Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа
По определению Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Однако, очевидно, что при планировании производства подразумеваемые требования могут не соответствовать требованиям реальных потребителей. Эта проблема особенно характерна для нашей страны, когда распределительный метод снабжения и сбыта привел к массовому производству бесполезных изделий, хотя качество как таковое для них характерно.
1)
задания по повышению
2)
задания по общезаводским
3)
мероприятия, обеспечивающие
При этом, общим недостатком реализуемых программ качества на предприятиях является отсутствие методов организации и действенных рычагов реализации заданий и экономической заинтересованности в реальном повышении качества.
Вероятно, что по мере перехода к экономическим методам управления практический интерес к КСУКП и программам качества будет повышаться. Однако переход к рыночной экономике, призванной в перспективе усилить воздействие потребителей на рост качества продукции путем возникновения прямой зависимости прибыли предприятий от уровня удовлетворения конкретных общественных потребностей, на практике вызвал усиление товарного дефицита при сохранении монополизма производителей и не только не улучшил, а даже ухудшил положение потребителей, гарантируя сбыт продукции любого качества по государственным, а зачастую и более высоким ценам.
В этих условиях перспективы повышения качества находятся в прямой зависимости от наличия на предприятиях соответствующих технико-организационных условий, жесткой системы нормативного регулирования качества, экономических мер воздействия на выпуск качественной продукции, установления индивидуальной материальной ответственности за качество выполняемых работ. Поскольку качество продукции по-прежнему ориентировано не на потребности общества непосредственно, а на соблюдение требований нормативно-технической документации, а разработка новой техники осуществляется изготовлением при его монопольном положении, особая роль в повышении качества принадлежит стандартизации.
Как установлено в ГОСТ 1.0-85 "главной задачей стандартизации является создание систем нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта, к ее разработке, производству и применению, а также контроль за правильностью использования этой документации". Учитывая, что часть государственных стандартов наряду с прогрессивными требованиями, продолжает включать показатели продукции, уступающие лучшим зарубежным аналогам, повышается значение опережающей стандартизации.
Проблема коренного повышения качества продукции, выпускаемой отечественной промышленностью, обусловила необходимость преобразований механизма государственного регулирования в сфере качества.
Перестройка государственной системы, предусматривающая пересмотр действующего фонда стандартов с целью его сокращения при сохранении принципа обязательности требований стандартов и поддержания качества продукции на уровне высших мировых достижений и требований стандартов, открывает новые возможности для более непосредственного учета требований потребителей путем расширения прав предприятий в создании стандартов и нормативно-технической документации, в т.ч. предоставления права самостоятельного утверждения по согласованию с потребителем технических условий, базовых образцов-аналогов для выпуска продукции.
В
условиях рыночной экономики расширение
торгово-экономических связей с
другими странами определяет необходимость
перехода к применению международных
стандартов, установленных Международной
организацией по стандартизации (ИСО)
или международной
Внедрение
стандартизации обуславливает необходимость
существенного повышения
В соответствии с ИCO серии 9000 система качества, называемая "Петлей качества", охватывает весь жизненный цикл, разделенный на 11 мелких этапов:
1) маркетинг, поиски и изучение рынка;
2)
проектирование и (или)
3)
материально-техническое
4)
подготовка и разработка
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний и обследований;
7) упаковка и хранение;
8)
реализация и распределение
9) монтаж и эксплуатация;
10)
техническая помощь и
11)
утилизация после
Среди этих этапов принципиально новым для отечественных систем управления качеством является только маркетинг, поиски и изучение рынка, в то время как на остальных этапах обеспечение качества более или менее успешно реализуется в наиболее эффективных КСУКП и нуждается, в основном, в усовершенствовании действующих механизмов реализации.
Следует отметить, что "Петля качества" по ИСО 9000 предусматривает собой замкнутый круг и не отражает непрерывность повышения качества на новом цикле после завершения предыдущего цикла. Поэтому в принципе, используя эту петлю, можно представить спираль качества в следующем виде (рис. 1.2.).
Для
непрерывного повышения качества уже
после 8 этапа первого цикла
Таким образом, развитие КСУКП, сформированных на большинстве машиностроительных предприятий преимущественно в директивном порядке и отличающихся невысокой эффективностью, на современном этапе характеризуется тремя основными чертами:
реальным
снижением внутренних требований к
качеству в условиях тотального дефицита,
расширением самостоятельности
предприятий
Puc.1.2. Непрерывно повышающаяся
«Петля качества» с учетом последующего
цикла улучшения качества продукции.
Круг
'А - первый цикл Круг 'Б - второй цикл Круг
'В - третий цикл. Цифрами обозначены
этапы жизненного цикла изделия
по ИСО 9004
и ограничением сферы нормативного контроля качества со стороны государства, а также необходимостью перспективной ориентации на высокие международные стандарты. Это требует нетрадиционных подходов к совершенствованию систем управления качеством с учетом реальных достижений и выявленных недостатков, которые обеспечивали бы системам управления качеством способность одновременно решать текущие задачи обеспечения приемлемого уровня качества при сохраняющемся своеобразии производственных отношений и быть открытыми для нововведений, обусловленных развитием рыночных отношений и расширением международного торгово-экономического сотрудничества.
Основой для разработки указанных подходов должен быть обоснованный, детальный анализ реального качества продукции по совокупности существенно важных показателей и состояния управляющей системы на каждом конкретном предприятии с учетом особенностей его производства: его структуры, интенсивности и характера информационных потоков, процедуры принятия управленческих решений в сфере обеспечения качества и механизма их реализации,
Информация о работе Качество продукции и её совершенствование