Кадровая политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Создание конкурентоспособного предприятия всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Организация возможностей фирмы заключена в новых методах управления и зависит от конкретных людей, знаний, компетенции, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.

Формирование у работников компетенции начинается при подборе кадров и приёме их на работу. Люди, которые придут в организацию, должны обладать необходимым уровнем образования и опытом трудовой деятельности. В большинстве фирм отделы кадров управления человеческими ресурсами привыкли заниматься планированием численности работников на предприятии, ставя перед собой задачу – добиться, чтобы на предприятии или в организации было столько работников, сколько должно быть согласно штатному расписанию.

Содержание

Введение. 3 – 4 стр.

1. Понятие кадровая политика. 5 – 7 стр.

2. Структура кадровой политики. 7 – 8 стр.

3. Пассивная, реактивная, превентивная и

активная кадровая политика. 9 – 11 стр.

4. Открытая и закрытая кадровая политика. 11 – 13 стр.

5. Кадровые программы и кадровые мероприятия. 13 – 15 стр.

6. Внешние и внутренние факторы, влияющие

на кадровую политику. 16 – 17 стр.

Заключение. 18 стр.

Список используемой литературы. 19 стр.

Работа содержит 1 файл

Управление персоналом.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Рассмотрим  процесс формирования кадровой политики в организации. Так, у части уже давно функционирующих организаций (на отечественном рынке это свойственно предприятиям, тесно работающим с иностранными партнерами и иностранным представительствам) существует документально закрепленное представление о кадровой политике предприятия, кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии формирования. Если мы создаем предприятие и заинтересованы в том, чтобы кадровая политика проводилась осознанно, то необходимо осуществить следующие этапы по проектированию кадровой политики: 

  • нормирование;
  • программирование;
  • мониторинг.
 

Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с персоналом с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа работ важно проанализировать существенные особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения внешней и внутренней среды организации, конкретизировать образ желаемого сотрудника и определить цели развития человеческого ресурса. Например, весьма существенным является наличие организации представления об идеальном сотруднике, принцип взаимной ответственности между работником и организацией, правилах должностного и профессионального роста, требования к развитию определенных способностей и умений. 

Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом, как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала  через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом  случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, основанной на «семейных» ценностях, при наборе персонала представляется нецелесообразным использование строгих психологических тестов. Скорее в данном случае следует уделять большее внимание процедурам собеседований, групповым мероприятиям и моделированию реальных производственных ситуаций. 

Мониторинг  персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить существенные индикаторы состояния кадрового потенциала, а также разработать комплексную программу постоянной диагностики и развития умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать и внедрить методику оценки эффективности кадровых программ. 
 
 

5. Кадровые программы  и кадровые мероприятия. 

В  зависимости от фазы менеджмента, практикуемого в организации, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа,  ориентированные  на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации. 

Кадровые  мероприятия, реализуемые  в открытом и закрытом типах кадровой политики. 

 
 
Уровень планирования
долгосрочный (стратегический) среднесрочный (управленческий) краткосрочный (оперативный)
1. Открытая кадровая политика
Предпринимательская   

(стадия  формирования)

Привлечение молодых  перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам. Поиск перспективных  людей и проектов, создание банка  кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами. Отбор менеджеров и специалистов под проекты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
Динамического роста   

(стадия  интенсивного роста)

Активная политика привлечения профессионалов, распространение  информации о возможности реализации венчурных проектов. Разработка  принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев ¾ формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка  штатного расписания. Создание должностных  инструкций. Описание политики фирмы  в документах и правилах. Набор  персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала.
Прибыльности     

(стадия  стабилизации)  
 
 
 
 
 
 
 

Разработка  новых форм организации труда  под новые технологии. 
 
 
 
Разработка  оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли  организацией. Реализация  программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих).
Ликвидационная     

(стадия  кризиса)

Не рассматривается. Анализ и  рационализация рабочих мест

Создание нормативных  документов по кадровому аспекту  ликвидации предприятия. Установление контактов с фирмами по трудоустройству.

Оценка персонала  с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и  трудоустройства. Использование схем частичной занятости. Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи.
2.   Закрытая кадровая политика
1.    Предпринимательская (стадия формирования) Создание собственных (фирменных) институтов Поиск перспективных  студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии. Привлечение друзей, родственников и знакомых.
2.    Динамического роста (стадия интенсивного роста) Планирование  карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный ¾ Япония). Проведение  внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении.

Разработка программ стимулирования труда в зависимости  от вклада и выслуги лет.

Набор сотрудников  с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации  персонала.
3.    Прибыльности (стадия стабилизации) Разработка  схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат. Реализация  программ обучения управленческого  персонала.

Разработка социальных программ.

Создание кружков  «качества», активное включение персонала  в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов «внутреннего найма» ¾ совмещение.
4.    Ликвидационная Не рассматривается. Проведение  программ переподготовки  

Разработка программ частичной занятости по основному  направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в других направлениях, полезных фирме.

Поиск рабочих  мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых  сотрудников Культивирование «философии фирмы». Включение персонала в  обсуждение перспектив развития организации и разработку проектов преодоления кризиса.  
 
 

Рассмотрим  основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей. Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации в целом, и тем целевым выбором, который обычно делают собственники или высшее руководство.  
 

6. Внешние и внутренние  факторы, влияющие  на кадровую политику. 

На кадровую политику в целом, ее содержание, специфику  конкретных программ и кадровых мероприятий  влияют факторы двух типов: внешние  по отношению к организации и внутренние.

 

Факторы внешней среды.

Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:

 

1) нормативные ограничения;

2) ситуация на рынке труда.  

Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.

Ориентируясь  на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.

Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы следует учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ. 

Факторы внутренней политики.  

Наиболее  значимыми представляются следующие факторы: 

1) цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства с множеством филиалов; 

2) стиль управления, закрепленный, в том числе и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, организации, предпочитающей принцип децентрализации, показывает, что им требуется различный состав профессионалов; 

3) условия труда. Привлекают или отталкивают людей такие характеристики работ, как:

  • степень требуемых физических и психических усилий;
  • степень вредности работы для здоровья;
  • месторасположение рабочих мест;
 
  • продолжительность и структурированность работы;
  • взаимодействие с другими людьми во время работы;
  • степень свободы при решении задач;
  • понимание и принятие цели организации.
 

 Как правило, наличие  даже небольшого числа не привлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации; 

4) качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом; 

5) стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:

  • максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;
  • обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;
  • получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Кадровая  политика - это главное направление  в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. Кадры - это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства. Объективная оценка и рациональный отбор персонала позволяет увидеть профессиональный потенциал, определить потребность в обучении, соотнести корпоративные цели компании и конкретные знания и навыки тех или иных работников, доводит до сотрудников понимание стратегии организации, ее миссии через предъявляемые к ним требования, что позволяет выявить высококвалифицированных работников и увеличить продуктивность бизнеса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 

1. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1995.

2. Мордовин  С.К. Управление человеческими  ресурсами. – М., 1999.

3.  Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2002.

4. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. — 5-е изд. — М.: Дело. 2003.

6. Бизюкова В.И. Кадры: подбор и оценка. – М., 1984.

7. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. – Л., 1990.

8. Халиков  М.И., Кунакбаев Р.Х. Государственная  кадровая политика. – Уфа., 2002.  

9. Грэхем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами. – М., 2003. 

10. Армстронг  М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб., 2004.

Информация о работе Кадровая политика организации