Кадровое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях новая политическая и экономическая система Российского государства может успешно развиваться только при активном участии в этом процессе всех регионов страны. В связи с этим, в ходе проводившихся с начала 90-х годов политических реформ было осуществлено существенное перераспределение законотворческих полномочий между Российской Федерацией и входящими в её состав республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами и городами федерального значения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……….3

1 Основы кадрового обеспечения законотворческого процесса………………….6

1.1 Сущность законодательной деятельности……………………………………..6

1.2 Проблема компетентности кадров……………………………………………...8

2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………...11

2.1 Состав кадрового обеспечения законодательного органа

в Республике Башкортостан……………………………………………………….11

2.2 Система работ с кадрами законодательного органа РБ……………………...18

Заключение………………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………..….26

Работа содержит 1 файл

Курсавой готовый 3.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Это приводит к выводу о том, что от аппарата сегодня в большей степени зависит эффективность законотворческой деятельности. При этом в первую очередь необходимо решать проблему компетентности аппарата, включающую в себя решение трех основных задач: приобретение, стимулирование и развитие компетентности [4, с.167]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    2.1 Состав кадрового обеспечения  законодательного органа Республики Башкортостан.

    Определяя состав кадрового обеспечения, учитывается тот факт, что законотворческий процесс в субъектах Федерации осуществляют различные субъекты права законодательной инициативы: депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, глава органа исполнительной власти субъекта Федерации, депутаты Федерального Собрания Российской Федерации от субъекта Федерации, представительные органы местного самоуправления, суд субъекта Федерации, арбитражный суд субъекта Федерации, прокурор субъекта Федерации и т.д. Следовательно, степень участия каждого из этих субъектов в законотворческом процессе существенно различается. Как правило, большинство законопроектов разрабатывается в законодательном органе. В связи с этим рассматривая проблему кадрового обеспечения законотворческого процесса в субъектах Федерации, основное внимание следует уделить депутатскому корпусу и кадрам аппарата.

    Депутаты  законодательного органа.

    Федеральным законом определено, что депутаты относятся к лицам, замещающих должности категории «А». Однако исполнение обязанностей по государственным должностям категории «А» к государственной службе не относится и соответственно, лица, замещающие указанные должности, государственными служащими не являются. Следовательно, для данной категории участников законотворческого процесса не являются обязательными требования о наличии соответствующего образования. Другими словами, в результате выборов в законодательный орган государственной власти к осуществлению законотворческой деятельности могут быть допущены лица, обладающие недостаточным уровнем компетентности для работы в данной области.

    Для проверки данной гипотезы был проведен анализ уровня образования и квалификации депутатского корпуса Республики Башкортостан: из 25 депутатов 24 имеют высшее образование (96%), в том числе 4 депутата имеют два высших образования (16%), 5 кандидатов наук (20%), один депутат имеет среднее специальное образование (4%).

    Полный  перечень квалификаций полученного образования выглядит следующим образом:

    • инженер механик - 6 чел. (24%),

    • инженер электромеханик - 1 чел. (4%),

    • инженер гидроэнергетик - 1 чел. (4%),

    • горный инженер-1 чел. (4%),

    • инженер теплоэнергетик - 1 чел. (4%),

    • инженер технолог- 1 чел. (4%),

    • журналист - 2 чел. (8%),

    • педагог - 3 чел. (12%),

    • экономист - 1 чел. (4%),

    • медик - 1 чел. (4%),

    • военное образование - 3 чел. (12%),

    • юрист - 3 чел. (12%),

    • техник - строитель - 1 чел. (4%).

    Как видно из приведенного перечня, в  Думе имеются представители различных профессиональных групп. Однако явное преимущество в составе депутатского корпуса имеют инженерно-технические кадры (44%). Аналогичная ситуация наблюдается как в других субъектах Федерации, так и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В среднем инженерно-технические кадры составляют от 40 до 50% депутатского корпуса.[9, c.125]

    Депутатский корпус структурирован в постоянные комитеты, названия которых, как правило, соответствуют основным направлениям их деятельности.

    При этом каждый депутат имеет право  работать не более чем в двух комитетах одновременно. Как отмечалось выше, для эффективной работы любого структурного подразделения органа государственной власти уровень образования и квалификация лиц, работающих в нем, должны соответствовать задачам, которые решает данное структурное подразделение. Следовательно, для эффективной работы комитета входящие в него депутаты должны иметь уровень образования и квалификацию, соответствующую направлениям законотворческой работы данного комитета. Для проверки был проведен анализ кадрового состава комитетов законодательных органов РБ.[6, c.45]

    В Законодательной Думе РБ сформированы следующие комитеты: комитет по бюджету, финансовому регулированию и налоговой политике, комитет по социально - экономическому развитию и экономической реформе, комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям, комитет по правам человека, законности и социальной защите. Согласно вышесказанному:

    - в комитетах по бюджету, финансовому регулированию и налоговой политике и по социально - экономическому развитию и экономической реформе основная часть депутатов должна иметь экономическое образование,

    - в комитетах по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям и по правам человека, законности и социальной защите должны в основном работать парламентарии, обладающие юридическим или государственно-правовым образованием.

    Для установления этого соответствия был  проведен анализ уровня образования и квалификации образования депутатов, входящих в каждый комитет.

    Полученные  данные явились основой для построения таблицы, устанавливающей связи между направлением законотворческой работы комитета и его кадровым обеспечением (Таблица 1). 
 

    Таблица 1

Название  комитета законодательной думы РБ Процентное  соотношение образования депутатов  – членов комитета
Высшее  образование Квалификация  высшего образования
комитет по бюджету,

финансовому регулированию

и налоговой  политике

(12 чел.)

100% - экономист

- юрист (1)

- инженер (7)

- педагог (З)

- журналист (1)

- -

- 8,3%

- 58,3%

- 25%

- 8,3%

комитет по социально -

экономическому  развитию и

экономической

реформе

(13 чел.)

92,3%

средне  – техническое (1)

7,7%

- экономист (1)

- юрист

- инженер (7)

- медик (1)

- педагог (1)

- журналист (2)

- 7,7%

- -

- 53,8%

- 7,7%

- 7,7%

- 15,4%

комитет по государственному

строительству,

местному  самоуправлению

и межрегиональным

связям

(15 чел.)

93,3%

средне  – техническое (1)

6,7%

- юрист (2)

- экономист (1)

— инженер (6)

- медик (1)

- педагог (2)

- военный (1)

- журналист (1)

- 13,3 %о

- 6,7%

- 40%,

- 6,7%

- 13,3%

- 6,7%

- 6,7%

комитет по правам человека,

законности  и

социальной  защите

(5 чел.)

100% - юрист (1)

- экономист

- инженер (З)

- военный (1)

- 20%

- -

- 60%

- 20%

 

    Основываясь на приведенных в таблице результатах, можно сделать вывод о том, что в законодательном органе Республики Башкортостан кадровое обеспечение не вполне соответствует направлениям деятельности структурных подразделений.

    Аналогичная ситуация наблюдается и в других законодательных органах субъектов  Российской Федерации.

    Аппарат законодательного органа.

    Хотя  законы принимают парламентарии, но готовят их, составляют, проводят консультационную и экспертную работу, выверяют каждое слово законопроекта - работники аппарата [11, с.56]. При этом аппарат создается для организационного, правового, информационного, материально-технического обеспечения деятельности законодательного органа. В соответствии с данными функциями определяется организационная структура аппарата и осуществляется подбор кадров.

    Например, общая численность аппарата Законодательной  Думы РБ составляет 60 человек, работающих в определенные структурных подразделениях. В аппарате Думы работают различные специалисты, обеспечивающие законотворческий процесс. Как показали исследования и анализ документов, непосредственно в законотворческом процессе принимают участие консультанты двух отделов - государственно-правового и организационного.[8,c. 156]

    В частности, все консультанты государственно-правового отдела имеют высшее юридическое образование и выполняют следующие виды деятельности:

    - осуществляют правовую экспертизу проектов законов,

    - готовят предложения по проектам законов,

    - готовят заключения и предложения по проектам законов,

    - оказывают юридическую помощь,

    -участвуют  в заседаниях

    Консультанты  организационного отдела участвуют  в разработке проектов законов, других нормативных правовых актов Думы, выполняя при этом следующие виды деятельности:

    - анализируют материалы и документы, относящиеся к сфере деятельности комитетов, готовят по ним аналитические справки,

    - готовят проекты писем, запросов, направляемых от имени Думы,

    - организуют подготовку заключений и поправок,

    - дают консультации депутатам и работникам аппарата Думы,

    - участвуют в работе создаваемых рабочих групп по подготовке законопроектов,

    - вносят предложения о привлечении научных работников, экспертов и специалистов для разработки законопроектов,

    - участвуют в разработке примерной программы законотворческой деятельности, в перспективном и текущем планировании работы комитетов, а также в формировании повестки дня заседаний Думы.

    В настоящее время в Думе работают восемь консультантов, имеющих высшее образование со следующей квалификацией: инженер, экономист, социолог, историк, инженер - механик и менеджер, учитель, преподаватель истории коммунистического и рабочего движения и международных отношений, библиотекарь - библиограф высшей квалификации со специализацией художественная литература и юрист, менеджер государственного и муниципального управления и юрист. Как видно из приведенного перечня, три консультанта (37,5%) имеют по два высших образования, из которых только один (12,5%) (менеджер государственного и муниципального управления, правоведение-юрист) соответствует требованиям, предъявляемым М.Вебером и Федеральным законом к государственным служащим, поскольку он имеет юридическое образование и специальное образование по государственному управлению. В предыдущем разделе было выявлено, что в Законодательной Думе РБ существует некоторое несоответствие в кадровом обеспечении деятельности комитетов со стороны депутатского корпуса. В данной ситуации это должно было компенсироваться наличием квалифицированных профильных специалистов в лице консультантов организационного отдела Думы.[10,c.100] Для установления реального соответствия между направлениями законотворческой деятельности комитетов и специальностью, а также квалификацией высшего образования работающих в комитетах консультантов была составлена следующая таблица (Таблица 2). 
 

    Таблица 2

Наименование  комитета Образование консультанта
- специальность

- квалификация

Наличие юридического

образования

Комитет по социально

экономическому  развитию и экономической реформе

Первый  консультант
- «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»

- инженер

Отсутствует
Второй  консультант
- «Двигатели внутреннего

сгорания»

- инженер-механик

Второе высшее образование

- «Финансовый  менеджмент»

- менеджер

Отсутствует
Комитет по бюджету,

финансовому регулированию и налоговой политике

Первый  консультант
- «Русский язык, литература и история»

- Учитель

Отсутствует
Второй  консультант
- «Экономика труда и заработной

платы»

- экономист

Отсутствует
Комитет по правам

человека, законности

и социальной защите

Первый  консультант
- «Государственное и муниципальное  управление»

- менеджер

- «Правоведение»

- юрист

Второй  консультант
- «Библиотековедение и

библиография»

- библиотекарь - библиограф

высшей квалификации со специализацией художественная литература

- «Правоведение»

- юрист

Комитет по межрегиональным связям, взаимодействию с органами местного самоуправления  и общественными Первый  консультант
- Партийно-политическое, социолог, историк

Дополнительно:

- кандидат исторических  наук

Отсутствует

Информация о работе Кадровое обеспечение