Качество продукции и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

По определению Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Однако, очевидно, что при планировании производства подразумеваемые требования могут не соответствовать требованиям реальных потребителей. Эта проблема особенно характерна для нашей страны, когда распределительный метод снабжения и сбыта привел к массовому производству бесполезных изделий, хотя качество как таковое для них характерно.

Работа содержит 1 файл

Качество продукции и её совершенствование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    Показатели  надежности, характеризующие свойства изделия выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение установленных эксплуатационных параметров в соответствии с техническими условиями, включают подгруппы показателей долговечности (срок службы, средний ресурс), безотказности (наработка на отказ, средний ресурс), а также ремонтопригодности, которая может рассматриваться как своего рода технологичность в эксплуатации, поскольку предполагает наличие оптимальных условий и распределения затрат при проведении ремонтов и технического обслуживания объекта.

    Учитывая  значимость побочного воздействия средств труда при реализации функциональных свойств на человека и природную среду, которая зачастую носит сугубо негативный характер, всё большее значение приобретают эргономические, экологические и эстетические показатели, а также показатели безопасности. Большинство из этих показателей носит ограничительный характер и определяется нормативными правилами по технике безопасности,

    В целом приведенные группы показателей  качества продукции безусловно являются укрупненными и для каждого вида продукции должна разрабатываться собственная номенклатура важнейших показателей качества в зависимости от конкретного назначения изделия с установлением приоритетности отдельных показателей, исходя из роли в достижении оптимального качества изделий. Кроме того, могут использоваться дополнительные показатели, косвенно характеризующие в натуральном или стоимостном выражении существенные черты и проявления важнейших свойств изделий, особенно сложных технических систем, объективная комплексная оценка качества которых затруднена и не всегда дает полную и достоверную информацию для установления оптимальных параметров изделия.

    Таким образом, качество как совокупность свойств продукции, обуславливающих  ее пригодность удовлетворять определенные общественные потребности, является специфическим объектом управления, особенности которого обусловлены его сложной взаимосвязью со всеми техническими и экономическими аспектами производства и потребления. Поскольку фактический уровень качества является, с одной стороны, обобщающим результатом научно-технического прогресса, повышения уровня технологии и организации производства, культуры и дисциплины труда, а с другой стороны - мерой учета требований потребителей к полезности продукции, то по-существу его можно рассматривать как критерий соответствия уровня развития производственного потенциала динамично возрастающим потребностям общества, а обеспечение высокого качества продукции - как приоритетную задачу и исходное условие развития производства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Развитие теории и практики управления качеством продукции 

    В широком смысле под управлением  качеством понимается постоянное и  целенаправленное воздействие на факторы  и условия производства, влияющие на обеспечение качества продукции. Обеспечение качества предполагает наличие, с одной стороны, условий и мотивов, которые побуждают ориентировать производство на выпуск продукции, наиболее эффективно удовлетворяющей потребности, а с другой - средств и методов, с помощью которых могут осуществляться воздействия на формирование и изменение потребительских свойств продукции.

    Вся история развития производственных сил показывает стремление любого товаропроизводителя  изготавливать продукцию полезную, качественную с точки зрения удовлетворения общественных потребностей, пользующуюся спросом у потребителя. При этом вплоть до начала XX века единственным побудительным мотивом поддержания приемлемого уровня качества был сбыт на рынке, причем при отсутствии острой конкуренции. Контроль за качеством осуществляется, как правило, самим изготовителем на основе сложившихся традиций и носит индивидуальный характер. Нормативные правила, регулирующие уровень качества, были единичны, и охватывали весьма ограниченные сферы производства.

    Так, в России известен Указ Петра I, показывающий его стремление достичь удовлетворения необходимых потребностей в производстве оружия, в котором отражены некоторые основные элементы современной системы управления качеством продукции: статистический контроль, экономическая и моральная ответственность, материальное стимулирование.

    Однако  в целом внешний контроль отсутствовал. При этом на начальном периоде  развития промышленного производства основную ответственность за качество нес сам изготовитель, т.е. определенное лицо, которое и контролировало качество своего труда. Если для изготовления продукции требовалось несколько человек, то каждый из них нес ответственность за свою работу. На этом этапе особой теории управления качеством продукции не требовалось, а само понятие "качества" имело весьма неопределенный смысл.

    Динамичное  развитие производительных сил, сопровождавшееся, с одной стороны значительным усложнением массовой продукции, а  с другой - изменениями в системе  общественного разделения труда, развития специализации и кооперирования, обусловлено необходимостью обособления деятельности по контролю качества как особой функции руководства с ее последующей трансформацией в самостоятельную подсистему управления промышленным производством.

    В эволюции подходов к управлению качеством  как  виду управленческой деятельности по достижению поставленной цели ( в данном случае необходимого уровня качества) целесообразно выделить пять этапов, не считая длительной эпохи индивидуального контроля качества по следующим хронологическим пери одам :

    - цеховой контроль качества (I900-I920 г.г.);

    - контроль качества при приемке  продукции (1920-1930 г.г.);

    - статистический контроль качества (I930-I960 г.г.);

    - комплексное управление качеством (I960-I980 г.г.);

    - воздействие комплексного управления  качеством на всю организацию  промышленного производства (1980-е годы.).

    Развитие  теории и практики управления качеством  продукции в значительной мере определяется работами таких специалистов, как  К.Исикава, А.Робертсон, А.Гличев,  Дж.Эттингер, Дж.Ситтиг и др. .которые разработали  методические подходы к определению современных задач и функций управления качеством, а также организационный механизм их практической реализации в рамках конкретных систем управления производством в целом.

    В первую очередь изменяется само понятие  управления качеством. Несмотря на некоторые различия в определениях, в большинстве работ функция управления качеством связана с его активной ролью в регулировании и организации всей производственной деятельности и расширением границ управляющих воздействий, связанных с обеспечением необходимого уровня качества, за пределы стадии изготовления.

    Так, А.Робертсон определяет управление качеством на предприятии по совокупности его пяти этапов, а вернее функций: принятия решения о производстве и подготовке технических условий, охватывающих все необходимые требования; подготовки производства и распределения организационной ответственности; обеспечения процесса изготовления; устранение дефектов качества и обеспечения информации обратной связи; а также разработки долгосрочных планов по качеству.

    Взаимодействие  между органами по обеспечению наилучшего результата по качеству, пронизывающее  все этапы и области организации, А.Робертсон называет единой системой управления качеством. Однако из этих характеристик не вытекает сфера  обслуживания выпущенной продукции и приоритетность производства наиболее полезной и экономичной продукции для потребителя, хотя обеспечение наилучшего результата по качеству, безусловно, предполагает экономическую сторону производства.

    А.Фейгенбаум определяет управление качеством как процедуру удовлетворения требований, предъявляемых к качеству в промышленности.

    Японский  профессор К.Исикава несколько  расширяет понятие управления качеством. Он пишет: "Заниматься управлением  качества - значит, разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является  наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям".

    Это определение, по нашему мнению, наиболее отвечает современным требованиям к управлению качеством продукции. Прежде всего, в этом определении нужно отметить два важных момента для нынешнего этапа развития теории и практики управления качеством: обслуживание выпущенной продукции и ориентацию на наибольшую экономичность и полезность продукции для потребителя. В Функции управления качеством продукции, основанном на его контроле, по мнению К.Исикава должно входить обеспечение качества в широком смысле, как качества работы, обслуживания, информации, процесса, работы, подразделений, работы, персонала, качества Функционирования систем, фирмы, завода и т.п., при обязательном контроле объемов производства, реализации, запасов и сроков поставки, а также комплексном регулировании издержек, цен и доходов. Таким образом, под управлением качеством К.Исикава понимает практически все аспекты управления производством.

    В нашей стране все разнообразие определений, сведено в формулировку, определенную в ГОСТ 15487-79, где под управлением  качества продукции понимается "Установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции".

    В этом определении отсутствует экономическая целесообразность продукции для потребителя. Поэтому, если учесть данное значение, то определение управления качеством продукции можно сформулировать следующим образом: «Под управлением качеством продукции понимается совокупность мероприятий, методов и средств направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции, наиболее экономичной и полезной для потребителя, при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла с минимальными затратами».

    Наряду  с установлением содержания и  основных задач управления качеством, важнейшее значение имеет разработка организационных систем для реализации управленческой стратегии по достижению необходимого качества, обеспечивающих комплексность управления и охват всех стадий жизненного цикла изделия.

    В общем виде А.Фейгенбаум понимает систему  управления качеством как "модель деятельности по схеме "человек - машина - информация", направляющей усилия людей, механизмов и информационного процесса на достижение общей конкретно поставленной задачи". Согласно А.Фейгенбауму, комплексное управление качеством определяется как "эффективная система, объединяющая деятельность различных подразделений организации, ответственных за разработку параметров качества, поддержание достигнутого уровня и его повышение, для обеспечения производства и эксплуатации изделия на самом экономичном уровне".

    Реализация  на практике всех конкретных систем и  моделей управления качеством предполагает приверженность кадров делу качества, наличия у них необходимых  знаний и навыков для участия в управлении качеством, а также определенных организационных условий и предпосылок.

    Поэтому в организационной системе управления качеством за рубежом большое  место уделяют организации так  называемых кружков качества, которые  получили особенно широкое распространение  в Японии и США.

    Кружки  качества представляют собой небольшую группу рабочих одного и того же цеха, занимающихся различными аспектами управления качества непосредственно на рабочих местах. Численность членов составляет в среднем 5-7 человек в Японии, 6-12 человек в США.

    На  Японских фирмах перед кружками качества ставят задачи: содействия совершенствованию и развитию предприятия; создания здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке; всестороннего развития способностей работников и ориентации этих возможностей в интересах фирмы. Основными принципами организации кружков качества являются добровольность, саморазвитие, групповая деятельность, участие всех служащих в работе кружков, применение методов управления качества, взаимосвязь с рабочим место, деловая активность.

    В американских корпорациях для кружков качества характерны. следующие особенности:

    1) заседания кружков проводятся  регулярно;

Информация о работе Качество продукции и её совершенствование