Кадры управления и имидж менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что, не смотря на высокие требования к обучению управленцев, работу не всех руководителей можно назвать эффективной и полезной для организации. Понятие «эффективный руководитель» подразумевает, что человек, занимаемый руководящую должность, способен таким образом построить производство, чтобы при минимальных затратах получить максимальную выгоду. Руководящие должности, как правило, занимают люди, обладающие достаточным опытом и практическими знаниями. Однако, наличие определенных навыков и опыта работы не всегда достаточно для того, чтобы предприятие, не только не терпело убытки, но и получало максимальную прибыль от своей деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический подход к понятию «руководитель» 4
1.1. Понятие «руководитель» и качества эффективного менеджера 4
1.2. Основные стили руководства 10
1.3. Тайм-менеджмент как метод совершенствования рабочего дня менеджера 13
Глава 2. Роль психологии в формировании имиджа менеджера 17
2.1. Гендерный аспект в менеджменте 17
2.2. Психологические закономерности управленческой деятельности 22
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Менеджмент» 

На тему: «Кадры управления и имидж менеджера» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение            3

Глава 1. Теоретический подход к понятию «руководитель»    4

    1. Понятие «руководитель» и качества эффективного менеджера  4
    2. Основные стили руководства               10
    3. Тайм-менеджмент как метод совершенствования рабочего дня менеджера                  13

Глава 2. Роль психологии в формировании имиджа менеджера          17

2.1.  Гендерный аспект в менеджменте              17

2.2.  Психологические закономерности управленческой деятельности         22

Заключение                  25

Список литературы                 26

Приложение                  27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Труд  в сфере менеджмента, т.е. управления, по сравнению с другими видами труда в организации имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

     Организация, работающая в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала. Современный управленец-это человек, владеющий, и общими основами науки управления персоналом и производством, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инноваций и маркетинга.

     Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения и освоения управленческой науки, её законов, методов, средств работы с информацией, поскольку сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые требования практики и концепции управления, то необходимость обучения менеджменту приобретает непрерывный характер.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что, не смотря на высокие требования к обучению управленцев, работу не всех руководителей можно назвать эффективной и полезной для организации. Понятие «эффективный руководитель» подразумевает, что человек, занимаемый руководящую должность, способен таким образом построить производство, чтобы при минимальных затратах получить максимальную выгоду. Руководящие должности, как правило, занимают люди, обладающие достаточным опытом и практическими знаниями. Однако, наличие определенных навыков и опыта работы не всегда достаточно для того, чтобы предприятие, не только не терпело убытки, но и получало максимальную прибыль от своей деятельности.  
 
 

Глава 1. Теоретический подход к понятию  «руководитель»

1.1.Понятие  «руководитель» и качества эффективного  менеджера 

     Часто даже в профессионально литературе понятие «лидер», «менеджер» и «руководитель» употребляется как синонимы, но это не правомерно, поскольку они различаются. Первое отличие – это происхождение. Лидерство возникает естественным образом в том смысле, что является результатом внутригрупповых процессов в малой группе, определяющих её структурирование. Назначение менеджера чаще всего происходит из вне, и он вообще может не принадлежать к данной группе людей. Руководитель может быть, как назначен из вне, так и «вырасти» в собственном коллективе.

     Второе  отличие касается способов осуществления  лидерских и руководящих функций. Лидерские функции чаще всего носят не формальный характер. Они нигде не прописаны, распоряжения лидера никем не оформляются в письменные приказы. Но иногда они более эффективны и действенны, а санкции за неисполнение могут наступить с гораздо большей оперативностью и неотвратимостью. В то же время менеджер обязан официально оформлять свои распоряжения, поскольку он подотчетен руководителю. Влияние руководителя велико. Он может отдавать как устные, так и письменные распоряжения.

     Третье  отличие связано со сферами влияния лидера, менеджера и руководителя. Если человек не считает себя членом какой-либо малой группы, то влияние ее лидера на него не распространяется. Подчиненный же может внутренне не считать себя лояльным по отношению к данному подразделению, но это ни сколько не снимает с него обязанности выполнять распоряжения менеджера. Успешный руководитель помимо формальной власти должен обладать достаточным лидерским потенциалом влияние не только на менеджера и рядовых сотрудников, но и на лидеров неформальных групп.[8,c.68]

     В литературе по управлению выделяют следующие  характерные черты (психологические, физиологические и интеллектуальные), которые являются определяющими  моментами успешной деятельности руководителя:

  • адаптивность: современным руководителям необходимо справляться с непрерывно происходящими изменениями;
  • разносторонность: руководители должны иметь способность применять любые средства и методики, необходимые для достижения успеха;
  • видение (созидательное и инновационное): на вопрос о том, что требуется руководителю для достижения успеха, профессор гарвардского экономического института Д. Макартур ответил: «Необходимо, чтобы ваши мечты были действительно большим»;
  • рисковость, умение соглашаться с хорошими предложениями: для реализации своих проектов руководителю необходимо рисковать, но не быть азартным, т.к. планирование имеет дело с будущим, а будущее неопределенно.[10,409]

     К. Маркс определил основное назначение руководителя следующим образом: «Всякий  непосредственно общественный или совместный труд, осуществленный в крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов».

     Содержание  труда руководителя определяется тем, что он, опираясь в той или иной мере на свой персонал, осуществляет руководство, планирует, организует, и направляет деятельность организации на достижение поставленных целей. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализацию управленческих решений.

     В обобщенном виде понятие «руководство»  может быть сведено к трем аспектам:

  1. принятие решений относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между работниками;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей организации.

     Достижение  целей организации – главная  обязанность руководителя. Он должен стремиться к постоянной адаптации  организации к требованиям внешней  среды. Сегодня актуальным является стратегическое руководство, для которого руководителю необходим широкий кругозор, позволяющий выработать программу оптимизации деятельности, входящей в сферу его компетенции.

     Руководитель  выполняет следующие функции:

  1. планирование – это начальный процесс управления; руководитель должен решить, что, когда и кем будет выполнено, а также определить средства достижения поставленных результатов
  2. организация – создание условий, необходимых для выполнения основных задач компании;
  3. мотивация – одна из наиболее сложных функций; это регулирование побудительных стимулов сотрудника, при котором он, удовлетворяя свои интересы, работает во имя достижения целей организации, коллектива. Мотивация способствует совпадению личных интересов работника с интересами трудового коллектива все фирмы. В данном случае на работника воздействует не руководитель, а созданные руководителем условия, что намного эффективнее;
  4. контроль – непрерывное направление действий подчиненных и их координация на выполнение плана.[2, c.21]

     Условно можно выделить три ключевых сферы  деятельности руководителей:

    • социально-психологичекая – формирование коллектива фирмы, развитие социальной и трудовой активности сотрудников, развитие личности каждого члена организации, координация разнообразных социальных отношений;
    • производственно-экономическая – обеспечение функционирования производства, высокого качества работ на основе внедрения достижения НЛП, совершенствование организации производства, труда управления;
    • организационно-управленческая – организация системы управления своей организации.

     Конечным  продуктом деятельности руководителя являются позитивные изменения в  материальном производстве, общественных отношениях, духовной жизни. Но непосредственный результат его деятельности –  это принимаемые им решения, направляющие функционирование и развитие системы управления, и на этой основе развитие субъекта управления.

     Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические  особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции. Рассмотрим основные профессиональные (деловые) качества руководителя.

     Практический  интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность  быстро, гибко и эффективно использовать свои  знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.

     Социальный  интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства  других людей, ставить себя на место  другого, знать, что можно требовать  от конкретного человека, а что  нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

     Адекватная  самооценка —  выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы  снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям). Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными.

     Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

     Профессиональные  знания. Установлено, что по мере приближения  к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.  Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах.

Информация о работе Кадры управления и имидж менеджера