Этика и этикет менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента-Реферат.doc

— 882.50 Кб (Скачать)

Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто владеет этими правилами, никог­да не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда бу­дет знать, как с честью выйти из любого сложного положе­ния — для этого достаточно поступать по этикету. Человек, знающий правила этикета и применяющий их, как говорит­ся, «на автомате», легко и непринужденно чувствует себя в любом обществе.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудо­вой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менед­жера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правила­ми делового этикета.

Нормы этики выражаются в общих фиксированных пред­ставлениях (заповедях, принципах) о том, как должно по­ступать. Однако следует знать, что в морали должное и фак­тически принятое совпадает далеко не всегда и не полнос­тью.

Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевид­ные нарушения, и готовые на риск ловкие предпринимате­ли находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдени­ем или несоблюдением этических норм осуществляется толь­ко общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответ­ствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.

Именно поэтому в морали громадную роль играет индиви­дуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооцен­ки), позволяющие человеку самому контролировать, внут­ренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения.

В связи с вышесказанным, актуальным становится уп­равленческое обучение этическим принципам ведения дел.

 

1.2. Правила этики в деятельности менеджера

Как известно, деловое общение начинается с приветствия. Так, первое, что мы говорим, явившись на работу, это, ко­нечно, «Здравствуйте». Кроме правил, которые мы с вами рассмотрим далее, хотелось бы обратить внимание на то, что здороваться необходимо независимо от того, в каких отношениях находятся люди, симпатизируют они друг другу или нет. Итак, первое правило: придя на работу, привет­ствуйте своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

Известно, что от настроения тоже зависят уровень про­изводительности труда и характер взаимоотношений на ра­боте. Отрицательно сказывается на настроении подчиненных плохое настроение руководителя. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность од­ного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам. Наоборот, сильным стимулятором хорошего настроения подчиненных оказываются улыбка и утреннее приветствие руководителя.

Отсюда правило второе: научитесь управлять своим пове­дением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливы­ми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы как бы на вас и на вашу фирму не наседали. Кому нравится работать с людьми брюзгливыми, подозрительными, капризными и грубыми? Фирма должна производить на людей приятное впечатление. Вежливость, приветливость, доброжелатель­ность в равной степени нужны вам на всех уровнях — при общении с работниками руководящего звена, с вашими под­чиненными, вышестоящими лицами, клиентами, покупате­лями, как бы вызывающе они порой себя ни держали.

Между «ты» и «вы». О менеджере, обращающемся ко всем на «ты», обычно говорят как о «своем человеке», простом и доступном. Но надо знать, что не всем такая манера нравит­ся. Есть немало людей, кому она кажется проявлением не­воспитанности. Конечно, манера общения между коллегами зависит от состояния межличностных отношений. Если эти отношения доброжелательные или дружеские, то обраще­ние друг к другу на «ты» вполне уместно. Однако при обра­щении на «ты» нужно быть столь же вежливым, что и при обращении на «вы».

Если начальник обращается к одним подчиненным на «ты», а к другим — на «вы», то возникает впечатление, что у него есть приближенные. Бывает и другой вариант: начальник пренебрежительно обращается к одним на «ты», а к другим — уважительно на «вы». В обоих случаях по­следствия отрицательны. Не годится и одинаковое обраще­ние ко всем на «ты», которое ведет к снижению требова­тельности, панибратству. Местоимение «вы» является не только выражением культуры общения, но и способом под­держания служебной дистанции.

Сергей Михайлов — глава PR-агентства «Михайлов и парт­неры», так относится к необходимости называть друг друга по имени-отчеству и на «вы»: «Современный бизнес невозмо­жен без иерархии. (Катастрофы, которые потерпели многие российские бизнес-структуры, связаны с тотальным паниб­ратством.) У нас многие внутри офиса на „ты“, но партнеров в основном называют по имени-отчеству или по имени, но на „вы“. Когда в свое время мы принимали эти условия игры, я четко знал, что обращение по имени-отчеству кажется странным в первый месяц, следующие три месяца учишься выговаривать, а через полгода это входит в привычку».

Итак, правило третье: обращение к подчиненным на «вы» — необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

Приказ и просьба — правило четвертое. На практике ме­неджеры дают указания своим подчиненным в основном в двух формах: приказ и просьба. Однако эти формы используются не всегда в соответствии с ситуацией. Там, где приказ необ­ходим, иногда звучит просительный тон. А где можно обой­тись вежливой просьбой, раздается приказ, да еще с угро­зой наказания. Конечно, приказная форма необходима в экстремальных условиях: угроза срыва выполнения важного задания, нару­шение правил техники безопасности и т. д. Подчиненные со временем перестают реагировать на уг­рожающий тон, и эффективность указаний снижается.

Какие же формы уместны в повседневных рабочих усло­виях?

Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного. Но тон всегда и непре­менно должен быть вежливым.

Поручения, не входящие в круг обязанностей данного подчиненного, следует давать в форме просьбы. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа, особенно женщины.

Правило пятое: благодарите, но и взыщите. Надо чаще и умело пользоваться мерами поощрения. Будьте вниматель­ны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в ра­боте и поощряйте за это.

Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия. При этом помните правила: «Поругал — проиграл, похвалил — выиг­рал» и «Хвалить прилюдно, ругать — наедине». То есть, если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упу­щения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания учитывайте возраст, пол и темперамент работника.

Правило шестое: свою точку зрения вы можете отстаи­вать до принятия решения. Делайте все от вас зависящее, чтобы убедить других в своей правоте. Но если решение при­нято, рассматривайте его как свое собственное. Ни в коем случае не дайте понять, что оно (а вы именно так и думае­те) абсурдно, ошибочно, что лично вы решительно против. Это не этично: отношение «мы» и «они» наносит ущерб ком­пании тем, что провоцирует рост недовольства и нестабиль­ности. Так какой же смысл выигрывать битву, если в итоге проигрываешь войну?

Правило седьмое: создавайте настрой на успех. Заражая своей верой в успех своих подчиненных и компаньонов, вы создаете спокойную уверенность в успехе вашей фирмы у клиентов, которых вы обслуживаете. Заражайте людей сво­ей энергией, вместо того чтобы заражать их своей нервозно­стью. Старайтесь создавать вокруг себя оживленную, полную оптимизма атмосферу. Вместе с тем следует помнить, что оптимизм должен базироваться на чем-то реальном. Именно сочетание реализма и оптимизма является ключом к дости­жению рекордных объемов деятельности.

Оптимист принципиально отличается от пессимиста тем, что всегда ищет выход из любой ситуации. Приведу пример. Два торговца обувью приехали в Африку. Один из них опти­мист, другой пессимист. Проведя там один день, на следую­щее утро каждый из них отбивает телеграмму на свою фир­му. Пессимист пишет: «Большое несчастье. Никто не носит обуви. Вылетаю первым рейсом» и возвращается к себе на фирму. Оптимист пишет: «Большая удача. Никто не носит обуви! Высылайте…», дальше идет перечень, сколько и ка­кой обуви выслать. Дальше обратимся к рассказу О. Генри «Башмаки». После того как обувь доставили, африканцы, привыкшие ходить босиком, и не подумали ее покупать. Однако оптимист не хотел проигрывать, поэтому он приду­мал выход. Он написал в свою деревню, чтобы ему прислали тюк колючек, получив которые, он ночью рассыпал их по побережью и в городе. Местные жители, встав утром, не смогли ходить босиком и раскупили обувь за один день. Итак, пессимист отступает перед препятствиями, а оптимист ищет выход.

Правило восьмое: делайте все вовремя, будьте пункту­альны, назначенные встречи вносите в свой рабочий кален­дарь.

Этикет предписывает соблюдение пунктуальности в при­ходе, уходе, выполнении регламента встреч, совещаний, переговоров, выступлений, телефонных звонков. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться.

Принцип «вовремя» распространяется также на отчеты и любые другие поручаемые вам задания. Специалисты, изу­чающие организацию и распределение рабочего времени, советуют накидывать лишних 25% на тот срок, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения данной работы, тогда наверняка уложитесь в отведенное время.

Интересную тенденцию приходится наблюдать в после­дние годы. Многие деловые партнеры в Москве, боясь опоз­дать на встречу из-за вечных пробок, приезжают раньше назначенного времени. Упреждающий период составляет чаще всего 15 минут, но иногда от получаса до часа. Причем посе­тители рассчитывают, что руководитель, к которому они приехали, может сразу их принять. Это грубое нарушение делового этикета, так как деловые люди имеют, как прави­ло, четкое расписание встреч и просто заняты в это время. Большинство посетителей не видят в раннем приходе ника­кой ошибки и считают возможным находиться все это время в приемной. Период ожидания приема становится помехой для работы секретаря. Исходя из сказанного, никогда не при­ходите раньше назначенного срока. Если это происходит, не стоит заходить на фирму, посидите в машине, погуляйте по улице и т. п. Не стоит отрывать людей от работы.

В приемную рекомендуется приходить за 10 минут до на­значенного времени, чтобы успеть привести себя в порядок, учитывая возможную разницу в показаниях часов, а также то, что посетитель может быть приглашен в кабинет на не­сколько минут ранее назначенного срока (до 5 минут). Для встречи на нейтральной территории рекомендуется прибы­вать за 5 минут до назначенного времени.

Правило девятое: менеджер, как и любой работник фир­мы, обязан хранить секреты фирмы.

Все секреты компании вы должны держать при себе. В большинстве компаний самого разного профиля кодекс по­ведения однозначно предписывает не разглашать конфиден­циальных сведений о деятельности компании. Не критикуйте фирму, особенно при посторонних. Кроме того, никогда никому не пересказывайте того, что вам приходится иногда услышать от сослуживца, руководи­теля или подчиненного об их личной жизни.

Если вам приходится иметь дело с большим количеством бумаг, старайтесь, чтобы они не попадали в поле зрения посетителя. Документы, доверенные вам лично, и номера телефонов храните так, чтобы их не смог случайно прочи­тать ни коллега, ни посетитель.

Правило десятое: говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает боль­шим преимуществом. Неумение как следует писать и гово­рить нередко отбрасывает человека назад, и его способности могут пропасть впустую.

Выполняйте обещания, данные вами клиентам, началь­ству, подчиненным и самому себе.

 

2. Требования к внешнему облику менеджера

 

Особое внимание в этикете менеджмента уделяется тре­бованиям к внешнему облику менеджера, сотрудников фирм. Чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональ­ной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внеш­не. Достигается это соответствующим поведением и внешним видом.

Как известно, встречают «по одежке». Поэтому благопри­ятный внешний облик и вкус в одежде является немаловаж­ной предпосылкой успешной деятельности. Для имиджа ме­неджера важно все: и манеры, и культура речи, и одежда, и интерьер кабинета.

Одежда и аксессуары человека, пластика его тела, позы, прическа, макияж, украшения и манеры обычно несут важную информацию или, наоборот, дезинформиру­ют собеседника о человеке (о роде его занятий, проис­хождении, его личностных характеристиках и т. п.). Они помогают каждому человеку играть самые разнообразные жизненные роли. Одежда в этом плане наиболее действенна и составляет 90% всего, что люди видят перед собой, ког­да смотрят на вас. Одежда может создать, а может и унич­тожить человека.

Если вы надеетесь подняться по служебной лестнице, то вам придется одеваться так, как одеваются люди, которые уже достигли успеха в вашей компании. Конечно, можно со­хранить свою индивидуальность, но обязательно в рамках неписаного закона подбора одежды, принятого в вашей ком­пании и в вашем круге общения. На работе неуместна слиш­ком бросающаяся в глаза, так называемая «остро модная» одежда, яркая косметика у женщин, обилие украшений. Но также неуважением к подчиненным, к деловым партнерам была бы небрежность в одежде, неряшливость, неаккурат­ность.

Деловой стиль — это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие. Главное, к чему следу­ет стремиться в деловом стиле, — общее впечатление оп­рятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь же «подтянуты» вы будете и в делах. Деловую одежду отли­чает классический покрой и многофункциональность.

Информация о работе Этика и этикет менеджера