Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:34, реферат
В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Свою идею о рациональности он в дальнейшем связывает с концепцией рациональной бюрократии («Хозяйство и общество», 1921), которая характеризуется: 1) существованием привилегированного слоя служащих, призванного осуществлять власть и господство в организации; 2) Отрывом исполнительной власти от законодательной, а той и другой от воли и решений большинства членов организации; 3) безличной (деперсонализированной) системой управления; 4) поручением функции контроля лицам, ответственным за исполнение; 5) созданием системы служебной зависимости, приводящей к главенству формы над содержанием деятельности.
К эмпирической школе управления трудом можно отнести и доктрину «человеческих отношений», основателями которой являются американские социальные психологи Э. Мэйо, У. Мур, Ф. Ротлисберг, Т. Уайтхед и др. Основные положения теории «человеческих отношений» были сформулированы в ходе проведения «Хоторнских экспериментов». Данная теория возникла как оппозиция тейлоризму и подвергла критике концепцию «экономического человека», считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность. Теория «человеческих отношений» экспериментально показала, что наряду с материальным стимулом большое значение имеют психосоциальные факторы: сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом и т.д. В рамках этой теории были разработаны понятия формальная и неформальная группа, их структура и механизм функционирования, изучен широкий спектр проблем, связанных с мотивами, ценностями индивида, способами передачи информации в процессе трудовой деятельности. Результаты исследований «человеческих отношений» оказали большое влияние на развитие индустриальной социологии и управление трудом.
Активизация трудового поведения в последующие годы сформировалась в школу, получившую название «демократия на рабочих местах», и в зарубежной литературе стала обозначаться термином «партисипативные методы управления». Эта проблема участия наемных работников в управлении подробно разработана в зарубежном менеджменте. Например, участие в управлении капиталом и производством зарубежные исследователи оценивают как значительный шаг на пути демократизации управления, формирования принципиально новых отношений между управляющими и наемным персоналом, развития трудовой активности работников (к представителям этого направления относятся: Р. Акофф, В. Густавсен, П. Драккер, У. Мэр, Ф. Фрике, Г. Шмидт, Р. Хизрич и др.).
Суть этого направления
состоит в том, чтобы идентифицировать
производственный персонал с целями
и задачами трудовой организации
повысить за счет этого трудовую активность.
Этот метод управления практически
представляет собой переход от традиционного
типа трудовых отношений - патернализма
- к новому типу трудовых отношений
- социальному партнерству, основанному
- на делегировании четко
В каждой стране, выделяются свои периоды развития эмпирической социологии, и по-своему рассматривается ее роль в управлении трудом. Наибольшего успеха в этом направлении добились в США. С некоторой степенью условности в США можно выделить три этапа в развитии эмпирической социологии.
На первом этапе - с конца XIX в. до 20-х гг. ХХ в. доминировал интерес к социальным реформам. Эмпирических знаний о реальных процессах в обществе явно недоставало. Поэтому те, кто задумывался о каких-то инновациях, социальных проектах, преобразовании практических отношений людей, вынуждены были ориентироваться скорее на теоретические построения и здравый смысл. Да и теория тогда понималась либо как совокупность социально-философских суждений, либо как философская дискуссия о различиях между должным и реальным. Эмпирическая социология этого периода воспринималась как подвижнический акт выдающейся личности, как «научный менеджмент» выдающихся социальных инженеров (Ф. Тейлора, Г. Эмерсона, С. Томпсона, А. Смолла, Р. Парка и др.). В этот ранний период активно исследовались такие направления, как урбанизация, экология, трудовые отношения.
На втором этапе (1920-1950) доминировали научные эмпирические исследования, начало которым положила Чикагская школа. Уже в 1910г. в США было проведено около 3 тыс. эмпирических исследований с использованием новейшей статистической техники. Особый вклад на этом этапе внесли такие ученые, как П. Лазарсфельд, Г. Блейлок, П. Бриджмен, У. Огборн, Р.Мертон, Г. 3еттерберг, которые практически заложили теоретико-методологический фундамент мировой социологии с широким использованием математико-статистических методов. В исследованиях стали широко использоваться факторный, корреляционный анализ данных, тесты, шкалы, социометрия, психодиагностические процедуры, моделирование, эксперимент, эконометрические методы и т.д. Социология этого периода изо всех сил стремилась заявить о себе как о точной и рафинированной дисциплине. Многие исследования (такие, как «Хоторнские эксперименты») внесли громадный вклад в индустриальную социологию и стали базой для, последующих экспериментов.
Третий этап - с начала 50-х гг. и по настоящее время характеризуется доминированием теории. Произошло это благодаря тому, что в академической социологии окончательно сформировался и стал господствовать структурно-функциональный подход Т. Парсонса, определивший методологический характер общей теории. Появляются многочисленные среднеранговые, или специальные социологические теории (теории обмена, ролей, конфликта и т.д.), которым была характерна строгая формализация, четкость логических выводов, обоснованность и безупречность прогноза. К частным теориям следует отнести классические концепции мотивации, возникшие в50-60-е гг.: иерархическую теорию потребностей А. Маслоу; двухфакторную теорию мотивации Ф. Херцберга и теорию Х и У стилей руководства Д. Макгрегора. Постепенно на их основе создаются чисто прикладные проекты по гуманизации и обогащению труда, расширению функций ротации, социотехнические проекты, формируются автономные группы, партисипативный менеджмент и т.д.
В конце 70-х гг. под
эгидой государственных учреждений
и научных центров одновременно
осуществлялось более 30 крупных исследовательских
программ и проводилось огромное
количество финансируемых правительством
прикладных исследований. Наиболее распространенными
темами в индустриальной социологии этого
периода (наряду с перечисленными выше)
были следующие: мотивация и удовлетворенность
трудом (по одной только проблеме - удовлетворенность
трудом с 50-x по 90-е гг. в США было проведено
более 8 тыс. исследований), условия, организация
и содержание труда, формальные и неформальные
отношения в рабочих группах, организационный
климат стиль руководства, текучесть кадров,
адаптация молодежи и т.д. В последние
годы появились и новые направления в
научном менеджменте. Среди них школа
социальных систем, социальная, инженерия.
Эмпирический подход к управлению (эмпирическая школа управления)
Взлет теоретической управленческой мысли, наблюдавшийся в середине нашего века, имел и некоторые отрицательные последствия. Появилось множество теорий и теоретиков, оторванных от жизни. Их сложные умозрительные «кибернетические» построения не находили применения, удручали своей абстрактностью, игрой «чистой мысли». Между тем управление усложнившимся рыночным производством - менеджмент - требует вполне определенных действий, ответов на конкретные вопросы практики. Не получая от ученых внятных ответов, многие менеджеры проникаются к науке недоверием и неуважением. Им ничего не остается, как действовать самим, по интуиции, исходя из опыта, путем «проб и ошибок». Складывается эмпирический, идущий от практики подход к управлению. В основе этого подхода (его иногда называют «эмпирической школой управления») лежит верная мысль о том, что управленческая деятельность - это особая профессия. В отличие от профессии инженера, к которой готовит наша высшая школа, деятельность менеджера - это прежде всего работа с людьми. Поэтому главная идея «эмпириков» заключается в том, что ковать из себя руководителя нужно самостоятельно, обогащаясь собственным и собирательным опытом. Лучшие представители эмпирического подхода действительно стали выдающимися менеджерами, внесли в управление много нового и полезного. Ими были выделены и сформулированы общие функции, задачи, которые должен обязательно решать менеджер любого профиля и масштаба. Вот эти функции.
1. Целевое планирование:
определение целей предприятия,
2. Организация труда:
упорядочивание, распределение работ,
создание организационной
3. Стимулирование
труда: выявление
4. Анализ деятельности:
нормирование труда, оценка
5. Обеспечение профессионального
роста всех работающих на
Недостатком эмпирического подхода является его демонстративное пренебрежение наукой, а также увлечение всякого рода готовыми рекомендациями, принципами, заповедями и т.п., материалом, который якобы эту науку заменяет. Между тем реальная жизнь не укладывается в узкие рамки очередной памятки, и в конце концов оказывается, что без теории, без понимания внутренних закономерностей процесса управления не обойтись. Поэтому лучшие представители эмпирического подхода рано или поздно обращались к науке и именно от сочетания науки и практики получали свои результаты.
Одним из направлений, возникших в рамках эмпирической школы, является так называемый ситуационный подход к менеджменту. Суть этого подхода в том, что руководство предприятием должно быть привязано к конкретной обстановке - ситуации, возникающей на производстве, и иметь цель разрешить эту ситуацию, выйти из нее наилучшим образом. При этом рекомендуется действовать по следующей простой схеме, включающей ряд этапов:
- постановка диагноза
ситуации, в котором должны быть
определены главные проблемы
предприятия, сформулированы
- изучение характеристики
ситуации и выделение тех
- разработка альтернативных
(исключающих друг друга)
- оценка каждой
альтернативы и выбор той,
- выработка конкретного плана действий в соответствии с выбранной
альтернативой.
Ситуационный подход потребовал разработки типовых решений для типовых управленческих ситуаций.
Важнейшим достижением
эмпирической школы и ситуационного
подхода явилось целевое
1. Основы теории эффективности. – Л.: ВОК, 2008. - 95 с.
2. Теория риска. – Л.: Судостроение, 2007. – 148 с.
3. Разработка систем управления (в соавт.). – Л.: ЛИМТУ, 2009.-83 с.
4. Автоматизация и управление предприятием. – Л.: ЛИМТУ, 2008. - 66 с
Д.М.Гвишиани (фрагменты главы из книги : Организация и управление. — М.: Наука. - 1972, с. 187-212)
Третья основная школа — это так называемая «эмпирическая». Характеризуя ее, Г. Кунц указывает, что она состоит из исследователей, которые «определяют управление как изучение опыта, иногда с целью его обобщения, но чаще всего — просто для того, чтобы передать его практикам и студентам». Ее наиболее видные теоретики, пользующиеся значительным авторитетом не только в США, но и в других капиталистических странах, обычно непосредственно связаны с американскими корпорациями и во многих случаях являются крупными менеджерами <...>.
Представители «эмпирической» школы, как правило, сочетают теоретические исследования с практической деятельностью в качестве консультантов по управлению, управляющих.
Среди них,
наряду с социологами,
Для «эмпирической»
школы характерно также и то,
что, образуя в целом
«Эмпирическая» школа управления
«Эмпирическая»
школа развивается в двух
Другим основным
направлением исследований