Этика менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.

Содержание

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ 5
1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.3 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ДСК-1» 20
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДСК-1» 20
2. 2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОАО «ДСК-1» 25
2. 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента.docx

— 163.84 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы этики менеджмента 5

1.1 Формирование и история этики 5

1.2 Понятие и сущность этики менеджмента 9

1.3 Этические нормы в деятельности руководителя 14

Глава 2. Анализ этических норм организации на примере компании ОАО «ДСК-1» 20

2.1 Общая характеристика ОАО «ДСК-1» 20

2. 2 Анализ уровня этики управленческого персонала ОАО «ДСК-1» 25

2. 3 Способы повышения этического уровня организации 28

Заключение 31

Список использованной литературы: 33

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная  часть философии и ставшая  наукой об отношениях, существующих между  людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические  нормы таковыми не являются. Если юридические  нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.

Использование норм и правил этики воспринимается окружающими  благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает навыками применения правил этики. Значит, следование правилам хорошего тона – это залог  успеха в обществе. Особое место  в правилах хорошего тона занимает этика деловых отношений.

В последнее время этике деловых отношений уделяется все большее значение. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в систему вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам: «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика менеджмента» и др. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а так же в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям успешный динамичный характер. В России особенно актуален вопрос этических принципов и ценностей, используемых для достижения успеха, так как российским предприятиям еще предстоит создать свои традиции организационной этики.

Заслуга в постановке проблемы профессиональной этики принадлежит  французскому социологу Эмилю Дюркгейму (1857-1917). Главный труд по этой проблематике «Профессиональная этика и гражданская мораль».

Компромисс между экономической  и нравственной сторонами жизни, сформулировал в своих работах Дж.М. Кейнс.

Причины повышения внимания к этике бизнеса исследовали В.Н. Шихирев («Этические принципы ведения дел в России») и Д.Д Вогель («Этика бизнеса прошлое и настоящее»).

Моральные аспекты процесса принятия управленческих решений изучали И.П. Гурова, Ю.Ю. Петрунин и др.

Целью моего исследования является получение и обобщение знаний в области этики и определение наиболее оптимальных путей реализация этических норм в процессе общения и взаимодействия людей на примере конкретной организации.

Задачи курсовой работы:

  • изучение теоретических основ «Деловой этикет», в частности деловой этики менеджера;
  • проанализировать исторические пути формирования этики менеджмента;
  • отработать практические навыки в оценке этике менеджмента на конкретном предприятии.

Объектом исследования является процесс становления и функционирования системы управления организацией.

Предметом – направления осуществления этики деловых отношений в конкретной  организации на примере ОАО «ДСК-1»

Основными методами исследования этики менеджмента являются наблюдения, опросы и анализ деятельности.

Глава 1. Теоретические  основы этики менеджмента

1.1 Формирование  и история этики

Слово «этика» (от греческого ethos) означает нрав, характер, обычай. Его  более 2300 лет назад ввел древнегреческий  мудрец Аристотель (384 - 322 до н.э.), дав  и название «науке о добродетели» - этика.

Однако формирование и  развитие этики как науки, а также  основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло  сквозь всю историю культуры. Поэтому  понятие этики было исторически  изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном  обществе) люди еще не выделяли морально - этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных  форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался  как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего  соотносится с понятием обычая, укоренившейся  привычки, общепринятым ритуалом, которые  отражают принадлежность человека для  всех членов племени целостной системе.

Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных  норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции.

Античная этика, отражая  идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его  духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей, акционирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие  мудрецы выделяют мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость). Эти добродетели были не только провозглашены  «в теории», им старались следовать  как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успеха.

Средневековье знаменует  другой этап размышлений о сущности и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается  новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются  представления о добре и зле  как соотношении божественного  и дьявольского начал. Христианская этическая модель отражена в основных заповедях, о которых говорил  Иисус Христос.

В Новое время, в эпоху  «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей  нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно – этических  проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в  общественной жизни людей, приобретая социально – правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему  законодательству»1.

Показательным является и  тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных  друг другу понятиях этики, морали и  нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика –  это теория,  а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни  человека и общества. Причем нравственность – это поведение, соответствующее  общепринятым обычаям, традициям, ценностям  и нормам. Нравственный человек автоматически  поступает «как все», как послушный  член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким  образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она  не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинение традиционному образцу.

Мораль – это особое явление, возникшее параллельно  с правом в западной культуре. Она  появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных  к решению и выбору. Мораль –  это не то, что есть, она скорее то, что должно быть. Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и  принципы).

Сложнейшие этические  проблемы возникают с сознанием  морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности  выбора и его этического измерения  становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты  изучения (например, скрытые мотивы поведения человека).

Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки  определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей  задачей ставящая попытку анализа  языка морали.

Раскрывая сущностные особенности  этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность  этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым  для существования  людей) характером. Это означает, что этика связана  с изучением с изучением фундаментальных  ценностей человеческой жизни (добро  и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим компонентом всей культуры, всего  общества. Гуманист 20 века, лауреат  Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875 – 1965) в своей знаменитой книге  «Культура и этика» писал, что  этическое является конструирующим элементом культуры2.

Предпосылкой для институциализации  этико-нравственных категорий в  систему управления стали «система научного управления» Ф.У. Тейлора  и концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо. Исследования в области человеческих отношений в производственном процессе сформировали новое представление не только о субъект-объектных отношениях, но и обо всей системе управления в корпорациях в целом. Производственный процесс начинает изучаться с учетом всех групп интересов и выдвигают на первое место личностные взаимоотношения и их мотивацию. В конце 20 века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.).

Появлению профессиональной этики предшествовало создание научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.

Таким образом, это свидетельствует  о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере  профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой  мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики  имеют свои традиции, что свидетельствует  о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.2 Понятие и сущность этики менеджмента

Этика (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение  человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных  отношениях. В последние годы наметился  поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Если говорить об этике  менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом  к его стилю работы, характеру  общения с людьми, социальному  облику.

Этика менеджмента - наука, рассматривающая  поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся  с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов  поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания - цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает  влияние на общество - на направление  его развития, культуру, систему  духовных ценностей, устремлений, на систему  оценки образа жизни, уровня жизни. Уровень  этичности поведения, поступков  отдельных членов общества и всего  общества в целом зависит, таким  образом, кроме прочих условий, и  от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в 21 веке менеджмент.

Информация о работе Этика менеджмента