Качество продукции и её совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

По определению Международной организации по стандартизации качество - это совокупность свойств и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Однако, очевидно, что при планировании производства подразумеваемые требования могут не соответствовать требованиям реальных потребителей. Эта проблема особенно характерна для нашей страны, когда распределительный метод снабжения и сбыта привел к массовому производству бесполезных изделий, хотя качество как таковое для них характерно.

Работа содержит 1 файл

Качество продукции и её совершенствование.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

    ГЛАВА I

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  ПРОДУКЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 

    1.1. Качество продукции как объект управления

      По определению Международной  организации по стандартизации  качество - это совокупность свойств  и характеристик изделия или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые требования. Однако, очевидно, что при планировании производства подразумеваемые требования могут не соответствовать требованиям реальных потребителей. Эта проблема особенно характерна для нашей страны, когда распределительный метод снабжения и сбыта привел к массовому производству бесполезных изделий, хотя качество как таковое для них характерно.

    Однако  и в условиях рыночной экономики  возможны серьезные ошибки при оценке требований потребителей, если эти требования должным образом не изучаются. В этом случае производимый товар не находит спроса и приносит убытки или даже разорение товаропроизводителю. Угроза, что товар не будет реализован, вынуждает товаропроизводителей четко реагировать на конъюнктуру рынка и постоянно приспосабливаться к требованиям потребителей. Поэтому степень несоответствия товара требованиям потребителей оказывается значительно ниже, чем при централизованном распределении всего объема производимой продукции, что, впрочем, не снимает самой проблемы, производства полезной продукции. Более того, в условиях динамичного изменения потребностей и острой конкуренции на рынке задача достоверного выявления требований потребителей, их правильный учет при производстве и своевременное обновление ассортимента в соответствии с изменяющимся спросом становится все более актуальной.

    Наряду  с этим, при современном уровне развития производства относительный характер полезности, оценка которой может изменяться в зависимости от субъективных требований потребителей, открывает в условиях рыночной экономики дополнительные возможности для сбыта продукции за счет активного воздействия товаропроизводителя на формирование потребностей без существенного изменения свойств продукции, т.е. ее реального качества. Это выявляет принципиально новые аспекты поведения товаропроизводителя и значительно модифицирует структуру процесса создания и реализации изделий: от традиционной формулы "изучение спроса -разработка изделий - производство - сбыт" к иной последовательности - "разработка изделия - формирование спроса - производство - сбыт", при которой общественное признание качества продукции зависит от успехов товаропроизводителя в отношении целенаправленного формирования спроса наряду с действующим спросом.

    Таким образом, складывается сложная взаимозависимость  между требованиями потребителя  и интересами производства, при которой  не только спрос обуславливает выпуск продукции, но и технические возможности  развития производства определенной продукции порождают спрос, что вносит существенные коррективы в отношения изготовителей и потребителей при разработке, производстве и использовании продукции. Это должно учитываться всеми товаропроизводителями при определении и обеспечении качества продукции, поскольку формирование новых общественных потребностей под воздействием отдельных товаропроизводителей неизбежно вызывает стремительные изменения в конъюнктуре рынка и общественную переоценку качества продукции, ранее представленной на рынке.

    С другой стороны, обществу небезразлично, какими затратами достигается качество продукции. В принципе удовлетворение определенных общественных потребностей возможно в широком диапазоне соотношений "затраты-качество" в зависимости от условий потребления и платежеспособного спроса, и целесообразность увеличения затрат на повышение качества далеко не всегда однозначна. Если незначительный прирост затрат вызывает существенное повышение качества, это свидетельствует об увеличении полезности данной продукции. Если повышение качества продукции достигается опережающим ростом затрат, то это не означает адекватного увеличения ее полезности. Поэтому такое повышение качества признается обществом (т.е. более дорогостоящий товар находит покупателя на рынке) только в том случае, если возросшие общественные потребности при существующем уровне развития производительных сил не могут быть удовлетворены меньшими затратами. В конечном счете качество продукции может быть определено только во взаимосвязи с сумой совокупных затрат труда (в производстве и в потреблении) на удовлетворение конкретной общественной потребности.

    Таким образом, характеризуя качество продукции  как объект управления в условиях рыночной экономики, можно выделить следующие существенно важные аспекты:

    1) быстрое изменение запросов потребителей;

    2) необходимость приоритетной ориентации  на максимальную полезность продукции  на основе интенсивного изучения  и формирования спроса;

    3) общественное признание качества  продукции во взаимосвязи с уровнем издержек, цен, доходов.

    В условиях неразвитости рыночных структур, отсутствия конкуренции и сохранения товарного дефицита определяющим остаются нормативные требования и организационно-технические условия обеспечения качества. В этой связи качество как объект управления должно описываться соответствующей системой характеристик, которые могут быть формализованы и подвергнуты контролю на соответствие нормативным требованиям, а также использованы. в качестве критерия при стимулировании повышения качества продукции.

    Качество  любой продукции может быть описано системой различных показателей. Показатель качества продукции по ГОСТ 15467-79 определяется как количественная характеристика одного из нескольких свойств продукции, составляющая ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

    Как правило, качество характеризуется  множеством свойств. Особенно многообразны свойства сложных технических систем, что обуславливает серьезные  методические и технические трудности  в оценке их качества. Поэтому при определении качества целесообразно не стремиться охватить всю совокупность свойств, а выделить отдельные группы показателей, которые относительно легко поддаются измерению и учету, и при этом наиболее однозначно характеризуют важнейшие свойства на различных стадиях жизненного цикла изделия.

    При этом принципиальное значение имеет  сравнение показателей качества с аналогами данного изделия (если таковые существуют) и установление уровня качества, т.е. относительной  характеристики качества продукции, основанной на сравнении значении показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

    Как известно, роль базовых показателей  могут выполнять показатели перспективных  образцов продукции, ориентированных  на спрос на мировом рынке. Однако конкретный выбор базовых образцов, как правило, субъективен, часто не гарантирует отбор для сравнения действительно лучших по техническому уровню, качеству и экономической эффективности аналогов. Наряду с этим, часто не учитываются реальные технологические возможности производства. А в отдельных случаях выбор базовых образцов не учитывает специфики требований потребителей и региональных особенностей в условиях эксплуатации оцениваемой и базовой техники. Поэтому оценка качества должна не только основываться на сравнении с лучшими базовыми образцами, но и учитывать своеобразие спроса с учетом региональных факторов.

    В зависимости от стадии жизненного цикла  продукции, для которой используются показатели качества, можно выделить прогнозируемые, проектные, производственные и эксплуатационные, которые различаются как по целям использования, так и по достоверности.

    Показатели  качества продукции являются величинами, зависящими от условий и методов их определения, от нормативных требований, а в условиях рыночной экономики - и требований рынка.

    По  ГОСТ 15467-79 различают следующие методы оценки качества в зависимости от способа получения значений показателей  качества продукции:

    - измерительный (на основе технических  средств);

    - регистрационный (на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов пли затрат);

    - расчетный (на основе использования  теоретических и (или) эмпирических  зависимостей показателен качества  продукции от ее параметров);

    - органолептический (на основе  анализа восприятия органами чувств);

    - экспертный (на основе решения  о значении показателей качества  продукции, принимаемого экспертами);

    - социологический (на основе сбора  и анализа мнений фактических  пли возможных потребителей).

    Эти методы существенно различаются как по степени точности и достоверности, так и по диапазону возможного использования. Так, например, если измерительный метод пригоден и достаточно достоверен в отношении измерения конкретных технических параметров изделия, то социологический метод, представляющий собой по-существу разновидность конъюнктурных исследований, дает сведения (с большей или меньшей степенью приближения) об общественном признании изделия по отдельным свойствам или по всей их совокупности в целом, а экспертный метод, основанный на использовании личного опыта специалистов, позволяет ориентировочно установить взаимосвязи и взаимозависимости между свойствами и их проявлениями, которые вообще не поддаются какому-либо измерению, но необходимые в конкретной работе по обеспечению качества продукции.

    Все большее значение приобретают регистрационные, или статистические методы оценки качества, позволяющие ускоренно проводить  укрупненный анализ уровня качества и степени реального удовлетворения общественных потребностей. Совместное использование различных, но взаимодополняющих методов позволяет более объективно оценивать качественную определенность продукции и оперативно регулировать ее параметры на различных стадиях жизненного цикла.

    Многообразие  задач, при решении которых используются показатели качества продукции, выдвигает проблему их классификации.

    Сложность проблемы, группировки и классификации  показателей качества подтверждается многочисленностью работ, авторы которых  дискутируют разнообразные принципы и подходы к определению групп показателей, исходя из конкретных задач исследования .

    Номенклатура  показателей зависит в первую очередь от характера использования  или потребления продукции, т.е. от того, применяется ли она в качестве средства труда, предмета труда или  предмета потребления.

    Показатели, характеризующие производственно-технологические  свойства продукции (технологичность, стандартизация и унификация, а также  тяготеющая к ним по сути транспортабельность  как свойство пригодности для  своевременной и бездефектной доставки к потребителю), отражают не столько собственно  качество, её уровень по степени удовлетворения общественной потребности, сколько условия изготовления. Однако при рассмотрении качества как объекта управления эти показатели имеют первостепенное значение, поскольку они характеризуют свойства изделия на важнейших стадиях  жизненного цикла, определяющих не только степень соответствия изделия общественным потребностям, но и возможность своевременного удовлетворения  потребностей как такового. При этом производственно-технологические показатели непосредственно связаны с обеспечением надежности изделий и в конечном счете предопределяют их общественную полезность.

    Учитывая  первостепенное значение соизмерения  затрат на повышение качества и достигнутого уровня качества, установленная в ГОСТ классификация может быть дополнена показателем экономического характера.

    В принципе экономические показатели по существу не являются собственно показателями качества, но они характеризуют экономическую  эффективность производства и применения продукции, в том числе и эффективность повышения ее качества. Поэтому их необходимо учитывать при оценке уровня качества продукции. К этой группе относятся в первую очередь показатели, которые включены в формулу расчета экономического эффекта и непосредственно определяют его величину, показатели назначения, надежности, безопасности, эргономические, эстетические, экологические показатели технологичности, стандартизации и унификации, транспортабельности, патентно-правовые.

    Основными показателями, характеризующими целевые потребительские свойства и определяющие условия рационального применения продукции, являются показатели назначения, к числу которых обычно относят мощность, производительность и т.д. При этом наряду с количественной оценкой функциональной производительности для характеристики качества средств труда особое значение имеют показатели их технологического совершенства, обеспечивающего высокое качество получаемой на них продукции.

Информация о работе Качество продукции и её совершенствование