Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 19:26, курсовая работа
В современных условиях новая политическая и экономическая система Российского государства может успешно развиваться только при активном участии в этом процессе всех регионов страны. В связи с этим, в ходе проводившихся с начала 90-х годов политических реформ было осуществлено существенное перераспределение законотворческих полномочий между Российской Федерацией и входящими в её состав республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и городами федерального значения.
Введение……………………………………………………………………..……….3
1 Основы кадрового обеспечения законотворческого процесса………………….6
1.1 Сущность законодательной деятельности……………………………………..6
1.2 Проблема компетентности кадров……………………………………………...8
2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………...11
2.1 Состав кадрового обеспечения законодательного органа
в Республике Башкортостан……………………………………………………….11
2.2 Система работ с кадрами законодательного органа РБ……………………...18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………..….26
Продолжение таблице 2
организациями | Второй консультант | |
- «Военно-педагогическая,
общественные науки»
- офицер с высшим военным образованием, преподаватель истории коммунистического и рабочего движения и международных отношений |
Отсутствует |
Как следует из таблицы, в трёх комитетах из четырех, консультанты организационного отдела не имеют юридического образования, что, вообще говоря, не соответствует требованиям, предъявляемым М. Вебером и Федеральным законом к сотрудникам органа государственной власти. Эта проблема решается путем прикрепления к каждому комитету консультантов государственно-правого отдела, которые имеют высшее юридическое образование. Однако данное решение не соответствует позиции М.Вебера и положениям Федерального закона о кадровом обеспечении органов государственной власти.[12, c.56]
Кроме того, как видно из таблицы, наблюдается некоторое несоответствие между направлениями законотворческой деятельности комитетов и специальностью, а также квалификацией высшего образования работающих в них консультантов.
В целом же проведенные исследования показали, что примерно 35-40% сотрудников аппаратов, непосредственно участвующих в законотворческом процессе, не удовлетворяют в полном объеме перечисленным выше требованиям, предъявляемым к государственным служащим.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других законодательных органах субъектов Российской Федерации.
2.2
Система работы с кадрами
Рассмотрим системы работы с кадрами в законодательном органе Республики Башкортостан. Изучение проводилось путем анализа положений о структурных подразделениях и должностных инструкций сотрудников законодательных органов, что позволило выявить круг лиц, осуществляющих работу с кадрами аппарата, а также перечень их функций. Проведенный сравнительный анализ полученного перечня функций по работе с кадрами аппарата позволил сделать следующий вывод: работа с кадрами аппарата в законодательных органах государственной власти Республики Башкортостан не соответствует в полном объеме современным научным взглядам на управление персоналом.
В качестве примера приведены результаты, полученные в ходе изучения работы с кадрами аппарата в Законодательной Думе РБ. Анализ положений о структурных подразделениях и должностных инструкций показал, что работа с кадрами аппарата Думы включает в себя следующие функции:
- оформление и учет приема, увольнений и перемещений;
-
оценка кандидатов на
- текущая периодическая оценка кадров;
-
переподготовка и повышение
- использование средств морального и материального поощрения и наказания;
- решение правовых вопросов трудовых отношений;
- решение жилищно-бытовых вопросов.
Выполнение данных функций распределено между специалистом государственно-правового отдела и некоторыми руководителями структурных подразделений. [15, c.45]
Это
распределение функций можно
проследить по следующей таблице (Таблица
3).
Таблица 3
№ | Должностное лицо Законодательной Думы РБ | Перечень функций по работе с кадрами аппарата |
1 | Председатель
Думы |
• руководит
работой аппарата Думы, назначает и
освобождает от должности руководителей структурных подразделений аппарата Думы; • пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Думы; • налагает в
соответствии с федеральным |
2 | Руководитель
аппарата |
• периодически
вносит свои предложения руководству
Думы по подбору, расстановке кадров, совершенствованию
кадровой работы;
• решает проблемы связанные с улучшением условий труда и быта работников Думы; • согласовывает должностные инструкции работникам всех подразделений аппарата Думы; • в необходимых случаях делает представления председателю Думы на поощрение либо наказание подчиненных сотрудников аппарата; • в целях повышения эффективности работы и взаимодействия всех структурных подразделений Думы проводит еженедельные планерки с их руководителями, консультантами и главными специалистами организационного отдела. |
3 | Заместитель руководителя аппарата | • организует учебу аппарата Думы; |
4 | Начальник государственно-правового отдела | • распределяет
должностные обязанности между
работниками государственно-правового отдела, способствует повышению их профессионального уровня, инициативы и трудовой дисциплины; • при необходимости готовит председателю Думы предложения об изменении штатного расписания государственно-правового отдела; • решает вопросы, связанные с улучшением условий труда и быта работников государственно-правового отдела; • в установленном порядке вносит предложения председателю Думы о наложении дисциплинарного взыскания либо о поощрении работников государственно-правового отдела. |
Продолжение таблицы 3
5 | Главный специалист
Государственно правового отдела |
• осуществляет
в установленном порядке:
1) организационно-техническое
обеспечение проведения 2) подготовку
предложений по персональному
составу конкурсных, квалификационных
и аттестационных комиссий 3) организацию служебных расследований; 4) анализ уровня
профессиональной 5) ведение реестров государственных служащих и государственных должностей государственной службы Законодательной Думы; • ведет табель рабочего времени работников Думы; • ведет персональный и статистический учет кадров в соответствии с инструкцией по учету кадров, учет и отчетность о численности работников по установленным ЦСУ Российской Федерации формам (ежемесячно, поквартально, году); • формирует документы по кадровым вопросам в соответствии с утвержденной номенклатурой дел и готовит их к сдаче в архив. |
6 | Начальник хозяйственного отдела | • ведет учет
работников аппарата Думы, нуждающихся
в улучшении жилищных условий, оформление документов на предоставление квартир согласно очередности; • выполняет работу по организации табельного - учета, составлению графика отпусков и распорядка рабочего дня работников отдела. |
Продолжение таблицы 3
7 | Председатель
контрольно- бюджетной палаты |
• представляет
кандидатуры на назначение в
должности заместителя председателя и экспертов-консультантов контрольно-бюджетной палаты; • разрабатывает функциональные обязанности сотрудников палаты; • организовывает работу сотрудников палаты осуществляет подбор кадров |
При этом следует отметить, что в должностных инструкциях ряда руководителей структурных подразделений вообще отсутствуют функции по работе с собственными подчиненными (начальники организационного и хозяйственного отделов, руководители (заведующие) информационного сектора, протокольной частью, машинописным бюро).
Анализ выявленного перечня функций показал, что в Законодательной Думе РБ уделяется недостаточное внимание таким видам деятельности по управлению кадрами аппарата как:
•
социально-психологическая
•
управление производственными и
социальными конфликтами и
• информационное обеспечение системы кадрового управления;
• управление занятостью;
• анализ кадрового потенциала;
•анализ рынка труда, планирование и прогнозирование потребности в персонале;
• планирование кадров;
• планирование и контроль деловой карьеры;
• профессиональная и социально - психологическая адаптация работников;
• управление трудовой мотивацией и другие.
Это
свидетельствует о том, что существующая
система управления кадрами аппарата
в Законодательной Думе не использует
современные научные разработки по проблеме
управления персоналом, что существенно
влияет на эффективность работы аппарата,
а, следовательно, и всей Думы в целом.[17,
c.65]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ организационных основ позволил сделать вывод о том, что существующая оргструктура региональных парламентов и распределение объектов нормативно - правового регулирования между комитетами с одной стороны не охватывают весь объем компетенции законодательного органа, с другой стороны между некоторыми комитетами по ряду направлений законотворческой деятельности наблюдается дублирование. В большинстве территориальных парламентов законотворческая деятельность осуществляется «снизу» по предложениям отдельных депутатов и комитетов. В свою очередь данные предложения рождаются достаточно стихийно, часто без связи со стратегией и перспективами социально-экономического развития территорий. Это свидетельствует об отсутствии политики и неопределенности приоритетов в законотворческой деятельности.
Анализ кадрового обеспечения законотворческой деятельности показал, что основную нагрузку в законотворческом процессе несут депутаты и аппарат законодательных органов РБ. При этом 40-50 % депутатского корпуса имеют высшее инженерно-техническое образование и только 10-15% депутатов - высшее юридическое. При этом специализация образования парламентариев в большинстве своем частично не соответствует направлениям деятельности структурных подразделений, в которых они работают.
Исследования кадров аппарата законодательных органов РБ показали, что непосредственно в законотворческом процессе принимают участие консультанты двух отделов: юридического (государственно - правового) и организационного.
Как правило все консультанты имеют высшее образования, однако лишь немногие из них имеют образование, соответствующее профилю комитета, в котором они работают.
В ходе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы кадрового обеспечения:
-
специализация образования
-
существующая в аппаратах
-
перечень определенных на
Совершенствование
кадрового обеспечения
• увеличение числа субъектов права законодательной инициативы;
• внедрение в законотворческий процесс новых социальных технологий государственного управления, обеспечивающих привлечение интеллектуального потенциала населения субъекта Федерации к законотворческому процессу;
•
использование новых