Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что, не смотря на высокие требования к обучению управленцев, работу не всех руководителей можно назвать эффективной и полезной для организации. Понятие «эффективный руководитель» подразумевает, что человек, занимаемый руководящую должность, способен таким образом построить производство, чтобы при минимальных затратах получить максимальную выгоду. Руководящие должности, как правило, занимают люди, обладающие достаточным опытом и практическими знаниями. Однако, наличие определенных навыков и опыта работы не всегда достаточно для того, чтобы предприятие, не только не терпело убытки, но и получало максимальную прибыль от своей деятельности.
Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к понятию «руководитель» 4
1.1. Понятие «руководитель» и качества эффективного менеджера 4
1.2. Основные стили руководства 10
1.3. Тайм-менеджмент как метод совершенствования рабочего дня менеджера 13
Глава 2. Роль психологии в формировании имиджа менеджера 17
2.1. Гендерный аспект в менеджменте 17
2.2. Психологические закономерности управленческой деятельности 22
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27
Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:
С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.
На
более низких уровнях управленческой
иерархии берется во внимание склонность
к систематической повседневной работе
испособность к быстрой переориентации
при изменении ситуации.
1.2.
Основные стили руководства
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.
Положительные моменты:
Отрицательные моменты:
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Особенности:
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки
распространенным стереотипам преобладающий
стиль руководства практически
не зависит от пола. (Бытует ошибочное
мнение, что женщины-руководители более
мягки и ориентированы в первую очередь
на поддерживание хороших отношений с
деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители
более агрессивны и ориентированы на конечный
результат). Причинами разделения стилей
руководства скорее могут быть личностные
особенности и темперамент, а не половые
характеристики. Успешные топ-менеджеры
— и мужчины, и женщины — не являются приверженцами
только одного стиля. Как правило, они
интуитивно или вполне осознанно комбинируют
различные стратегии руководства.
1.3. Тайм-менеджмент как метод совершенствования рабочего дня менеджера
Чтобы повысить скорость и результативность работы, а также получить больше свободного времени, можно попробовать применить концепцию управления временем. Эта теория стала в последнее время довольно популярной и используется как на корпоративном, так и на персональном уровне. Ее основная цель – как можно более эффективное и оптимальное использование времени и как следствие – повышение скорости и качества работы, достижение желаемого за более короткие сроки, снижение нагрузки, более длительный отдых и многое другое. Ее применение позволит человеку более четко контролировать собственное время и жизнь и повышать личную эффективность.
Использование тайм-менеджмента в работе имеет ощутимые достоинства: снижение расхода сил и средств, улучшение памяти, уменьшение уровня стрессов и повышение стрессоустойчивости из-за готовности к непредвиденным ситуациям. Заметно повышается самодисциплина, бороться с собственной ленью становится намного проще.
Неотъемлемая
часть тайм-менеджмента –
Одним из инструментов тайм-менеджмента также является составление плана рабочего дня. Он позволяет структурировать информацию, четко составить план действий и не пропустить важные детали. План стимулирует, подстегивает к выполнению намеченных заданий, дисциплинирует. Это очень хороший способ борьбы с ленью. Имея обзор рабочего дня перед глазами, проще контролировать весь свой трудовой процесс. Визуально отображенный список выполненных дел повышает самооценку, дает удовлетворение проведенным рабочим днем, мотивирует к выполнению новых заданий. Расписывать план на день и более протяженные сроки можно в ежедневнике или специальных программах на компьютере. Планирование должно быть простым и гибким. И, независимо от плана, нельзя пропускать подвернувшиеся удачные возможности.
Работать нужно не столько много, сколько эффективно. Любое дело оценивается не по объему работы и сложности исполнения, а по тому, что оно дало для достижения цели.
Большую часть времени съедают так называемые тормозящие факторы. Это различные помехи, возникающие в процессе работы: ненужные звонки, отвлекающий шум с улицы, люди, которые всегда что-то от вас хотят именно в тот момент, когда вы заняты, медленный Интернет, закончившаяся бумага и т.д. Каждый раз, когда вы отрываетесь от работы, вы теряете концентрацию, и требуется некоторое время, чтобы снова вникнуть в задание. Поэтому нужно постараться минимизировать воздействие тормозящих факторов.
Страшный враг плодотворной работы – лень. Нужно заставить себя работать. Вспомните, для чего вы все это делаете. И чем быстрее сделаете – тем лучше.
Поддержание порядка на рабочем месте тоже может помочь выиграть время. Каждый день, завершая работу, пять минут отводите на уборку стола. Это позволит быстро находить нужные записи и предметы во время работы, освободит больше свободного места, избавит стол от загромождения ненужными вещами, которые очень быстро накапливаются.
Эргоно́мика (от др.-греч. ἔργον — «работа» и νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, оборудования и компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.(Приложение 1)
При
организации рабочих мест необходимо
учитывать то, что конструкция
рабочего места, его размеры и
взаимное расположение его элементов
должны соответствовать
При
выборе положения работающего
Рабочее
место для выполнения работ стоя
организуется при физической работе
средней тяжести и тяжелой. Если
технологический процесс не требует
постоянного перемещения
Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:
Конструкция
рабочего места должна обеспечивать
оптимальное положение
Недосыпание – причина неэффективной работы. Хроническое недосыпание снижает продуктивность и качество труда, и отсыпаться по выходным – плохое решение. Регулярный полноценный сон полезен и важен не только в работе, но и для поддержания здоровья.
Естественно,
жесткое планирование подходит не всем.
Можно более гибко подходить к планированию,
оставлять себе свободу действий, но главное
– не забывать о своих приоритетах. Рациональное
использование времени лучше всего работает
при индивидуальном подходе. Человек должен
сам разработать ту систему управления
временем, которая идеально ему подходит.
Глава 2. Роль психологии в формировании имиджа менеджера