Этика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ 5
1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.3 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ДСК-1» 20
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДСК-1» 20
2. 2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОАО «ДСК-1» 25
2. 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента.docx

— 163.84 Кб (Скачать)

8. Делайте все вовремя,  будьте пунктуальны, назначенные  встречи вносите в свой рабочий  календарь. Этикет предписывает  соблюдение пунктуальности в  приходе, уходе, выполнении регламента  встреч, совещаний, переговоров,  выступлений, телефонных звонков.  Опоздания не только мешают  работе, но и являются первым  симптомом того, что на человека  нельзя положиться. Таким образом,  мы видим, что опоздания наносят  экономический вред прибыльности  компании. Принцип "вовремя"  распространяется также на отчёты  и любые другие поручаемые  вам задания. Специалисты, изучающие  организацию и распределение  рабочего времени, советуют накидывать  лишние 25% на тот срок, который,  на ваш взгляд, требуется для  выполнения данной работы, тогда  наверняка уложитесь в отведенное  время. Интересную тенденцию приходится  наблюдать в последнее время.  Многие деловые партнеры в  Москве, боясь опоздать на встречу из-за вечных пробок, приезжают раньше назначенного времени. Упреждающий период составляет чаще всего 15 минут, но иногда от получаса до часа. Причём посетители рассчитывают, что руководитель, к которому они приехали, может сразу их принять. Это грубое нарушение делового этикета, так как деловые люди имеют, как правило, чёткое расписание встреч и просто заняты в это время. Большинство посетителей не видят в раннем приходе никакой ошибки и считают возможным находиться всё это время в приёмной. Период ожидания приема становится помехой для работы секретаря. Исходя из сказанного, никогда не приходите раньше назначенного срока. Если это происходит, не стоит заходить на фирму, посидите в машине, погуляйте по улице и т. д. Не стоит отрывать людей от работы. В приемную рекомендуется приходить за 10 минут до назначенного времени, чтобы успеть привести себя в порядок, учитывая возможную разницу в показаниях часов, а также то, что посетитель может быть приглашен в кабинет на несколько минут ранее назначенного срока (до 5 минут). Для встречи на нейтральной территории рекомендуется прибывать за 5 минут до назначенного времени.

9. Менеджер, как и любой  работник фирмы, обязан хранить  секреты фирмы. Все секреты  компании вы должны держать  при себе. В большинстве компаний  самого разного профиля кодекс  поведения однозначно предписывает  не разглашать конфиденциальных  сведений о деятельности компании. Не критикуйте фирму, особенно  при посторонних. Кроме того, никогда  и никому не пересказывайте  того, что вам приходится иногда  услышать от сослуживца, руководителя  или подчинённого об их личной  жизни. Если вам приходится  иметь дело с большим количеством  бумаг, старайтесь, чтобы они не  попадали в поле зрения посетителя. Документы, доверенные вам лично,  и номера телефонов храните  так, чтобы их не смог случайно  прочитать ни коллега, ни посетитель.

10. Говорите и пишите  хорошим языком. Тот, кто умеет  чётко выразить свою мысль,  обладает большим преимуществом.  Неумение как следует писать и говорить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую. Выполняйте обещания, данные вами клиентам, начальству, подчинённым и самому себе.

Таким, образом, этика в качестве прикладной науки играет важную роль в построении деловых отношений. Этика занимается конкретизацией общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к определенным ситуациям, для отдельных групп людей с учетом специфики их жизнедеятельности. Этика аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ этических норм организации на примере компании ОАО «ДСК-1»

2.1 Общая  характеристика ОАО «ДСК-1»

Регулирование моральных  отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм. Этические нормы  — это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники  организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности  и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав6.

Правила запрещают дискриминацию  по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.

 «Домостроительный комбинат  №1», основанный в 1961 году, уже 50 лет является крупнейшим в России предприятием по строительству жилых домов.

Цель компании: оказание услуг возведения объектов жилой  недвижимости.

Этический кодекс ОАО «ДСК-1»:

  • Соблюдение сотрудниками ОАО «ДСК-1» законов и правил деловой этики и поведения. Каждый сотрудник должен знать и понимать организационно-правовые требования, предъявляемые к его должности, и информировать руководство, если он считает, что допущено нарушение закона или основных принципов деятельности;
  • Каждый работник обязан оберегать престиж и честное имя ОАО «ДСК-1»;
  • ОАО «ДСК-1» стремится неукоснительно соблюдать все законы и выполнять все правила, существующие там, где мы осуществляем свою деятельность;
  • Каждый сотрудник обязан избегать внешних финансовых или иных связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах ОАО «ДСК-1»создать раздвоение в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной возникновения конфликта интересов;
  • Конфиденциальная или являющаяся собственностью компании информация. В процессе своей работы в компании сотрудник будет сталкиваться с информацией и материалами имеющие конфиденциальный характер. Многие из этих информационных материалов должны рассматриваться как коммерческая тайна. Их защита от несанкционированного доступа жизненно важна для успеха деятельности компании в будущем и, таким образом, может иметь существенное значение для сохранения рабочих мест всех сотрудников;
  • При поступлении на работу в ОАО «ДСК-1», как в прочем, и в любую иную компанию, новый сотрудник принимает на себя этическое и правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из данной компании;
  • Поведение на рабочем месте. Принципиальная политика компании заключается в том в уважении к коллегам. Компания стремится создать на работе безопасные, здоровые и стимулирующие высокую производительность труда условия. Каждый сотрудник несет личную ответственность перед коллегами и компанией за содействие в устранении причины обстоятельств подрывающих такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе;
  • Не допускается нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, так как это может поставить под угрозу безопасность труда. Должны быть приняты надлежащие меры для недопущения того, чтобы употребление сотрудниками алкоголя или наркотических средств оказывало отрицательное воздействие на безопасность и успешно ведение нашего бизнеса.

В соответствии с заключаемыми трудовыми договорами работникам предоставляют  следующие социальные льготы и гарантии:

  • оплаченные праздничные дни;
  • оплаченные отпуска;
  • оплаченные дни временной нетрудоспособности;
  • оплаченное время перерыва на отдых;
  • оплаченное время на обед;
  • медицинское страхование на предприятии;
  • дополнительное пенсионное страхование на предприятии;
  • страхование от несчастных случаев;
  • предоставление бесплатных стоянок для автомобилей;
  • помощь в повышении образования, профессиональной подготовке и переподготовке;
  • предоставление в пользование работников объектов отдыха и развлечений.

Общая численность персонала  ОАО «ДСК-1» составляет на конец 2011 года 1500 человек (примерные, неофициальные  данные), что позволяет относить компанию к числу крупных предприятий. В целом персонал можно подразделить на следующие функциональные группы:

    • административно-управленческий персонал (менеджеры высшего и среднего звена);
    • специалисты;
    • технический и обслуживающий персонал.

Таблица 1 - Структура персонала  по категориям

Категория персонала

Число работников

Процент (%)

административно-управленческий персонал

195

13

специалисты

345

23

технический и обслуживающий  персонал

960

64


Как видно из данной таблицы, около четверти всего занятого персонала  приходится на специалистов (юрист, инспектор  по кадрам, секретарь). На долю административно-управленческого  персонала приходится 13%. Эти данные свидетельствуют о специфике  деятельности ОАО «ДСК-1» как строительной компании.

Таблица 2 - Структура персонала  по полу

Категория персонала

Мужчины (чел.)

Женщины (чел.)

административно-управленческий персонал

100

95

специалисты

75

270

технический и обслуживающий  персонал

937

23

Итого

1112

388


Из данных таблицы 2 видно, что в ОАО «ДСК-1» работает 26% женщин и 74% мужчин, причем, большинство  мужчин - это технический и обслуживающий  персонал. Высок процент женщин среди  специалистов. Преобладание мужчин в  составе персонала ОАО «ДСК-1»  накладывает свой отпечаток на социально-психологические  отношения в коллективе.

По возрастному составу  структура персонала выглядит следующим  образом.

Таблица 3 - Структура персонала  по возрастному составу

Возрастная категория

Количество работников (чел.)

Процент (%)

20-30 лет

150

10

30-45 лет

885

59

Старше 45 лет

465

31


Для изучения мобильности  персонала необходимо проанализировать общее число принятых и уволенных  с работы за 2010 и 2011 годы.

Таблица 4 - Динамика персонала

 

2010 (чел.)

2011 (чел.)

Итого (чел.)

Отношение к общему числу  персонала на конец 2011 года (%)

Принято

62

88

150

10

Уволено

38

28

66

4,5


Таким образом, из данной таблицы  видно, что численность персонала  к настоящему времени увеличилась  за счет найма новых работников. Основные причины увольнения:

  1. достижение пенсионного возраста;
  2. увольнение по собственному желанию,
  3. нарушение трудового законодательства (предусмотренные ст. 81 п. 4,5 ТК РФ). Это говорит о недостаточно высокой дисциплине труда в коллективе. Кроме того, вызывает серьезное опасение увеличение числа увольнений работников в связи с нарушением трудового законодательства.

Таким образом, была исследована  структура и мобильность персонала  в ОАО «ДСК-1» за 2010-2011 годы.

В организации в группу «социального риска» попадают две категории  работников - работники предпенсионного  возраста, численность которых составляет 30% всего количества работников, а  также молодые вновь нанятые  специалисты. Их отнесение к числу  работников, нуждающихся в социальной поддержке, обусловлено тем, что  первая категория работников с выходом  на пенсию теряет социальную связь  с организацией, а размер пенсии, очевидно, будет не столь велик, чтобы  жить в достатке, а вторая категория работников нуждается в социальной, психологической и мотивационной поддержке в силу возраста, отсутствия должного опыта и небольшого размера оплаты труда. Кроме того, к данной категории следует отнести лиц с семейными обязанностями (матерей, тех, кто осуществляет уход за престарелыми и т.д.).

Анализ удовлетворенности  трудом показал, что большинство  работников, в том числе молодых  специалистов и работников среднего возраста, недовольны уровнем оплаты труда. Это создает неблагоприятную  ситуацию в коллективе, отсутствие стимулов к труду.

Нужно отметить, что в  организации создана собственная  социальная инфраструктура (столовая, библиотека, бассейн, спортивный зал, общежитие  и т.д.)

Показателем эффективности  командной деятельности в любой  организации определяет социально-психологический  климат в организации.

Для определения социально-психологического климата в организации группе работников ОАО «ДСК-1» в составе 300 человек (200 мужчины и 100 женщин) был  предложен тест.

Таким образом, с  учетом полученных результатов социально-психологический климат в коллективе следует считать относительно благоприятным, ближе к неопределенному. В коллективе отсутствует сплоченность, однако нет острых конфликтов. Противоречивость, неопределенность отношений в коллективе следует объяснить слабой организованностью, отсутствием взаимодействия между структурными подразделениями, отсутствием согласованности интересов руководителей и работников.

2. 2 Анализ уровня  этики управленческого персонала  ОАО «ДСК-1»

Критерии оценки этики  и этикета управленческого персонала:

  • Внешний вид;
  • Речевой этикет;
  • Рабочее место.

Для оценки этих критериев, был проведен опрос среди сотрудников ОАО  «ДСК-1». Респондентам нужно было по каждому предложенному критерию оценить менеджера по шкале от 0 до 10.

Информация о работе Этика менеджмента