Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Несмотря на многообразие конкретных форм организации системы охраны здоровья населения, специфику экономических отношений в этой сфере жизнедеятельности общества, можно все же выделить ряд параметров, отражающих общность развития, присущую разным странам. К числу таких параметров, выражающих основные черты системы здравоохранения, ее главные экономические характеристики, можно отнести:
– отношения собственности;
– способы финансирования (получения ресурсов);
– механизмы стимулирования медицинских работников (производителей) и населения (потребителей);
– формы и методы контроля объема и качества медицинской помощи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Модели и классификация систем здравоохранения……………....…..4
1.1 Исторические справки……………………………………………………..….4
1.2 Классификация систем здравоохранения……………………………………9
Глава 2. Система здравоохранения в России…………………………………..33
2.1 Общая характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации………………………………………………………………………..33
2.2 Анализ сложившихся проблем здравоохранения и корреспондирующих проблем в законодательной базе……………………………………………….35
Глава 3. Пути совершенствования здравоохранения в России………………43
3.1 Реформирование системы здравоохранения в России……………………43
3.2 Система здравоохранения: проблемы и пути решения…………………...47
Заключение…………………………………………………………………….....56
Список литературы…………………………………..…………………………..59
Российские ученые, с точки зрения приближения к сущности отношений в здравоохранении (О.П. Щепины, В.Б. Филатов, Я.Д. Погорелов и др.), предлагается различать три основных типа систем здравоохранения: а) утилитарную, б) коммунотарную, в) либеральную, в соответствии с тем, как Г. Жаркович с соавторами определяет общественные ценности "благополучного общества". Другие авторы (И.А. Торгунов и др.) считают, что в. современном подходе к типологии систем здравоохранения, изначально должны преобладать правовые характеристики универсальных отношений врача и пациента, в свою очередь определенные фундаментальными (конституционными) свободами личности.
Экспертами
Всемирной Организации
1 – государственная , или система Бевериджа;
2 – система, основанная на всеобъемлющем страховании здоровья, или система Бисмарка;
3 – негосударственная, рыночная или частная система здравоохранения.
Обычно большинство авторов выделяют следующие модели:
1) универсалистская (модель Бевериджа),
2) социального страхования (модель Бисмарка),
3) "южная модель" (Испания, Португалия, Греция и частично Италия),
4) институциональная
или социал-демократическая "
5) либеральная (остаточного социального обеспечения),
6) консервативная корпоративная (Япония),
7) латиноамериканская,
8) системы
здравоохранения
9) системы
здравоохранения стран с
Экономические
модели систем охраны здоровья разных
стран могут быть обозначены в
зависимости от того, какую роль
и функции выполняет
В настоящее
время все существующие системы
здравоохранения сводят к трем основным
экономическим моделям. Однозначных
общепринятых названий у этих моделей
нет, но описания их основных параметров
дается специалистами, в общем, одинаково.
Это: платная медицина, основанная на
рыночных принципах с использованием
частного медицинского страхования, государственная
медицина с бюджетной системой финансирования
и система здравоохранения, основанная
на принципах социального
Для первой
модели характерно предоставление медицинской
помощи преимущественно на платной
основе, за счет самого потребителя
медицинских услуг, отсутствие единой
системы государственного медицинского
страхования. Главным инструментом
удовлетворения потребностей в медицинских
услугах является рынок медицинских
услуг. Ту часть потребностей, которая
не удовлетворяется рынком (малообеспеченные
слои населения, пенсионеры, безработные)
берет на себя государство путем
разработки и финансирования общественных
программ медицинской помощи. Наиболее
ярко она представлена здравоохранением
США, где основа организации здравоохранения
- частный рынок медицинских
Вторая
модель характеризуется значительной
(исключительной) ролью государства.
Финансирование здравоохранения осуществляется
главным образом из госбюджета, за
счет налогов с предприятий и
населения. Население страны получает
медицинскую помощь бесплатно (за исключением
небольшого набора медицинских услуг).
Таким образом, государство является
главным покупателем и
Третью
модель определяют как социально-страховую
или систему регулируемого
Наиболее ярко данная модель представляется здравоохранением ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Канады и Японии.
В социально-страховую модель включены признаки и государственной, и рыночной моделей. В зависимости от того, какие параметры преобладают, социально-страховая модель может быть ближе либо к государственной, либо к рыночной. Например, социально-страховые модели систем здравоохранения стран Скандинавии и Канады имеют много общего с государственной моделью, а система здравоохранения Франции близка к рыночной.
Однако в основе выделения перечисленных моделей лежит не только роль государства, но также понимание и определение "товара" в сфере здравоохранения. Следует отметить, что однозначного мнения по поводу того, что же является товаром в данной сфере жизнедеятельности до сих пор не существует, хотя с древнейших времен на этот вопрос пытались ответить и египетские жрецы, и врачи китайских императоров.
Например,
в Египте гонорар врача определялся
весьма специфическим образом: больной
оплачивал серебром вес своих
волос после болезни. Если болезнь
была длительной, то волосы отрастали
больше. Таким образом, врач был экономически
заинтересован в
В Древнем Китае, напротив, врачи, обслуживающие элиту, получали жалование до тех пор, пока пациенты были здоровы, то есть фактически оплачивалось собственно состояние здоровья. В этом случае врач был экономически заинтересован в здоровье пациента.
Хотя
основной целью здравоохранения
является именно здоровье человека, попытка
рассмотреть его в качестве товара
очень проблематична. И прежде всего
потому, что оно плохо измеримо
и трудно поддается оценке в деньгах.
Но самое главное, если бы такая оценка
здоровья человека в денежном выражении
была найдена, то именно она стала
бы определять цену человеческой жизни.
Фактически эта цена неявным образом
присутствует, например, в расчетах,
связанных с безопасностью
Описанные
ранее модели организации здравоохранения
по-разному учитывают
Например,
в рыночной модели медицинские услуги
рассматриваются как любой
Из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Это определяет положительные стороны рыночной модели здравоохранения.
Однако, с другой стороны, недостаточный учет специфики рассматриваемого вида товара (неограниченность спроса на него, монополизм продавца и т. д.) обуславливает известные негативные моменты:
чрезмерный рост затрат на медицину; невозможность осуществления государственного контроля и, следовательно, трудности с установлением приоритетов между здравоохранением и другими отраслями экономики;
возможность возникновения кризисов перепроизводства и стимулирование поставок неоправданных услуг; предпосылки для недобросовестных способов конкуренции; чрезмерное влияние моды и рекламы; и, самое главное, неравный доступ к медицинской помощи.
Наличие коммерческого страхователя, заинтересованного в сохранении своих доходов, может снизить объем услуг (с помощью экспертной оценки), цену медицинской услуги (путем торгов) и, следовательно, оплату самой медицинской помощи. Снижение совокупных затрат расширяет круг потенциальных пациентов рынка медицинских услуг, повышая объем спроса.
В условиях
рыночной организации системы
Рыночная
модель организации системы
Таким образом,
с экономической точки зрения
эта модель является неэффективной,
требующей перерасхода денежных
средств. Кроме того, в системе
здравоохранения, организованной на рыночных
принципах, не обеспечиваются социальные
гарантии населения в получении
медицинских услуг. Рыночная модель
не обладает свойством доступности
для всех слоев своих граждан.
Наблюдается также крайняя
Если
же социальная специфика рассматривается
как основной параметр медицинских
услуг, то факт покупки или продажи
медицинской помощи будет означать
опосредованную покупку национального
здоровья. В таком случае при организации
системы здравоохранения во главу
угла будет поставлен принцип
равнодоступности медицинских услуг.
Обеспечить это легче всего
К недостаткам
этой модели следует отнести отсутствие
естественных стимулирующих развитие
факторов. Это ведет к медленному
росту качества медицинской помощи,
недостаточной гибкости организационных
структур, к возможности длительного
осуществления неэффективных
Нередко
равнодоступность медицинской помощи
достигается путем жесткого ограничения
свободы выбора пациентом лечебно-
Обратимся
теперь к социально-страховой модели
организации системы
Исторически первая система государственного медицинского страхования была введена в Германии в годы правления канцлера Отто Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Она представляла собой серию специальных законов о страховании рабочих по случаю болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости. В основу указанных законодательных актов был положен следующий принцип: здоровье - капитал, увеличивающий эффективность общественного труда. Поэтому главной характерной чертой медицинских услуг в этой модели рассматривается случайный потенциальный спрос, связанный с риском потери здоровья и трудоспособности. При этом труд понимается как один из важнейших производственных факторов ("винтик" общественного производства) вероятность "поломки" которого следует минимизировать. И главная роль медицинского страхования именно в этом.
Таким образом, в бисмарковской модели здоровье играет по отношению к труду ту же роль, что и капитал. Здоровье увеличивает эффективность труда, стоимость так называемого "человеческого капитала". Аналогичный принцип был использован в России в начале 20-ых годов, когда создавалась заводская медицина. Основной ее задачей было повышение качества трудовых ресурсов в ключевых отраслях промышленности: тяжелой и оборонной. Таким образом, бисмарковская модель ориентирована прежде всего на решение чисто экономических задач: обеспечение роста производительности и сокращение экономических потерь за счет снижения трудопотерь.