Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 03:23, контрольная работа
Термин «кадровая политика» имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле этот термин означает систему правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Это значит, что все мероприятия по работе с кадрами: отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации.
1. Кадровая политика как элемент общей стратегии бизнеса
1. Понятие «кадровая политика» и его связь с понятием «управление персоналом……………………………………………………………………..3
2. Основные характеристики кадровой политики в организации…….3
3. Значение кадровой политики в развитии организации………………5
2. Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом».
2.1 Термины «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»…………………………………………………………………………7
2.2 Основные отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом………………………………………………………………………….8
3. Содержание понятия «кадровая политика»……………………………11
4. Структура комплекса документации кадровой политики российской и зарубежной фирмы………………………………………………………………14
Санкт-Петербургский
государственный университет
Кафедра социологии и управления персоналом.
Задания: 1)Кадровая политика как элемент управления персоналом.
2) Проведите, пожалуйста,
отбор претендентов
из числа работников
на вакантную должность
руководителя службы
внешних закупок из
перечисленных ниже
кандидатур. Аргументируйте
свой выбор.
Выполнил:
Баловсяк Валерия.
Задание №1.
Кадровая
политика как элемент
управления персоналом.
Содержание
2.1
Термины «управление
человеческими ресурсами»
и «управление персоналом»…………………………………………………
2.2 Основные
отличия управления
человеческими ресурсами
от управления персоналом……………………………………………………
3. Содержание понятия «кадровая политика»……………………………11
4. Структура
комплекса документации
кадровой политики российской
и зарубежной фирмы………………………………………………………………
1.Кадровая политика как элемент общей стратегии бизнеса.
1.1 Понятие «кадровая политика» и его связь с понятием «управление персоналом.
Термин «кадровая политика» имеет узкое и широкое толкования. В узком смысле этот термин означает систему правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Это значит, что все мероприятия по работе с кадрами: отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации. В широком смысле слова, термин «кадровая политика» означает набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях людей и организации. Здесь, например, слова: "Кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием" - могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Если говорить о кадровой политике, нельзя отождествлять её с управлением персоналом. Понятия "управление персоналом" и "политика" сами по себе далеко не тождественны. "Управление" - термин гораздо более широкий, одной из составляющих которого является политика, в данном случае кадровая политика.
1.2 Основные характеристики кадровой политики в организации.
К
ним специалисты относят: значимость
роли человеческих ресурсов, наличие разработанной
стратегии фирмы в отношении работников,
круга взаимосвязанных функций и процедур
по работе с персоналом. Эти характеристики
кадровой политики не всегда можно обнаружить
в каждой организации, но они позволяют
выяснить степень проявления "профиля"
кадровой политики, связанной с факторами
положения ее на рынке. Кадровая политика
является сегодня составной частью всей
управленческой и производственной политики
организации. Она должна не только создавать
благоприятные условия труда, обеспечивающие
удовлетворение персонала от работы, его
продвижение по службе, но и давать уверенность
в завтрашнем дне. Комплексное понимание
кадровой политики складывается как внутреннее
единство:
1) обеспечение участков производства необходимыми
человеческими ресурсами, учет интересов
нанимающихся на работу (обеспечение рабочих
мест, развития персонала и создание условий
труда). Инструментом для решения этих
задач служит кадровое планирование;
2) создание системы мотивации персонала
на эффективную трудовую деятельность.
Особенность кадровых решений состоит
в том, что они почти всегда отражаются
на мотивации сотрудников и моральном
климате в коллективе. В идеале эти решения
принимаются в соответствии с общей системой
ценностей, принятой в организации, с установками
и ожиданиями каждого работника.
При разработке кадровой политики необходимо
учитывать необходимость повышения стоимости
"капитала". Расходы на отбор персонала,
его адаптацию, обучение и повышение квалификации,
заработную плату, услуги социального
характера и производственные расходы
на создание рабочих мест, как правило,
значительны, что требует учета при разработке
планов и концепций.
Цели организаций связаны с внешними условиями
их деятельности (рынок труда, взаимоотношения
с государственными и местными властями
и т. д.). Они определяются внутренними
условиями, влияющими на взаимоотношения
персонала в организации (участие в управлении,
обучение и развитие, совершенствование
стиля управления, решение социальных
вопросов и т. п.). Выдержать конкурентную
борьбу и эффективно развиваться может
только организация, сформировавшая кадровую
политику с учетом требований законов
социального развития и управления, принципов
управления персоналом, определенных
с учетом анализа внешней и внутренней
сред, отражающих ограничения и условия
функционирования организации.
Самая главная задача, которая стоит перед директором по персоналу, или тем лицом в компании, которое отвечает за кадровую функцию – это разработка стратегии развития человеческих ресурсов. Здесь стоит отметить, что между понятиями «человеческие ресурсы» и «персонал» нельзя поставить знак равно. «Человеческие ресурсы» становятся «персоналом» только после осуществления грамотной кадровой политики.
Подходы к рассмотрению сотрудников компании в качестве человеческого ресурса или человеческого капитала зависят от ряда факторов, среди которых:
Обращаясь к опыту западных компаний, а также крупнейших российских компаний необходимо отметить, что они рассматривают персонал именно в качестве человеческого капитала, и соответственно расходы на персонал рассматриваются в качестве инвестиций, а не затрат.
1.3 Значение кадровой политики в развитии организации.
Следует отметить, что решение основных задач кадровой политики, таких как отбор, подготовка, оплата труда и правильное использование персонала, в современных условиях невозможно в рамках традиционной работы с персоналом. В связи с этим, возникла новая концепция - «стратегический менеджмент персонала», которая предполагает управление коллективом предприятия, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах развития организации. Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу предприятия. Стратегический менеджмент – это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение основного курса деятельности предприятия, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.
Любые планы обречены на провал, если им сопротивляются подчиненные. В новых условиях авторитарный стиль управления, основанный на приказе и угрозах, неэффективен, поскольку творческого подхода по принуждению не бывает. При этом речь идет не о моральных критериях управления персоналом, а об экономическом эффекте, который тем выше, чем больше заинтересован персонал в наилучшем выполнении работы каждого и миссии организации в целом. Таким образом, стратегический менеджмент должен предусматривать не только определение главного курса деятельности организации, но и повышение заинтересованности всех работников в его реализации.
Стратегический
менеджмент персонала в рамках нового
подхода к управлению фирмой дает
огромные преимущества организациям,
функционирующим в различных сферах жизнедеятельности
современного общества. Эти преимущества
заключаются в рациональном использовании
ограниченных ресурсов, и главным образом,
времени. Кроме того, стратегический менеджмент
рождает чувство уверенности у персонала
организаций и их менеджеров, способствует
последовательной разработке и реализации
управленческих решений, ориентирует
на устойчивое развитие в условиях рынка.
В
общем можно выделить три стратегии
в отношении персонала:–
Такую типологию стратегий предложили американские исследователи Л. Дайер и Дж. Холдер. Они учитывали при этом различные цели, средства и стратегии, применяемые в большинстве компаний. Саму стратегию авторы понимают как «решения, принимаемые для достижения важнейших целей в системе подбора, развития и управления персоналом и первоочередных средств, направленных на достижение этих задач».
Стратегия стимулирования наиболее часто применятся организациями, работающими в высоко конкурентной среде. Для таких фирм характерна тактика четкого концентрирования на текущих издержках, поддержания минимального количества персонала и обеспечения таких условий, чтобы процесс превращения сырья в товар был защищен от различного рода перерывов по вине работников. Данные организации делают упор на максимальный вклад сотрудников в выполняемую работу с целью минимизации издержек по найму, подбору и развитию персонала. Такие компании стремятся выстроить четкую связь между прилагаемыми усилиями в работе и уровнем оплаты труда.
Что касается стратегии инвестирования, то ее придерживаются фирмы, чья бизнес-стратегия считает приоритетом товарную дифференциацию, а не лидерство по издержкам. Усилия этих организаций направлены на раскручивание своих торговых марок, повышение качества или функциональности товаров. Данные организации полагаются на контролируемую гибкость и приспособляемость работников, результатом чего является характерный для подобных фирм широкий разброс квалификации сотрудников. Для данной стратегии типична централизованная система принятия решений и усложненная служебная иерархия. Возлагаемые на работников функции крайне широки и четко не сформулированы. Практика оплаты труда представляет собой смешение фиксированных и переменных компонент, направленных на поощрение творчества и преданности делу, фирме, а также на поддержание и сохранение ценных для организации знаний и опыта. В то же время инициативность сотрудников ограничена высоким уровнем директивного контроля и широко распространенной системой отчетности.
Третья стратегия – стратегия вовлеченности – характерна для организаций со смешанной стратегией бизнеса, сфокусированной одновременно на лидерстве по издержкам и инновационности. Типичной для таких фирм является структура управления, направленная на получение максимального эффекта от вложенных ресурсов и в то же время способная быстро реагировать на действия конкурентов и изменение рыночного спроса. Для поддержания инновационности на высоком уровне, фирмы, придерживающиеся данной стратегии, уделяют большое внимание структурированию рабочих функций, четкому контролю и системе вознаграждений. Важными целями при данной стратегии являются повышение преданности делу и компетентности сотрудников, что достигается путем укомплектования штата организации высокопрофессиональных сотрудников с высоким уровнем подготовки и знанием новейших технологий. Структурирование возлагаемых на работников функций призвано обеспечить наибольшую изобретательность, вовлеченность и автономность, что играет важную роль для мотивации творческих, компетентных сотрудников. Задача, связанная с максимизацией вклада сотрудников в выполняемую работу, достигается путем выстраивания четкой связи между полученными результатами и вознаграждением. Разумеется, важной формой вознаграждения является также постоянное развитие персонала, вовлечение его в управление производством, вплоть до самоуправления и самоконтроля как высших форм доверия со стороны руководства фирмы.
Стратегическое управление персоналом предполагает осуществление найма персонала, его оценки, вознаграждения и развития, исходя из целостного представления о цели развития предприятия. При таком подходе ставится цель добиться выгоды одновременно для сотрудников предприятия, его собственников, клиентов и окружающей среды. Фактически речь идет об учете требований модели устойчивого развития на уровне предприятия.
Итак, кадровая политика является, чуть ли не главным фактором, влияющим на стратегию развития и рост компании, ведь она воздействует на персонал, который в свою очередь способствует продвижению организации на рынке. Значит, кадровая политика является одним из ключевых элементов стратегии бизнеса.
2. Соотношение понятий «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом».
2.1 Термины «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом».
Для того, чтобы определить соотношение между понятиями «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом», попробуем разобраться в разнице между «персоналом» и «человеческими ресурсами». Для этого приведем толкование этих терминов. 1) Персонал - это совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также входящих в штатный состав, но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, и т. д.). Это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития. 2)Человеческие ресурсы – суммарная ценность так называемого "сырого" труда, величина которого определяется в основном количеством людей, составляющих трудовые ресурсы страны, и человеческого капитала, которым обладают эти люди. Есть и второе определение: работники, которые имеют определенные профессиональные привычки и знания и могут использовать их в трудовом процессе.
Информация о работе Кадровая политика как элемент управления персоналом