Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:10, реферат
Формирование кадрового резерва является составной частью развития персонала и планирования карьеры. Работа с кадровым резервом тесно взаимосвязана с другими технологиями управления персоналом.
Выделяют несколько видов кадрового резерва. Т. А. Комиссарова и Т. Ю. Базаров различают кадровые резервы по виду деятельности и по времени назначения.
Используя разные виды кадрового резерва, организация имеет возможность более точно планировать подготовку резервистов в зависимости от временного фактора, а также направленности будущей деятельности каждого работника, связанной с вступлением на руководящую должность или с его карьерой.
1. Кадровый резерв
в системе управления
Формирование кадрового резерва является составной частью развития персонала и планирования карьеры. Работа с кадровым резервом тесно взаимосвязана с другими технологиями управления персоналом.
Выделяют несколько видов кадрового резерва. Т. А. Комиссарова и Т. Ю. Базаров различают кадровые резервы по виду деятельности и по времени назначения.
К первой группе относятся резерв развития и резерв функционирования.
Резерв развития определяется как группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Данные сотрудники могут выбрать одно из двух на-Чравлений карьеры — либо профессиональную, либо руководящую карьеру.
Резерв функционирования — это группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное
функционирование организации. Данные сотрудники ориентированы на руководящую карьеру1. Ко второй группе относятся:
оперативный резерв, включающий кандидатов, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время, т. е. они готовы приступить к работе немедленно или в ближайшем будущем;
стратегический резерв, состоящий из кандидатов, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Работников, включаемых в кадровый резерв для замещения конкретных руководящих должностей, называют преемниками или дублерами.
Таким образом, используя разные виды кадрового резерва, организация имеет возможность более точно планировать подготовку резервистов в зависимости от временного фактора, а также направленности будущей деятельности каждого работника, связанной с вступлением на руководящую должность или с его карьерой.
Каждая организация делает свой выбор с точки зрения соотношения приема новых сотрудников и внутреннего набора, т. е. назначения на руководящие должности сотрудников, которые уже работают в данной организации и которые, чтобы занять вакантную должность руководителя, зачисляются в резерв и проходят необходимую для этого подготовку.
Некоторые авторы указывают на необходимость сочетания этих двух методов. Например, В. В. Травин и В. А. Дятлов утверждают, что «на практике доказано, что не следует замещать вакансии, используя исключительно внутренние резервы. Это должно быть нормой, однако очень важно, чтобы подобный подход в управлении не приводил к застою и изоляционизму. Чем больше компания, тем более желателен приход в нее новых людей. Все в компании должны понимать, что люди должны периодически приходить извне даже на высшие должности, и вновь прибывшие в компанию должны пользоваться таким же уважением, как старожилы, которые росли как положено».
Однако большинство зарубежных и российских компаний делают основной упор на продвижение на руководящие должности своих сотрудников, используя заблаговременную подготовку резерва на выдвижение.
Результаты многочисленных исследований, которые проводились в средних и крупных компаниях, работающих в разных странах мира, показывают, что подавляющее большинство из них стремится заполнять от 70 до 80 % освобождающихся вакансий руководящих должностей (от линейного руководителя и выше) своими сотрудниками. Более того, практически все организации с высокими производственными показателями, как правило, внедрили у себя системы обеспечения преемственности руководства.
В своем решении растить собственных руководителей или нанимать новых сотрудников извне организации руководствуются двумя принципами: имеется ли сотрудник с подходящим профессиональным опытом, и насколько срочно необходимо заполнить вакансию. Если сотрудников с необходимым опытом нет, а приобретение этого опыта связано с большими временными и финансовыми затратами, то организация скорее при-бегает к подбору персонала со стороны. Если время есть, а потребность в специалистах оценивается как постоянная, задача будет решена с помощью программы развития, и со временем организация будет заполнять подобные позиции внутренними кандидатами.
Существует несколько основных причин, в силу которых организации предпочитают готовить собственный персонал для занятия ключевых позиций и используют для этого систему кадрового резервирования. В числе таких причин можно назвать следующие:
привлечение персонала
извне менее выгодно, чем
при использовании
системы кадрового
обеспечивается
преемственность руководства,
сокращаются потери,
связанные с временно
система преемственности
руководства, для которого
организация обычно
обладает намного более полной
информацией о слабых и
выявление и
ускоренное развитие
Конечно, любой организации приходится черпать извне новые идеи, привлекать людей с новыми навыками и опытом, однако для достижения долговременного успеха необходима надежиая стратегия, основанная на формировании постоянного внутреннего источника пополнения руководящих кадров.
Таким образом, для достижения
рассмотренных целей и ре
С помощью кадрового резерва решаются несколько задач: во-первых, удерживаются лучшие сотрудники, во-вторых, не распыляются деньги на тренинги и на поиск руководителей через дорогостоящие агентства. К тому же, как уже отмечалось, свой сотрудник хорошо знает деятельность организации, адаптирован к корпоративной среде, поэтому риск ошибки при выдвижении существенно снижается.
Кроме того, по мнению М. Мескона,
«продвижение по службе — отличный
способ признания выдающегося исполне
Существует два основных типа резерва на выдвижение:
подготовка будущего руководителя для конкретной должности (преемники);
подготовка перспективного
сотрудника для занятия любой
руководящей должности в
Так, С. В. Шекшня и Н. Н. Ермошкин рассматривают группу молодых сотрудников с лидерским потенциалом, которые состоят в резерве не на конкретные руководящие должности, а могут занять ключевые должности руководителей в данной организации в перспективе2. У. Байхэм, О. Смит и М. Пизи анализируют процесс создания и функционирования так называемых «групп ускоренного развития», создаваемых в организации для того, чтобы выявить и «вырастить» способных к руководству работников.
Смысл создания данных групп состоит в том, чтобы не производить весь комплекс мероприятий по организации резерва на конкретные должности. Вместо этого создаются группы, в которые входят работники с высоким потенциалом и способностями к руководству. Для них разрабатывается программа обучения, которая развивает общие навыки руководства и лидерства. Наставники группы отслеживают прогресс развития каждого стажера и вместе с руководством организации принимают решение о назначении того или иного кандидата на освободившуюся вакантную должность руководителя. При этом указанные авторы проводят сравнение групп ускоренного развития и системы кадрового резерва для замещения конкретных руководящих должностей, отмечая, что в современных условиях последняя уступает первой, так как является менее гибкой и требует больших издержек .
С. В. Шекшня и Н. Н. Ермошкин делают основной упор на то, что создание резерва такого типа необходимо лишь в том случае, если руководство компании принимает решение развивать молодых специалистов с целью развития их карьеры для занятия в будущем руководящих должностей. Как отмечают эти авторы, процесс планирования и развития молодых специалистов, или «хай-по» (от англ. high-potentials), во многом схож с подготовкой резервистов на конкретные руководящие должности, но в отличие от работы с преемниками подготовка сотрудников с потенциалом не носит целевого характера — организация готовит их к занятию не определенной должности, а руководящей должности вообще. Это связано с тем, что «хай-по» находятся на ранней стадии развития своей карьеры, и в настоящее время трудно полностью раскрыть их потенциал применительно к конкретной руководящей должности2.
Полностью заменить кадровый резерв для замещения конкретных руководящих должностей группами ускоренного развития не имеет смысла, поскольку в этом случае организация не может четко планировать процесс замены конкретного руководителя, который через определенное время должен, например, уйти на пенсию. В случае с созданием групп появляется вероятность, что сотрудникам, состоящим в них, придется долгое время ожидать назначения на вакантную должность. Кроме того, при применении данного метода снижается мотивация резервистов, поскольку должность, которую они, возможно, в будущем займут, а также срок подготовки представляется весьма неопределенным.
В противоположность этому при подготовке в кадровом резерве для замещения конкретной должности резервист четко знает, какими способностями, навыками и качествами он должен обладать для успешной работы в данной должности, и сообразно с этими целями он осуществляет программу своего развития.
Основные цели системы кадрового резервирования наиболее полно раскрыты В. В. Травиным и В. А. Дятловым. Этими целями являются:
обеспечение необходимого
состава руководителей и спе
обеспечение большей
независимости от внешнего
достижение большей
гибкости в использовании
мотивация работников;
повышение престижа организации на рынке труда и в бизнес-среде;
совершенствование кадрового потенциала;
обеспечение непрерывности процесса управления
Подготовка преемников представляет
собой сложный много
Система кадрового резервирования включает в себя несколько последовательных этапов: планирование кадрового резерва, формирование резерва и работа с резервом.
2. Планирование кадрового резерва
Планирование кадрового резерва органично встроено в систему общего кадрового планирования организации.
Информация о работе Кадровый резерв в системе управления персоналом