Какие принципиальные модели здравоохранения существуют в мировой практике. Какой положительный опыт применим в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
– отношения собственности;
– способы финансирования (получения ресурсов);
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей);
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модели и классификация систем здравоохранения……………....…..4
1.1 Исторические справки……………………………………………………..….4
1.2 Классификация систем здравоохранения……………………………………9
Глава 2. Система здравоохранения в России…………………………………..33
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе……………………………………………….35
Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения в России………………43
3.1 Реформирование системы здравоохранения в России……………………43
3.2 Система здравоохранения: проблемы и пути решения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………….....56
Список литературы…………………………………..…………………………..59

Работа содержит 1 файл

бюджетный менеджмент.docx

— 86.85 Кб (Скачать)

Все перечисленное  выше объединяется понятием "общественная гигиена". Также из общественных фондов. Финансируются мероприятия, объединяемые понятием "социальное обеспечение и социальное благосостояние". Эти мероприятия осуществляются на основании законов: об охране жизненных  прав (медицинская помощь), о социальном обеспечении калек и инвалидов (реабилитационная помощь), о социальном обеспечении детей, о мерах чрезвычайной помощи раненым на войне, о медицинском  обеспечении жертв атомной бомбардировки. Кроме того, за счет общественных фондов осуществляется страхование матери и ребенка.

Итак, в  основе каждой из рассмотренных моделей  организации системы здравоохранения  лежит различное понимание того, что же является товаром в сфере  здравоохранения. Отношение к медицинской  услуге как к частному, общественному  или квазиобщественному благу определяет и роль государства в системе охраны здоровья, и формирование цен на рынке медицинских услуг, и оплату труда людей, занятых в этой сфере.

Какая же из моделей здравоохранения является наиболее эффективной: рыночная, государственная  или социально-страховая? Как отмечалось ранее, каждая из моделей обладает своими достоинствами и недостатками. Для  того, чтобы выделить их более четко, проведем сравнительный анализ и представим его результаты в виде таблицы. (См. таблицу ).

Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть I)

 

Тип модели

Социально страховая 

Социально страховая 

Социально страховая 

Страна 

Германия 

Япония 

Канада 

Принцип, лежащий в основе модели.

Здоровье – фактор, определяющий качество «человеческого капитала». Медицинская  услуга - затраты, необходимые для  поддержания здоровья.

Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС возмещают часть затрат на медицинскую помощь.

Медицинская услуга – общественное благо. Систему здравоохранения  должно контролировать государство.

Доля расходов на здравоохранение  в ВВП 

8,1%

6,6%

8,7%

Источники финансирования.

ОМС - 60% ДМС-10% Гос. Бюджет - 15% Личные средства -15%.

ОМС - 60% Гос. бюджет -10% Общественные фонды - 10% Личные средства – 20%

Федеральные фонды и фонды провинциальных бюджетов - 90% Фонды частных страховых  компаний и добровольные пожертвования  — 10%.

Контроль за эффективностью расходования средств.

Контроль осуществляют частные и  государственные страховщики.

Контроль осуществляется страховыми фирмами - частными страховщикам

Контроль осуществляет государство.

Доступность медицинского обслуживания

90% населения охвачено программами  ОМС; 10% - программами ДМС; при этом 3% застрахованных в ОМС имеют ДМС.

40% населения охвачено национальной  системой страхования; 60% - профессионально-производственной  системой страхования. 

98-99% населения охвачено программами  ОМС. 

Ассортимент доступных медицинских услуг.

Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС.

Широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС.

Программы ОМС обеспечивают необходимый набор медицинских услуг, внедрение новых методик ограничено.

Использование новых технологий.

Спрос на разнообразные медицинские  услуги стимулирует внедрение новых  технологий.

Спрос на разнообразные медицинские  услуги стимулирует внедрение новых  технологий.

Трудно преодолимые барьеры на пути внедрения новых технологий.

Регулирование цен на медицинские  услуги.

Цены, выражены в «очках», цена «очка» пересматриваетеся при изменении экономической ситуации.

Утверждаются Министерством здравоохранения  социального обеспечения.

Регулируются правительством, ежегодно пересматриваются, но изменяются медленно.


Таблица: Национальные модели здравоохранения (часть II)

Тип модели

Государственная

Государственная

Рыночная 

Страна 

Франция

Великобритания 

США

Принцип, лежащий в основе модели.

Медицинская услуга квазиобщественное благо. Программы ОМС должны возмещать только часть затрат на медицинскую помощь.

Медицинская услуга - общественное благо. Богатый платит за бедного, здоровый - за больного.

Медицинская услуга – частное благо, т.е. товар, который может быть куплен или продан.

Доля расходов на здравоохранение  в ВВП 

8,5%

6,0%

14%

Источники финансирования.

ОМС - 50% ДМС - 20% Гос. бюджет - 10% Личные средства - 20%

Государственный бюджет.

Частное страхование - 40% Личные средства - 20% Программы для пожилых и малоимущих –40%

Контроль за эффективностью расходования средств.

Контроль осуществляют страховщики: частные страховые фирмы и  государственная организация социального  страхования.

Контроль осуществляет – государство  в лице Министерства здравоохранения.

Контроль осуществляется страховыми фирмами – чacтными страховщиками.

Доступность медицинского обслуживания

80% населения охвачено программами ОМС.

Всеобщая доступность 

Ограничивается платежеспособностью пациентов, программы для пожилых и малоимущих распространяются не на всех нуждающихся.

Ассортимент доступных медицинских  услуг.

Широкий спектр услуг за счет сочетания  программ ОМС и ДМС.

Широкий спектр профилактических мероприятий, набор лечебных услуг ограничен  производственными возможностями.

Самые разнообразные лечебные и профилактические медицинские услуги.

Использование новых технологий.

Спрос на разнообразные медицинские  услуги стимулирует внедрение новых  технологий.

Отсутствуют стимулирующие факторы, новые методы внедряются медленно.

Самые большие инвестиции в НИОКР  осуществляются в сфере здравоохранения.

Регулирование цен на медицинские  услуги.

Регулируются правительством, пересматриваются 2 раза в год.

Финансовые средства рассчитываются на основе нормативов учитывающих половозрастной состав населения.

Регулирование практически отсутствует. Цена формируется в результате соглашения между пациентом, страховщиком и ЛПУ.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система здравоохранения в России.

2.1 Общая характеристика системы  здравоохранения в Российской  Федерации

Основы  определяют охрану здоровья как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его  долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Как видно  из этого определения, охрана здоровья представляет, собой комплексную  систему мер, каждая из которых играет важную роль в поддержании здоровья россиян.

Современная система здравоохранения в Российской Федерации может быть охарактеризована как система регулируемого страхования  здоровья граждан, для которой характерно наличие нескольких основных источников финансирования, среди которых средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками.

Данная  система характеризуется наличием децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях), причем контроль качества медицинской  помощи и объемов расходов при  оказании медицинских услуг проводится со стороны финансирующих организаций. Система регулируемого страхования  характеризуется также многообразием  форм собственности и хозяйствования медицинских учреждений и частных  лиц, оказывающих услуги застрахованным; регулируемым ценообразованием на медицинские услуги, многообразием форм и способов оплаты медицинской помощи.

Жизнь и  здоровье людей, которые являются наивысшей  ценностью на нашей планете, постоянно  подвержены опасности повреждения. Такая опасность обусловлена  средой обитания человека, которая  включает различные факторы (физические, химические, биологические, социальные), воздействующие на организм. Современный  уровень научного познания не в состоянии  обеспечить полного контроля человека над объектами и явлениями  природы, не дает возможности предотвратить  и даже предвидеть исходящую от них  опасность.

Несмотря  на это, человек при современном  уровне его развития может и должен предвидеть угрозу опасности со стороны  указанных факторов, в состоянии  различными методами, в том числе  и правовыми, обеспечить возможность  восполнения имущественных потерь, вызванных повреждением здоровья (страхование, социальное страхование, пенсионное обеспечение).

Объектом  медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами  на оказание лечебно-диагностических  услуг при возникновении страхового случая.

Страховой риск определяется как предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления, как, например, развитие того или иного заболевания.

Под страховым  случаем понимают совершившееся  событие, предусмотренное договором  страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность  страховщика произвести страховую  выплату страхователю, застрахованному  лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам. Экономической базой  медицинского страхования является специально формируемый фонд денежных средств, из которых оплачиваются услуги.

Роль  центральной финансирующей организации  в страховой медицине в нашей  стране выполняют фонды ОМС как  экономически самостоятельные некоммерческие структуры. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с  гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а также  объектами здравоохранения. При  этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой  медицинской помощи. 
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе 

Проблема в здравоохранении

Проблемы в законодательной и  нормативно-правовой базе

Недостаточное финансирование государственной  системы здравоохранения

В федеральных законах (ФЗ) отсутствует  указание на минимальные объемы финансирования государственной системы здравоохранения. Указанный в постановлении Правительства  РФ от 5 декабря 2008 г. «0 программе государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи на 2009 г.» средний подушевой норматив финансового обеспечения ПГГ  в 2 раза ниже реальных потребностей здравоохранения. 
В ФЗ отсутствует указание на минимальные объемы отчислений субъектов РФ на здравоохранение (как страховой взнос на ОМС неработающего населения, так и другие расходы)

Ориентированность на нужды и оправданные  ожидания пациентов

В ФЗ отсутствует указание на то, что  ежегодно должен публиковаться отчет  о деятельности системы здравоохранения  с учетом анализа удовлетворенности пациентов. 
Правоприменение Указа Президента РФ № 825 «Об оценке эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ» не сопровождается установлением целевых значений показателей, публичным обсуждением полученных результатов и ответственностью руководителей за недостижение результатов

Неравенство между субъектами РФ в  обеспечении ПГГ

В ФЗ не зафиксировано обязательство  Правительства РФ по созданию равных условий для всех жителей РФ при  предоставлении гарантий бесплатной медицинской  помощи. 
В ФЗ не прописано положение о необходимости и порядке выравнивания финансового обеспечения государственных гарантий между субъектами РФ

Неравенство в распределении бремени  расходов на медицинские услуги между  различными группами населения

В ФЗ не указаны ограничения на размеры  оплаты медицинской помощи из личных средств граждан. 
В ФЗ не определено понятие дополнительных «сверх установленных Программой госгарантий видов и объемов медицинской помощи», соответственно нельзя разграничить платные и бесплатные медицинские услуги. Постановления Правительства № 27 от 13 января 1996 г. «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» и № 255 от 6 мая 2003 г. «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией», № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ» от 31 июля 1998 г. (ст. 69.2), регулирующие платные медицинские услуги в государственных и муниципальных учреждениях, не позволяют решить этот вопрос. 
В ФЗ не указано на необходимость освобождения малообеспеченных категорий населения от платных услуг

Недостаточное обеспечение населения  ЛС в амбулаторных условиях и высокие  цены на ЛС

В ФЗ не указано, что все население  РФ (а не только его отдельные  категории) имеет право на лекарственную  медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оплачиваемую из солидарных источников (системы ОМС) или совместно  с личными средствами граждан. 
Существующий № 94-ФЗ недостаточно эффективен для снижения цены при проведении государственных закупок на ЛС. 
В ФЗ не указано на необходимость жесткого государственного регулирования цен на ЛС и установления предельных цен по государственным закупкам

Наличие множества распорядителей средств здравоохранения и раздельное финансирование содержания инфраструктуры учреждений и медицинских услуг

Введение ФЗ о разграничении полномочий в системе здравоохранения привело  к раздельному финансированию отдельных  видов медицинской помощи, а также  других мер по охране здоровья по уровням  власти. При этом в ФЗ не предусмотрено  никакого компенсирующего механизма  для интеграции системы управления здравоохранением и компенсации  дефицита финансирования по отдельным  видам медицинской помощи в субъектах  РФ

Низкая квалификация медицинских  кадров

В ФЗ нет указаний о внедрении системы  непрерывного последипломного медицинского образования и соответствующей  необходимости ежегодного накопления медицинскими работниками установленного числа кредитов (часов образовательной  активности), как это имеет место  во всех развитых странах.  
В ФЗ нет указания на предоставление свидетельства о ежегодном накоплении кредитов как условия продления сертификата специалиста. 
В ФЗ нет указания на обязательность использования в ежедневной практике клинических рекомендаций профессиональных медицинских обществ

Низкая мотивация медицинских кадров к качественному труду

В ФЗ нет указаний на минимальный размер оплаты труда в здравоохранении и на необходимость привязки системы оплаты труда к показателям качества работы. 
В ФЗ нет указания на недопущение снижения оплаты труда медицинских работников ниже, чем уровень оплаты труда в промышленности. Социальные льготы и надбавки для медицинских работников, работающих в опасных и вредных условиях труда и сельской местности, явно недостаточны

Неэффективность использования материально-технических  ресурсов здравоохранения

В ФЗ нет упоминания об эффективности  использования материально-технических  ресурсов здравоохранения и необходимости  мониторинга и контроля за эффективностью использования материально-технических ресурсов здравоохранения

Низкая информатизация здравоохранения

В ФЗ нет указания на необходимость  развития информатизации в здравоохранении  и разработки соответствующих стандартов

Слабый инновационный потенциал  медицинской науки

В ФЗ нет указания на минимальные требования к финансированию медицинской науки, качеству научных разработок и порядку  определения приоритетов развития медицинской науки

Неэффективная организация медицинской  помощи населению

В ФЗ:

  • нет указания на необходимость развития производственной медицины и «школьной» медицины;
  • не даны определения стандартов, медико-экономических стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также не указаны правила их разработки;
  • не указано, что ПГГ должна быть определена через перечни ЛС и перечни медицинских услуг;
  • не указано, за кем установлены полномочия по организации и финансированию специализированной медицинской помощи

Неудовлетворительное КМП (качество медицинской помощи)

В ФЗ:

  • не определено понятие КМП;
  • не указано на необходимость ежегодного предоставления публичного отчета о КМП;
  • не указано на необходимость управления КМП и наличия единой Концепции управления КМП;
  • нет указания на обязательность наличия стандартов качества медицинских организаций и не определена процедура контроля их соблюдения.
  • Право на информацию о качестве услуг, прописанное в ФЗ № 2300-1 «0 защите прав потребителей», не реализовано

Неэффективное управление здравоохранением

ВФЗ:

  • нет указания на обязательность разработки федеральной и региональных Стратегий развития здравоохранения с соответствующими механизма»» реализации мониторинга; не предусмотрена ответственность руководителей органов здравоохранения за неисполнение целевых показателей этих Стратегий;
  • нет указания на возможность административного влияния федерального уровня управления здравоохранением на региональный уровень, а регионального — на муниципальный;
  • не определены критерии и нет порядка принятия управленческих решений в здравоохранении, в том числе нет указания на необходимость обязательного профессионального экспертного обсуждения принимаемых решений

Недостаточное государственное регулирование

В ФЗ нет указаний на необходимость  регулирования цен на ЛС и тарифов»;на медицинские услуги и установления предельных цен на ЛС

Недостаточная экономия издержек

В ФЗ нет указания на необходимость  мониторинга непроизводительных издержек и не определено понятие экономической эффективности в здравоохранении


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения  в России.

3.1 Реформирование системы здравоохранения  в России

Здравоохранение и экономика тесно переплетаются: состояние здоровья населения имеет  ключевое значение для экономического развития и наоборот. Однако общее  признание этих фактов далеко не всегда находит реализацию на практике. Стратегическая задача обеспечения здоровья населения  не подвергается сомнению, особенно на макроуровне. Однако когда встает вопрос о распределении ресурсов, ситуация складывается не так однозначно. Например, существует проблема взаимодействия структур, отвечающих за финансирование и организацию  охраны здоровья населения, особенно министерства здравоохранения и финансов. Их взгляды  на проблему часто не совпадают. Министерство финансов обычно стремится контролировать расходы, не всегда отдает приоритет  здоровью и рассматривает расходы  на здравоохранение как наилучшее  использование ресурсов, в то время  как министерство здравоохранения  озабочено обеспечением больших  ресурсов для удовлетворения потребности  в охране здоровья населения.

Поэтому вопрос о роли здравоохранения как  системы в обеспечении здоровья населения по-прежнему стоит на повестке дня и нуждается в дальнейшей проработке. Однако хотелось бы сделать  некоторые общие замечания, которые  носят общий методологический характер.

          В экономике не существует ничего бесплатного, так же как и не существует бесплатной медицины. Когда говорят «бесплатно», то подразумевают только тот факт, что граждане не платят в момент получение медицинской услуги. Однако в любом случае они ее оплачивают или через общие налоги, или страховые механизмы, тем более что современные системы здравоохранения в основном построены на принципе предварительной оплаты. Поэтому утверждения о том, что наша медицина якобы бесплатная, является или экономической безграмотностью, или политическим маневром, направленным на обоснование необходимости привлечения населения к непосредственной оплате медицинской помощи.

Отсюда  возникает и проблема механизмов перераспределения средств в здравоохранении. В страховании возникает хорошо известная и описанная проблема третьей стороны. Это означает, что в условиях медицинского страхования между потребителем пациентом и производителем медицинским работником возникает посредник. С одной стороны, это ведет к удорожанию системы, так как часть средств отвлекается на обслуживание посреднических операции, а с другой стороны, возникают стимулы к избыточному потреблению как у пациента, так и врача, так как они непосредственно не участвуют в процессе оплаты, что также приводит к росту расходов на здравоохранение.

Информация о работе Какие принципиальные модели здравоохранения существуют в мировой практике. Какой положительный опыт применим в нашей стране