Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа
Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ 5
1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.3 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ДСК-1» 20
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДСК-1» 20
2. 2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОАО «ДСК-1» 25
2. 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этики менеджмента 5
1.1 Формирование и история этики 5
1.2 Понятие и сущность этики менеджмента 9
1.3 Этические нормы в деятельности руководителя 14
Глава 2. Анализ этических норм организации на примере компании ОАО «ДСК-1» 20
2.1 Общая характеристика ОАО «ДСК-1» 20
2. 2 Анализ уровня этики управленческого персонала ОАО «ДСК-1» 25
2. 3 Способы повышения этического уровня организации 28
Заключение 31
Список использованной литературы: 33
Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.
Использование норм и правил
этики воспринимается окружающими
благожелательно в любом
В последнее время этике деловых отношений уделяется все большее значение. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в систему вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам: «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика менеджмента» и др. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а так же в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям успешный динамичный характер. В России особенно актуален вопрос этических принципов и ценностей, используемых для достижения успеха, так как российским предприятиям еще предстоит создать свои традиции организационной этики.
Заслуга в постановке проблемы профессиональной этики принадлежит французскому социологу Эмилю Дюркгейму (1857-1917). Главный труд по этой проблематике «Профессиональная этика и гражданская мораль».
Компромисс между
Причины повышения внимания к этике бизнеса исследовали В.Н. Шихирев («Этические принципы ведения дел в России») и Д.Д Вогель («Этика бизнеса прошлое и настоящее»).
Моральные аспекты процесса принятия управленческих решений изучали И.П. Гурова, Ю.Ю. Петрунин и др.
Целью моего исследования является получение и обобщение знаний в области этики и определение наиболее оптимальных путей реализация этических норм в процессе общения и взаимодействия людей на примере конкретной организации.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования является процесс становления и функционирования системы управления организацией.
Предметом – направления осуществления этики деловых отношений в конкретной организации на примере ОАО «ДСК-1»
Основными методами исследования этики менеджмента являются наблюдения, опросы и анализ деятельности.
Слово «этика» (от греческого ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384 - 322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» - этика.
Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.
Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном обществе) люди еще не выделяли морально - этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека для всех членов племени целостной системе.
Когда же человек начинает
задумываться над кругом моральных
норм и ценностей, которым он подчиняется,
то наступает совершенно иной этап
в развитии и понимании этики.
Так произошло в Древней
Античная этика, отражая
идеалы греческой культуры о гармонии
человека с действительностью, его
духовном и телесном равновесии, здоровом
отношении к материальному
Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христианская этическая модель отражена в основных заповедях, о которых говорил Иисус Христос.
В Новое время, в эпоху
«неуверенности в сущем, когда каждый
должен сам заботиться о своей
нравственности» этические
Показательным является и
тот факт, что происходят существенные
изменения в ранее
Мораль – это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору. Мораль – это не то, что есть, она скорее то, что должно быть. Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и принципы).
Сложнейшие этические проблемы возникают с сознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты изучения (например, скрытые мотивы поведения человека).
Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали.
Раскрывая сущностные особенности
этики, необходимо обратить внимание на
ее универсальное значение. Универсальность
этики соотносится с ее надындивидуальным
(т.е. распространяющимся на всех людей)
и жизнеопределяющим (необходимым
для существования людей) характером.
Это означает, что этика связана
с изучением с изучением
Предпосылкой для
Появлению профессиональной этики предшествовало создание научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.
Таким образом, это свидетельствует
о переходе от обыденного сознания
к теоретическому сознанию в сфере
профессиональной морали. Большую роль
в становлении и усвоении норм
профессиональной этики играет общественное
мнение. Нормы профессиональной морали
не сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой
мнений. Взаимосвязь профессиональной
этики и общественного сознания
существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности
Этика (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».
Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Этика менеджмента - наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.
Современный менеджмент оказывает влияние на общество - на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в 21 веке менеджмент.