Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
– отношения собственности;
– способы финансирования (получения ресурсов);
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей);
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модели и классификация систем здравоохранения……………....…..4
1.1 Исторические справки……………………………………………………..….4
1.2 Классификация систем здравоохранения……………………………………9
Глава 2. Система здравоохранения в России…………………………………..33
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе……………………………………………….35
Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения в России………………43
3.1 Реформирование системы здравоохранения в России……………………43
3.2 Система здравоохранения: проблемы и пути решения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………….....56
Список литературы…………………………………..…………………………..59
Все перечисленное
выше объединяется понятием "общественная
гигиена". Также из общественных
фондов. Финансируются мероприятия,
объединяемые понятием "социальное
обеспечение и социальное благосостояние".
Эти мероприятия осуществляются
на основании законов: об охране жизненных
прав (медицинская помощь), о социальном
обеспечении калек и инвалидов
(реабилитационная помощь), о социальном
обеспечении детей, о мерах чрезвычайной
помощи раненым на войне, о медицинском
обеспечении жертв атомной
Итак, в
основе каждой из рассмотренных моделей
организации системы
Какая же
из моделей здравоохранения
Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть I)
Тип модели |
Социально страховая |
Социально страховая |
Социально страховая |
Страна |
Германия |
Япония |
Канада |
Принцип, лежащий в основе модели. |
Здоровье – фактор, определяющий качество «человеческого капитала». Медицинская услуга - затраты, необходимые для поддержания здоровья. |
Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС возмещают часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга – общественное благо. Систему здравоохранения должно контролировать государство. |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
8,1% |
6,6% |
8,7% |
Источники финансирования. |
ОМС - 60% ДМС-10% Гос. Бюджет - 15% Личные средства -15%. |
ОМС - 60% Гос. бюджет -10% Общественные фонды - 10% Личные средства – 20% |
Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов - 90% Фонды частных страховых компаний и добровольные пожертвования — 10%. |
Контроль за эффективностью расходования средств. |
Контроль осуществляют частные и государственные страховщики. |
Контроль осуществляется страховыми фирмами - частными страховщикам |
Контроль осуществляет государство. |
Доступность медицинского обслуживания |
90% населения охвачено |
40% населения охвачено |
98-99% населения охвачено |
Ассортимент доступных медицинских услуг. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено. |
Использование новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Трудно преодолимые барьеры на пути внедрения новых технологий. |
Регулирование цен на медицинские услуги. |
Цены, выражены в «очках», цена «очка» пересматриваетеся при изменении экономической ситуации. |
Утверждаются Министерством |
Регулируются правительством, ежегодно пересматриваются, но изменяются медленно. |
Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть II)
Тип модели |
Государственная |
Государственная |
Рыночная |
Страна |
Франция |
Великобритания |
США |
Принцип, лежащий в основе модели. |
Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь. |
Медицинская услуга - общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый - за больного. |
Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан. |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
8,5% |
6,0% |
14% |
Источники финансирования. |
ОМС - 50% ДМС - 20% Гос. бюджет - 10% Личные средства - 20% |
Государственный бюджет. |
Частное страхование - 40% Личные средства - 20% Программы для пожилых и малоимущих –40% |
Контроль за эффективностью расходования средств. |
Контроль осуществляют страховщики:
частные страховые фирмы и
государственная организация |
Контроль осуществляет – государство в лице Министерства здравоохранения. |
Контроль осуществляется страховыми фирмами – чacтными страховщиками. |
Доступность медицинского обслуживания |
80% населения охвачено программами ОМС. |
Всеобщая доступность |
Ограничивается |
Ассортимент доступных медицинских услуг. |
Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС. |
Широкий спектр профилактических мероприятий,
набор лечебных услуг ограничен
производственными |
Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги. |
Использование новых технологий. |
Спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий. |
Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно. |
Самые большие инвестиции в НИОКР осуществляются в сфере здравоохранения. |
Регулирование цен на медицинские услуги. |
Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год. |
Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения. |
Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ. |
Глава
2. Система здравоохранения в
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации
Основы
определяют охрану здоровья как совокупность
мер политического, экономического,
правового, социального, культурного,
научного, медицинского, санитарно-гигиенического
и противоэпидемического
Как видно из этого определения, охрана здоровья представляет, собой комплексную систему мер, каждая из которых играет важную роль в поддержании здоровья россиян.
Современная
система здравоохранения в
Данная
система характеризуется
Жизнь и здоровье людей, которые являются наивысшей ценностью на нашей планете, постоянно подвержены опасности повреждения. Такая опасность обусловлена средой обитания человека, которая включает различные факторы (физические, химические, биологические, социальные), воздействующие на организм. Современный уровень научного познания не в состоянии обеспечить полного контроля человека над объектами и явлениями природы, не дает возможности предотвратить и даже предвидеть исходящую от них опасность.
Несмотря
на это, человек при современном
уровне его развития может и должен
предвидеть угрозу опасности со стороны
указанных факторов, в состоянии
различными методами, в том числе
и правовыми, обеспечить возможность
восполнения имущественных
Объектом
медицинского страхования является
страховой риск, связанный с затратами
на оказание лечебно-диагностических
услуг при возникновении
Страховой риск определяется как предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления, как, например, развитие того или иного заболевания.
Под страховым случаем понимают совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. Экономической базой медицинского страхования является специально формируемый фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги.
Роль
центральной финансирующей
2.2 Анализ сложившихся проблем
здравоохранения и корреспондирующих
проблем в законодательной базе
Проблема в здравоохранении |
Проблемы в законодательной и нормативно-правовой базе |
Недостаточное финансирование государственной системы здравоохранения |
В федеральных законах (ФЗ) отсутствует
указание на минимальные объемы финансирования
государственной системы |
Ориентированность на нужды и оправданные ожидания пациентов |
В ФЗ отсутствует указание на то, что
ежегодно должен публиковаться отчет
о деятельности системы здравоохранения
с учетом анализа удовлетворенности
пациентов. |
Неравенство между субъектами РФ в обеспечении ПГГ |
В ФЗ не зафиксировано обязательство
Правительства РФ по созданию равных
условий для всех жителей РФ при
предоставлении гарантий бесплатной медицинской
помощи. |
Неравенство в распределении бремени расходов на медицинские услуги между различными группами населения |
В ФЗ не указаны ограничения на размеры
оплаты медицинской помощи из личных
средств граждан. |
Недостаточное обеспечение населения ЛС в амбулаторных условиях и высокие цены на ЛС |
В ФЗ не указано, что все население
РФ (а не только его отдельные
категории) имеет право на лекарственную
медицинскую помощь в амбулаторных
условиях, оплачиваемую из солидарных
источников (системы ОМС) или совместно
с личными средствами граждан. |
Наличие множества распорядителей средств здравоохранения и раздельное финансирование содержания инфраструктуры учреждений и медицинских услуг |
Введение ФЗ о разграничении полномочий
в системе здравоохранения |
Низкая квалификация медицинских кадров |
В ФЗ нет указаний о внедрении системы
непрерывного последипломного медицинского
образования и соответствующей
необходимости ежегодного накопления
медицинскими работниками установленного
числа кредитов (часов образовательной
активности), как это имеет место
во всех развитых странах. |
Низкая мотивация медицинских кадров к качественному труду |
В ФЗ нет указаний на минимальный размер
оплаты труда в здравоохранении и на необходимость
привязки системы оплаты труда к показателям
качества работы. |
Неэффективность использования материально- |
В ФЗ нет упоминания об эффективности
использования материально- |
Низкая информатизация здравоохранения |
В ФЗ нет указания на необходимость развития информатизации в здравоохранении и разработки соответствующих стандартов |
Слабый инновационный |
В ФЗ нет указания на минимальные требования
к финансированию медицинской науки,
качеству научных разработок и порядку
определения приоритетов |
Неэффективная организация медицинской помощи населению |
В ФЗ:
|
Неудовлетворительное КМП ( |
В ФЗ:
|
Неэффективное управление здравоохранением |
ВФЗ:
|
Недостаточное государственное регулирование |
В ФЗ нет указаний на необходимость регулирования цен на ЛС и тарифов»;на медицинские услуги и установления предельных цен на ЛС |
Недостаточная экономия издержек |
В ФЗ нет указания на необходимость мониторинга непроизводительных издержек и не определено понятие экономической эффективности в здравоохранении |
Глава
3. Пути совершенствования
3.1
Реформирование системы
Здравоохранение
и экономика тесно
Поэтому вопрос о роли здравоохранения как системы в обеспечении здоровья населения по-прежнему стоит на повестке дня и нуждается в дальнейшей проработке. Однако хотелось бы сделать некоторые общие замечания, которые носят общий методологический характер.
В экономике не существует ничего бесплатного, так же как и не существует бесплатной медицины. Когда говорят «бесплатно», то подразумевают только тот факт, что граждане не платят в момент получение медицинской услуги. Однако в любом случае они ее оплачивают или через общие налоги, или страховые механизмы, тем более что современные системы здравоохранения в основном построены на принципе предварительной оплаты. Поэтому утверждения о том, что наша медицина якобы бесплатная, является или экономической безграмотностью, или политическим маневром, направленным на обоснование необходимости привлечения населения к непосредственной оплате медицинской помощи.
Отсюда возникает и проблема механизмов перераспределения средств в здравоохранении. В страховании возникает хорошо известная и описанная проблема третьей стороны. Это означает, что в условиях медицинского страхования между потребителем пациентом и производителем медицинским работником возникает посредник. С одной стороны, это ведет к удорожанию системы, так как часть средств отвлекается на обслуживание посреднических операции, а с другой стороны, возникают стимулы к избыточному потреблению как у пациента, так и врача, так как они непосредственно не участвуют в процессе оплаты, что также приводит к росту расходов на здравоохранение.