Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:10, реферат
Формирование кадрового резерва является составной частью развития персонала и планирования карьеры. Работа с кадровым резервом тесно взаимосвязана с другими технологиями управления персоналом.
Выделяют несколько видов кадрового резерва. Т. А. Комиссарова и Т. Ю. Базаров различают кадровые резервы по виду деятельности и по времени назначения.
Используя разные виды кадрового резерва, организация имеет возможность более точно планировать подготовку резервистов в зависимости от временного фактора, а также направленности будущей деятельности каждого работника, связанной с вступлением на руководящую должность или с его карьерой.
Следует заметить, что продвижение по службе зависит не только от личных, профессиональных и деловых качеств работника, но и от объективных условий, к числу которых относятся:
высшая точка карьеры — высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;
длина карьеры
— количество позиций на пути
от первой позиции, занимаемой
индивидуумом в организации,
показатель уровня позиции — отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится работник в данный момент своей карьеры;
показатель потенциальной
мобильности — отношение (в
некоторый определенный период
времени) числа вакансий на
следующем иерархическом
Таким образом, на этапе формирования кадрового резерва работники организации оцениваются по всем основным параметрам с помощью различных методов. Наиболее перспективные кандидаты, соответствующие требованиям, которые составляют портрет идеального кандидата на конкретную резервируемую должность, включаются в кадровый резерв. Руководство организации и служба персонала составляет списки резервистов, являющиеся основой для выдвижения кандидатов на вакантную должность. Включенные в кадровый резерв работники проходят необходимую подготовку для занятия потенциальной вакантной должности руководителя.
4. Организация работы с кадровым резервом
Для достижения конечной цели
системы кадрового резерви
Подготовка кандидатов (преемников) является особым видом профессионального развития, поскольку имеет целевой характер (подготовка к занятию определенной должности), но в то же время может включать развитие самых разнообразных качеств, навыков и умений (комплексная подготовка будущего руководителя). Для подготовки преемников могут использоваться любые средства профессионального развития, однако, по возможности, особый акцент делается на практическую работу в целевой руководящей должности: стажировки, временное замещение, ученичество.
Подготовка кадрового резерва состоит в обучении и воспитании работников, зачисленных в резерв, систематическом и всестороннем изучении их в повседневной работе (при этом уточняются профессиональные, деловые и личностные качества кандидатов, их положительные и слабые стороны, степень их готовности для выдвижения на руководящую должность); в подборе соответствующей формы обучения; в определении мер по повышению деловой квалификации и овладению практическими навыками работы в резервируемой должности.
Для улучшения подготовки кандидата к руководящей работе и контроля за его деятельностью в период нахождения в резерве для каждого зачисленного в резерв специалиста составляется индивидуальный план повышения квалификации.
Кандидат, состоящий в
резерве кадров, является стажером.
Для каждого стажера
Следует отметить, что подготовка
планов производится на основе сопоставления
характеристик каждого
Таким образом, в индивидуальных планах предусматриваются конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение специалистом необходимых теоретических и практических знаний, более глубокое освоение им навыков предстоящей деятельности.
Реализация планов подготовки преемников требует участия трех сторон: самого кандидата, службы управления персоналом и руководителя стажировки, а также высшего руководства организации. Руководство организации должно хорошо представлять, что реализация плана требует от преемника значительных дополнительных (по сравнению с «нормальной» работой в должности) затрат времени, интеллектуальных и физических усилий, поэтому необходимо мотивировать его на активное участие в программе развития. Как правило, наиболее сильным фактором мотивации является возможность занять в перспективе одну из ключевых должностей, однако отделу профессиональной подготовки не следует забывать и о других интересах и потребностях сотрудника, особенно в том случае, если организация не информирует преемников о включении в резерв. Потенциальными факторами мотивации могут быть: желание совершенствоваться в занимаемой должности, интерес к приобретению новых знаний и навыков, участие в работе межфункциональных групп, расширение социальных контактов.
От руководства организации,
включая непосредственного
Роль отдела профессиональной
подготовки и руководителей стажировки
состоит прежде всего в осуществлении
общего контроля над
Таким образом, индивидуальный
план является основным ориентиром при
прохождении резервистом
Выделяют три основных формы подготовки резервистов:
индивидуальная подготовка под руководством наставника;
стажировка в должности на своем или другом предприятии;
повышение квалификации в зависимости от планируемой Должности.
Очень часто подготовка в резерве совмещается с таким инструментом управления карьерой, как круговая ротация. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате стажер уясняет взаимосвязь между целями различных подразделений, что весьма полезно для руководителей низших уровней равленческой иерархии.
Следует отметить, что Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина помимо рофессиональной выделяют социально-психологическую подготовку, т. е. социально-психологическую адаптацию кандидата, детальное ознакомление с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений на новом уровне управления, введение кандидата в трудовой коллектив уже в новом качестве1.
Рассмотрим некоторые из основных форм профессиональной подготовки резервистов.
Стажировка (временное исполнение обязанностей) — это форма обучения, в процессе которого профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки, закрепляются на практике. Однако не всегда есть возможность обучать работника методом дублирования (стажировка в должности, на которую претендует кандидат в резерве) в соответствии с карьерограммой на весь срок. Это удается только на время предоставления руководителю отпуска или на время его длительной командировки.
Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов. Оно производится как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Как уже отмечалось, для каждого резервиста составляются индивидуальные планы. В дополнение к ним службой персонала, а также руководителями стажировки разрабатываются для кандидатов три вида программ: общая, специальная и индивидуальная, в которых закрепляются рассмотренные формы подготовки в резерве.
Эти программы служат ориентиром как для сотрудников отдела развития и кадрового резерва, так и для самих резервистов. Содержание программ включается в планы.
План годового индивидуального развития сотрудника может включать пять-семь направлений (по видам навыков, компетенций). Кроме того, существуют различные виды развивающей деятельности. Это могут быть обучающие программы, самообразование, наставничество, работа в проектных группах или смена вида деятельности.
Руководители стажировки получают материальное вознаграждение за ее успешное прохождение кандидатом, а стажеру устанавливается должностной оклад, соответствующий занимаемой им новой должности, но выше прежнего оклада, причем на него распространяются все виды материального поощрения, предусмотренные для данной должности (табл. 11).
Таблица 11. Обязанности стажера и руководителя стажировки
Обязанности стажера
Положительно
и в срок выполнять
На каждом этапе
подготовки изучать и
Выполнять замечания руководителей стажировки, руководствоваться их замечаниями и предложениями
Вести работу
по выявлению и использованию
резервов производства, внедрению
рационализаторских пред
Обязанности руководителя стажировки
Знакомить стажера с новыми должностными обязанностями, положением о подразделении
Разрабатывать совместно со стажером индивидуальный план-задание на весь этап стажировки и содействовать его исполнению
Выдавать стажеру конкретные производственные задания для решения проблемных вопросов с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом
Способствовать
формированию у стажера
Важно помнить, что обучение и высокая оценка резервиста не ведут к немедленному повышению. Планы кадровых передвижений корректируются ежегодно: кто-то может пойти на повышение раньше, чем ожидалось, для других оно откладывается на неопределенный срок. К тому же для продвижения одного сотрудника необходимо обеспечить перемещение сотрудников на других уровнях. Почти шахматная комбинация, только участвуют в ней реальные люди, а ее цель — обеспечить успешную деятельность организации.
Процесс подготовки резервиста на каждом этапе оценивается руководителем стажировки. Помимо этого ежегодно (иногда чаще) руководитель организации совместно с руководителем профессиональной подготовки {или с участием других руководителей) проводит формальную оценку каждого из преемников. В ходе оценки происходит детальное обсуждение работы преемника в занимаемой должности за отчетный период, реализации индивидуального плана, а также степени его готовности занять ключевую должность. При этом сотрудник получает возможность узнать мнение руководителей об эффективности своей работы, обсудить, что препятствует повышению ее эффективности, а также получить конкретные советы. В свою очередь, руководители имеют возможность определить соответствие кандидата занимаемой должности, выявить причины низкой эффективности, потребность в дополнительном обучении, а также установить более тесные деловые взаимоотношения с каждым резервистом1.
Конечной целью подготовки работников в резерве является назначение на резервируемую должность. В случае освобождения ключевой должности руководство организации проводит обсуждение готовности резервистов и принимает решение о назначении. При этом учитываются результаты реализации индивидуального плана, работа в занимаемой должности, результаты аттестации, тестирования после прохождения кандидатом профессиональной подготовки, данные о повышении квалификации, авторитет в организации и др. Хотя решение о готовности занять ключевую должность является кульминацией процесса подготовки преемника, до сих пор не существует «научных» методов, облегчающих принятие такого решения.
После назначения резервиста
на вакантную должность руко
Выводы
Перемещение собственных сотрудников для заполнения вакантных руководящих должностей является наиболее предпочтительным методом, позволяющим осуществить замещение вакантных должностей подготовленными преемниками наиболее качественно и эффективно.
Система кадрового резерва
состоит из трех основных этапов: планирование,
формирование резерва и работа с
резервистами, па каждом из которых
проводится определенная работа для
того, чтобы «воспитать»
Информация о работе Кадровый резерв в системе управления персоналом