Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:54, курсовая работа
Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 5
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ И ИСТОРИЯ ЭТИКИ 5
1.2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 9
1.3 ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ОАО «ДСК-1» 20
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ДСК-1» 20
2. 2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ЭТИКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ОАО «ДСК-1» 25
2. 3 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 33
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной. Причины этого:
Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер - подчиненный». Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.
Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:
Этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. В любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично - неэтично»3.
Следует учитывать, что в
отличие от кодексов юридических
норм этика основывается на культуре,
общественном мнении, традициях и
привычках. Нормы этики выражаются
в общих фиксированных
Более частным понятием является этикет.
Этикет (от фр. ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.
Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения4. Но он требует использования их со строгим учетом особенностей конкретного общения в данной конкретной ситуации: в официальной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-образовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знакомства партнеров между собой.
В настоящее время происходит
демократизация этикета. Деловой этикет
здесь значительно упрощается, становится
несравненно более свободным
и естественным, приобретает смысл
повседневного, благожелательного
и уважительного отношения ко
всем людям, безотносительно к их
должности и общественному
Менеджеру важно владеть
правилами этикета, ибо служебный
этикет регламентирует поведение людей
и при личных контактах в текущей
работе - разговорах по телефону, в деловой
переписке, на совещаниях, при проведении
различных официальных
Итак, этикет предполагает знание
определенных правил и норм поведения.
Тот, кто владеет этими правилами,
никогда не окажется в затруднительных
ситуациях. Он всегда будет знать, как
с честью выйти из любого сложного
положения - для этого достаточно
поступать по этикету. Человек, знающий
правила этикета и применяющий
их, как говорится, «на автомате»,
легко и непринужденно
Сфера деятельности менеджера - организация, трудовой коллектив. Но организация - это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.
Нормы этики выражаются в
общих фиксированных
Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один - в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.
Человек должен сам осознавать
общие принципы, нормы и понятия
добра и зла, внутренне их принимать
и соответствующим образом
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.
В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел5.
Таким образом, этика менеджмента - это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения, как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах. Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.
Исследователи выделяют 10 основополагающих правил этики в деятельности менеджера или руководителя:
1. Придя на работу, приветствуйте
своих коллег. Как известно, деловое
обращение наступает с
2. Научитесь управлять
своим поведением в любых
3. Обращение к подчиненным
на "вы" — необходимый инструмент
поддержания нормальных
4. Приказ и просьба.
На практике менеджеры дают
указания своим подчиненным в
основном в двух формах: приказ
и просьба. Однако эти формы
используются не всегда в
5. Благодарите, но и
взыщите. Надо чаще и умело
пользоваться мерами поощрения.
6. Свою точку зрения
вы можете отстаивать до
7. Создавайте настрой
на успех. Заражая собственной
верой в успех своих