Качество продукции и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

По определению Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Однако, очевидно, что при планировании производства подразумеваемые требования могут не соответствовать требованиям реальных потребителей. Эта проблема особенно характерна для нашей страны, когда распределительный метод снабжения и сбыта привел к массовому производству бесполезных изделий, хотя качество как таковое для них характерно.

Работа содержит 1 файл

Качество продукции и её совершенствование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    2) кружки основаны на принципе  добровольного участия;

    3) проблемы, решаемые в кругах качества, связаны, с трудовой деятельностью  на данном участке;

    4) проблемы выясняются, исследуются  и решаются силами членов кружка  и ими проводится оценка результатов;

    5) кружок качества распускается  после решения данной проблемы  и вновь организуется для решения  другой проблемы качества.

    С другой стороны, происходит дальнейшая трансформация самого процесса управления качеством на предприятиях с использованием новых, так называемых информационных технологий и современных средств вычислительной техники, а также усиливается воздействие управленческой  подсистемы качества на общую стратегию развития производства,

    Таким образом, развитие теории и практики управления качеством продукции  привело к принципиальным изменениям в его содержание и значимости для развития производства в целом. В результате целенаправленного изучения проблем качества во взаимосвязи с изменениями в структуре рыночной экономики, были разработаны принципы взаимодействия различных управленческих звеньев в сфере обеспечения качества, механизма выработки и реализации управленческой стратегии с учетом значимости всех стадий жизненного цикла изделия, подходы к организации оперативного управления качеством (включая его эффективное информационное обеспечение), а также приемы их взаимной увязки, что имеет большое практическое значение и для нашей промышленности. Вместе с тем, можно предположить, что отдельные подходы особенно в сфере распределения ответственности за обеспечение качества, не могут быть перенесены на наши предприятия в неизменном виде из-за существенных отличий в традициях и отношении к труду, что требует их обоснованной модификации с учетом наших условий.

    Особая  значимость освоения зарубежного опыта  в сфере управления качества связана  с интеграционными процессами и  ориентацией народного хозяйства  на более интенсивное участие  в международном разделении труда, что невозможно без учета зарубежных требований и правил обеспечения качества, сложившихся в мировом хозяйстве. 

    1.3. Нормативно-методические  основы формирования  и развития комплексных  систем управления  качеством продукции

    Как известно, необходимость повышения качества продукции признана повсеместно, однако реальные успехи в повышении качества и механизм его обеспечения определяются в значительной мере сложившимися производственными отношениями.

    Своеобразие условий повышения качества в  нашей стране обусловлено тем, что в течение длительного времени оно являлось не столько экономической, сколько технической и в какой-то мере политической задачей. В отличие от большинства стран, где повышение качества жестко регулировалось рыночной конкуренцией и непосредственно определяло будущее предприятий и их работников, в нашей стране гарантированный сбыт распределительным методом по гарантированным ценам практически полностью устранил коммерческие мотивы повышения качества продукции, особенно средств производства. Поэтому характерно, что в нашей стране еще в 60-е годы на большинстве предприятий оценивали качество продукции только по удельному весу брака и второсортных изделий, а управляющее воздействие сводилось к контролю при приемке изделий и их сортировке,

    Развитие  практики управления качеством завысило в основном от обоснованности государственных  директив по этому вопросу и степени  их исполнения. До середины 60-х годов  совершенствование методов контроля качества осуществлялся на основе использования теории математической статистики.

    По  мере осознания значимости качества, как важнейшего фактора повышения  эффективности общественного производства с учетом зарубежного опыта и  некоторых отечественных разработок в 70-е и особенно в 80-е годы экономическая  политика государства была переориентирована на системный подход к обеспечению качества: от выполнения только контрольной функции к управлению качеством как подсистеме управления производством в целом.

    Это определило специфику формирования и массового распространения стандартных организационных структур управления качеством на предприятиях с использованием коллективных форм участия работников в обеспечении качества. Такие управленческие структуры в совокупности с методами и средствами, обеспечивающими взаимодействие линейных руководителей функциональных служб, техников и рабочих в едином, целенаправленном процессе предотвращения выпуска некачественной продукции, получило название Комплексной системы управления  качеством продукции (КСУКП).

    В середине 50-х годов на Саратовском машиностроительном заводе была разработана и внедрена система бездефектного изготовления продукции (БИП). Характерной особенностью этой системы являлась количественная оценка качества изготовления продукции и сдача ее с первого предъявления за отчетный период (смена, неделя, месяц) отдельным исполнителем, бригадой, цехом, предприятием. В зависимости от этого показателя исполнители получали материальное и моральное поощрение. В системе БИП не допускалось каких-либо отступлении от технической документации, исполнитель предъявлял продукцию отделу технического контроля, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов. Дефектная продукция самостоятельно отделялась исполнителем и отдельно представлялась в ОТК для оформления акта о браке. Схематически систему БИП можно представить на Рис.1.1.

    Эта система получила широкое распространение  и за рубежом под названием "Ноль дефектов", главной задачей которой  являлось изготовление качественной продукции  с первого раза, поскольку за повторную работу или исправление дефектов предприятия несут дополнительные расходы,.

    В системе БИП, однако, недостаточно учитывалось  качество труда, связанное с ритмичностью, культурой производства. Поэтому на некоторых предприятиях была разработана система бездефектного труда (СБТ), в основе которой лежала саратовская система (БИП). В этих системах учитывались не все факторы, влияющие на качество продукции, особенно связанные с проектированием, что побудило к разработке системы "Качество, надежность, ресурс с первых изделий", внедренной на предприятиях г.Горького. Главное направление этой системы заключается в повышении надежности машин с первых изделий на основе изучения причин недостаточности в надежности и улучшения проектирования опытного образца. Горьковчане установили, что 60-80 % дефектов, обнаружившихся в период эксплуатации, являлись недостатками конструкции и технологии изготовления.

    На  базе всех этих систем на ряде предприятий  в начале 70-х годов была разработана  и внедрена "Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП)". Основной целью КСУКП являлось обеспечение постоянного соответствия качества продукции потребности народного хозяйства, соответствующей мировым достижениям науки и техники. 

     Рис.1.1. Механизм управления качеством продукции в системе БИП (по В.Т. Версан и И.И. Чайка)

    Структура КСУКП предусматривает многоуровневую организацию управления и включает все структурные подразделения, участвующие в управлении производством на всех стадиях жизненного цикла.

    Общий состав КСУКП может быть следующим:

    1) система внутренней организационно-методической  и регламентирующей и правовой  документации - комплекс стандартов  предприятия (СТП);

    2) система информационного обеспечения;

    3) система отчетной документации;

    4) система директивной документации вышестоящих органов;

    5) система ресурсного обеспечения;

    6) система по созданию высококачественного  изделия;

    7) система по обеспечению изготовления  продукции надлежащего качества.

    КСУКП является одной из наиболее отработанных в методическом и практическом плане систем управления качеством продукции. Она отличается системным подходом к управлению качества и базируется на стандартах предприятия, охватывающих все звенья управления, предусматривает достаточно объективную оценку качества труда всех исполнителей и коллективов на основе соответствующего коэффициента и привлечения к управлению качества самих работников.

    Разработку  и внедрение КСУКП рекомендуется  осуществлять в три этапа:

    1) подготовка к разработке системы,  включая учебу руководителей  и ведущих специалистов и разработку  программы анализа состояния  качества;

    2) разработка проекта системы, включая  техническое задание, технический  и рабочий проект;

    3) внедрение системы.

    Важнейшей составной частью разработки проекта системы, является разработка стандартов предприятия, которые определяют механизм управления качеством. Они предусматривают:

    1) сбор, обработку и анализ информации  о качестве продукции, ходе и состоянии производственных и других процессов, влияющих на качество продукции на  всех стадиях жизненного цикла;

    2) сравнение фактических результатов  деятельности подразделений предприятия  в области качества продукции  с установленными нормативами;

    3) подготовку и принятие решений на основе оперативной информации и накопления данных по осуществлению управляющих воздействий и организацию профилактических мероприятий.

    Стандарты предприятия по управлению качеством  продукции подразделяются на основной, общие и специальные. Основной стандарт "Комплексная система управления качеством продукции. Основные положения"  устанавливает основы построения КСУКП в целом и ее элементов и разрабатывается на начальном этапе.

    Общие стандарты регламентируют порядок  разработки, оформления, утверждения и внедрения СТП, а также внедрения ГОСТов, ТУ, работу различных комиссий по качеству. К числу общих стандартов относятся следующие стандарты, предприятия:

    1) контроль выполнения мероприятия  по улучшения качества;

    2) информационное обеспечение;

    3) математическое обеспечение;

    4) организация работы комиссии  по культуре производства;

    5) порядок внедрения СТП;

    6) управление качеством в производственном  подразделении .

    К общим относятся также стандарты, устанавливающие основные положения  для групп специальных стандартов.

    Специальные стандарты устанавливают требования к номенклатуре и значениям показателей  качества полуфабрикатов, деталей, механизмов, методы их определения, регламентируют выполнение функции управления качеством  и организацию трудовой деятельности. К их числу относятся следующие стандарты:

    1) порядок выбора номенклатуры  и значений показателей качества;

    2) расчет показателей качества;

    3) порядок разработки проектов  планов повышения качества;

    4) система нормативов для планирования  повышения качества;

    5) планирование аттестации продукции;

    6) выбор сырья и материалов;

    7) методы расчета оптимальны:': допусков  и посадок, и .другие Важным  составным элементом КСУКП является  методика оценки качества труда  производственных подразделений.

    Проверки, проводившиеся территориальными органами Госстандарта на отдельных предприятиях и в целых районах показали, что КСУКП более чем на половине предприятий, зарегистрировавших акты об их внедрении, функционировали неэффективно или не функционировали вообще. Среди причин низкой эффективности КСУКП следует выделись, наряду с формализмом при исполнении директивных решений и недостаточной подготовкой кадров, наличие глубокого противоречия между реальной ориентацией производства на объемные показатели и условия КСУКП, которые зачастую подгоняются под слоившееся производство с соответствующим выхолащиванием целей, ради достижения которых они разрабатываются.

    Исходя  из этого, возникла необходимость в  повышении требований к целевой направленности систем в нормативно-технической документации по КСУП. В качестве целевой части системы управления качеством в настоящее время разрабатывается и внедряется "Программа качества предприятия (объединения)", которая должна состоять из следующих разделов:

Информация о работе Качество продукции и её совершенствование