Этика и этикет менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента-Реферат.doc

— 882.50 Кб (Скачать)


 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

 

 

 

 

Дисциплина «Менеджмент»

Реферат

Тема:

Этика и этикет менеджера.

 

 

Факультет: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Студента (ки) дистанционной формы обучения

Сборная группа. Факультет экономики. Осенний семестр 2011-2012 года

Луцко Евгении Вячеславовны

Номер зачетки: ГФЗ141/08-вД

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………………………3

1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4

1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4

1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5

2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8

2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9

2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10

3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12

3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12

3.2. Представление………………………………………………………………………………13

3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14

3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15

4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17

4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17

4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19

4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20

4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23

5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25

5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25

5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26

5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27

5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28

5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31

5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31

5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32

5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33

5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров

и подчиненных………………………………………………………………….………34

5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36

6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36

6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36

6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39

6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42

6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42

6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43

6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46

7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48

7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48

7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49

7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49

8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50

8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50

8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51

8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52

Заключение……………………………………………………………………………………..…………60

Список литературы……………………………………………………………………………………….62

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деловая этика — понятие интернациональное. Различаю­щаяся в частностях, связанных с национальными особенностями, традициями и обычаями отдельных стран и народов, она высту­пает в качестве общечеловеческой ценности, способствующей развитию экономических и культурных связей фирм различных государств и континентов.

Этика деловых отношений определяется уровнем общей культуры и, в свою очередь, является одним из аспектов куль­туры менеджмента. Ее нормы выполняют социальную роль, регулируя поведение индивидуумов, формируя определенный социально-психологический климат в коллективе. Соблюдение этики руководителем позволяет избежать либо уменьшить ко­личество стрессовых ситуаций, что благотворно сказывается на психофизиологическом состоянии и здоровье работников. В конечном счете следование этическим принципам в рамках предприятия и во взаимодействии с внешней деловой средой отражается на экономических показателях деятельности, спо­собствует получению более высокого размера прибыли и эко­номному использованию такого важного ресурса, как время. Соблюдение этики поведения придает уверенность в своих си­лах и действиях, упорядочивает и облегчает «деловое сущест­вование», способствует формированию имиджа фирмы, от­дельного работника, его карьеры.

Соблюдение норм деловой этики во многом определяется поведением первых руководителей предприятий. Как известно, недостатки руководителя умножаются на число подчиненных, для которых он является авторитетом и объектом для подража­ния. Между тем образ руководителя в нашей стране эволюциони­ровал от профессионального администратора, умеющего руково­дить, нередко не имея специального образования (в годы первых пятилеток), до инженера, знающего технику, с недостаточной гуманитарной и управленческой подготовкой. И только в период проведения реформы системы управле­ния, в том числе на этапе перехода к рыночным отношениям, было сак­центировано внимание на этических проблемах управления, включая этику общения, формирование имиджа делового челове­ка и фирмы в целом, этикет деловых бесед и переговоров, куль­туру речевого поведения, предупреждение стрессовых ситуаций и др.

Для менеджера немаловажное значение имеет знание дело­вого этикета — сложившихся в определенной социальной среде правил поведения, а также следование им.

Этикет — это также одна из форм регуляции человеческого поведения. Но правила этикета носят сугубо формальный харак­тер и не ставят человека перед проблемой свободного выбора. Их надо знать и соблюдать. Язык этикета преимущественно выража­ет требования общечеловеческой вежливости, но при этом он регламентирует иерархию возрастных, служебных, половых раз­личий людей, в нем заранее оговаривается ситуация и предлага­ются уже готовые модели конкретного действия.

Особенностью этикета является его диалогичность, т. е. этикет предполагает, что все общающиеся между собой люди знают его правила и говорят, что называется, «на одном языке». Так, если люди не привыкли обязательно приветствовать друг друга при встрече, они могут ответить на ваше приветствие не­доуменным взглядом. Но в цивилизованной среде предполагает­ся общее знание правил этикета, а потому соблюдать их необхо­димо.

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.

Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этика менеджмента

1.1. Этика и этикет менеджмента - понятие и сущность

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сфе­рах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в се­мейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, эти­ка науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нор­мах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру об­щения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступ­ки и поведение человека, действующего в сфере управле­ния, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосре­доточена на широком спектре вариантов поведения менед­жеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и сред­ства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духов­ных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жиз­ни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступ­ков отдельных членов общества и всего общества в целом за­висит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социально­го института, которым является в XXI в. менеджмент.

Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессио­нализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менед­жера бесспорной.

Причины этого:

1.    Менеджер служит примером отношения к своим слу­жебным обязанностям для рядовых сотрудников и других менеджеров; нарушение им этических норм может быть вос­принято рядовыми сотрудниками как своего рода «сигналь­ная ракета» — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, не­жели подобные же действия рядового сотрудника.

2.    Любое действие, поступок менеджера имеют не толь­ко сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичны­ми) действиями, в течение некоторого времени, он форми­рует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков и даже конкурентов.

Выполняя воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продук­ции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особен­но топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с кон­курентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать об­разцы нравственно безукоризненного поведения и воспиты­вать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разгова­ривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя груп­пами факторов:

1. Комплекс этических устоев, которыми личность владе­ет от рождения, представление о том, что есть добро и что есть зло, т. е. свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни зани­мал и какую бы работу он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне: это мо­жет быть этический кодекс организации, где человек рабо­тает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юриди­ческих норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, прин­ципах) о том, как должно поступать. Этика — это принци­пы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Более частным понятием является этикет.

Этикет (от фр. ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человечес­ких взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных мес­тах, манеры и одежда).

Особое место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или в обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки мо­гут стоить больших денег и даже карьеры.

Этикет для типичных случаев предлагает широкий выбор правил и рекомендаций культурного поведения. Но он тре­бует использования их со строгим учетом особенностей конк­ретного общения в данной конкретной ситуации, в офици­альной или неофициальной обстановке оно происходит, на чьей территории, каков служебный статус и общественный престиж его участников, их возраст, пол, культурно-обра­зовательный уровень, каковы особенности национальной и региональной психологии, наконец, какова степень знаком­ства партнеров между собой.

В настоящее время происходит демократизация этикета. Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного, благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление эти­кетных правил не восполняется соответствующим воспита­нием, оно оборачивается не только развязностью, но и хам­ством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо слу­жебный этикет регламентирует поведение людей и при лич­ных контактах в текущей работе — разговорах по телефо­ну, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий — приемов, презен­таций и т. д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия, знакомства, при­глашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согла­сия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

Информация о работе Этика и этикет менеджера