Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 10:03, курсовая работа
Избыточный рынок рабочей силы давал работодателям такую возможность, а увольнение избыточного персонала практически ничего не стоило. Изменения в условиях деятельности организаций выдвинули в качестве общего для всех требование ориентироваться при формировании ресурсов не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу. Это требование касается всех видов ресурсов, в том числе и человеческих.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА. 5
1.1 Определение предмета процесса кадрового планирования. 5-8
1.2 Проблема интеграции кадрового планирования в
планы организации. 8-10
2 СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 11
2.1 Определение влияния стратегических целей организации на
отдельные ее подразделения. 11-12
2.2 Определение будущих потребностей. 12-14
2.3 Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой
рабочей силы. 14-15
2.4 Методы прогнозирования кадровых потребностей. 15-16
2.5 Разработка конкретных планов. 16-18
3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
3.1 Планирование потребностей в персонале. 19-22
3.2 Планирование использования кадров. 22-23
3.3 Планирование обучения персонала. 23-24
3.4 Планирование сокращения (высвобождения) персонала. 24-26
4 ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 26-27
5 РАСПРОСТРАНЕННЫЕ «ЛОВУШКИ» ПРОЦЕССА КАДРОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ. 28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА. 5
1.1 Определение предмета процесса кадрового планирования. 5-8
1.2 Проблема интеграции кадрового планирования в
планы организации.
2 СТАДИИ ПРОЦЕССА КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 11
2.1 Определение влияния стратегических целей организации на
отдельные ее подразделения.
2.2 Определение будущих потребностей.
2.3 Учет имеющихся кадров при определении числа необходимой
рабочей силы.
2.4 Методы прогнозирования кадровых потребностей. 15-16
2.5 Разработка конкретных планов. 16-18
3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 19
3.1 Планирование потребностей в персонале. 19-22
3.2 Планирование использования кадров.
3.3 Планирование обучения персонала.
3.4 Планирование сокращения (высвобождения) персонала. 24-26
4 ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ КАДРОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ. 26-27
5 РАСПРОСТРАНЕННЫЕ «ЛОВУШКИ» ПРОЦЕССА КАДРОВОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Для руководства предприятия важна возможность располагать персоналом, который необходим для выполнения производственных задач.
Этот персонал должен быть в определённое время, в определённом месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией. Кроме того, кадровое планирование должно служить мотивацией к более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.
Кадровые
вопросы решаются в рамках общей
предпринимательской
Кадровое планирование служит также примирению интересов руководителей предприятия и трудового коллектива. Если раньше считали, что кадровое планирование необходимо лишь в случае дефицита рабочей силы, то сейчас существует мнение, что оно необходимо и при наличии безработицы (так как даже в условиях достаточно высокой безработицы возникают трудности с поиском квалифицированных работников).
Базой кадрового планирования являются анализ потребностей в персонале и изучение информации о производительности работающих и издержках на их содержание.
В связи с дефицитом рабочей силы кадровое планирование стало во многих организациях интегрирующей составной частью предпринимательского планирования.1
До
60-х годов в вопросах управления
персоналом ориентировались лишь на
текущие потребности
Избыточный рынок рабочей силы
давал работодателям такую
В 70-80 гг. в практике управления стал применяться систематический анализ перспективных потребностей организаций и фирм в отдельных категориях персонала. Сегодня все большее число компаний выделяют как самостоятельный вид деятельности кадровых служб кадровое планирование, или планирование человеческих ресурсов.
Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:
- производственный; - финансово - экономический; - социальный (кадровая политика).
В курсовой работе будут исследованы вопросы: процессы планирования персонала; стадии процесса кадрового планирования; основные виды кадрового планирования; временные рамки кадрового планирования.
К
сожалению, объем курсовой работы не позволяет
полностью и детально рассмотреть все
эти вопросы, но основное можно проанализировать.
1
ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССА
ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Планирование персонала (эквиваленты, встречающиеся в литературе - кадровое планирование, планирование рабочего состава предприятия) определяется как «процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время»2. По другому определению, планирование персонала - это «система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (имеющиеся в организации служащие) и внешних (найденные или привлеченные из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки»3. Эти определения взяты из американских источников. А вот следующее – результат разработки наших, отечественных специалистов. «Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контроль за его использованием»4.
Как
видно, зарубежные источники концентрируют
внимание главным образом на планировании
потребности организации в
Первая задача в планирование персонала - это «перевести» имеющиеся цели и планы организации в конкретные потребности в квалифицированных служащих, т.е. вывести неизвестную величину необходимых работников из наличного уравнения планов организации; и определить время, в которое они будут затребованы. И как только эти неизвестные величины будут найдены, в рамках кадрового планирования необходимо вывести, составить планы достижения выполнения этих потребностей.
По существу, каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала.
Как бы там ни было, но долговременный успех любой организации, несомненно, зависит от наличия необходимых служащих в необходимое время на правильно выбранных должностях. Организационные цели и стратегии достижения этих целей имеют значение лишь тогда, когда люди, обладающие требуемыми талантами и умением, занимаются достижением этих целей.
Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время. К примеру - ситуации из жизни некоторых американских компаний:
несмотря на отчаянные поиски, среднее звено управления одной компании, занимающееся разработкой новых технологий в сфере компьютерного производства, не было заполнено в течении более чем шести месяцев. Это сразу же отразилось на продуктивности компании.
в другой компании, служащие нанятые только девять месяцев назад попали под непредвиденное сокращение.
в третьей компании, благодаря эффективным усилиям талантливого администратора по маркетингу, годовые доходы поднялись вдвое. Однако этот менеджер был вынужден подать в отставку, потому что он не был способен идентифицировать потенциальные возможности своей карьеры в пределах фирмы.5
Вряд ли реально выйти на улицу и сразу найти человека, обладающего необходимыми характеристиками. С помощью же эффективного кадрового планирования можно «заполнить» вакантные позиции, а также и уменьшить текучесть кадров, оценивая возможности карьеры специалистов в пределах компании.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
1 Сколько работников, - уровень квалификации, - когда и где будут необходимы (планирование потребности в персонале)?
2 Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты (планирование привлечения или сокращения штатов)?
3 Каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями (планирование использования кадров)?
4 Каким образом можно целенаправленно содействовать повышению квалификации кадров и приспосабливать их знания к меняющимся требованиям (планирование кадрового развития)?
5 Каких затрат потребуют планируемые кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала)?
Основные задачи кадрового планирования:
- разработка процедуры кадрового планирования, согласованной с другими его видами,
- увязка кадрового планирования с планированием организации в целом,
- организация эффективного взаимодействия между плановой группой кадровой службы и плановым отделом организации,
- проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации,
- содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании,
- улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации.
Кадровое планирование включает в себя:
- прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале (по отдельным его категориям)
- изучение рынка труда (рынка квалифицированной рабочей силы) и программы мероприятий по его «освоению»
- анализ системы рабочих мест организации