Правительства РФ №321 от 30 июня 2004 г. Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

2.         Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. № 890,

3.         Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. - М.: Медицина, 1999.

4.         Вялков, А. И. Управление и экономика здравоохранения : учеб. пособие / А. И. Вялков. – М. : ГЕОТАР-МЕД, 2004

5.         Экономика здравоохранения. Книга 2. Гриф УМО по медицинскому образованию / Семенов В.Ю. Издательство - МИА ISBN - 5-89481-386-7, 2006

6.         www.dmpmos.ru

7.         www.minzdravsoc.ru

8.         www.zdravo2020.ru

9.         http\\blood.ru-templates-news-images-logo.gif

 

 

 

 


Информация о работе Какие принципиальные модели здравоохранения существуют в мировой практике. Какой положительный опыт применим в нашей стране