Эмпирическая школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.

Работа содержит 1 файл

эмпериче.docx

— 67.53 Кб (Скачать)

Рис.1. Эмпирическая школа как предвестник школы  человеческих отношений и бихевиоризма.

Иными словами, Карнеги  пытался обнаружить общие закономерности в поведении и мышлении людей, направить их действия в определенное русло, обеспечивающее взаимопонимание  и добрые отношения. В этом смысл  его научного и прагматического  подхода.

В главе «Большой секрет искусства обхождения с людьми»[i] Д.Карнеги дает исходные данные  своей теории и практической методики. Он пишет, что каждый нормальный человек хочет здоровья и сохранения жизни, пищи, сна, денег и вещей, которые можно приобрести за деньги, сексуального удовлетворения, благополучия своих детей и сознания собственной значительности.

Опираясь на труды  З.Фрейда и Дж.Дьюи, Д.Карнеги акцентирует свое внимание на том, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным». И далее уточняет сказанное словами выдающегося психолога и лингвиста У.Джеймса: «Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству».

После определения  исходных посылов Д.Карнеги переходит к практическим методикам освоения бесконфликтных коммуникаций, блестяще описанных в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Используя уже тогда известные законы психологии и мнемоники об ассоциации, повторении и практической апробации, он рекомендует читателям, решившим улучшить свою коммуникацию и управление собой, поурочную модель. Усвоение материала каждой главы должно быть подкреплено многократным вдумчивым прочтением с карандашом в руке, с подчеркиванием наиболее важных мест, с пометками на полях и мысленным анализом сделанных ранее ошибок.

Помимо этого, Карнеги  предупреждает о желательности  введения системы стимулов и наказаний  для обучающегося, которые тот назначает себе сам. Например, за нарушение того или иного правила, описанного в соответствующем уроке, следует назначать себе штраф в определенную сумму денег. И, напротив, выражать себе благодарность в том случае, если удается правильно применить тот или иной принцип успешной коммуникации. При этом Карнеги не устает напоминать, что для полного освоения предложенного курса у обучающегося должно быть страстное желание измениться в лучшую сторону, сделать карьеру, улучшить свое финансовое состояние, наладить отношения в коллективе и семье.

В своих книгах Карнеги  приводит многочисленные примеры из бизнеса и жизни людей, которые  допускали ошибки в общении, и  это было чревато для них потерей  прибыли и конфликтами. Применение новых способов мышления и поведения  радикальным способом меняло их жизнь Что же касается бизнеса, к которому Д.Карнеги обращается с неизменной регулярностью, то и здесь его вклад огромен. Так, например, он приводит способы совершенствования рекламных объявлений и рекламных текстов, которые должны задевать за живое и давать немедленный отклик целевой аудитории. Довольно часто Карнеги разбирает ситуации улаживания конфликтных ситуаций с недовольными клиентами и т.д. Не будем описывать секреты копирайтинга и претензионной работы по Карнеги, а приведем лишь одну из производственных ситуаций, в которой мы сразу узнаем школу человеческих отношений.

На заводе, принадлежащем  Чарлзу Швабу, был один начальник  цеха, чьи работники не выполняли  сменного задания.

«Как это может  быть, – спросил Шваб, – что  такой дельный человек, как вы, не в состоянии добиться выполнения задания?»

«Не знаю, – ответил  инженер, – я уговаривал рабочих, я их подгонял, я ругался, рвал и  метал, я грозил им вечным проклятием и увольнением. Но все безрезультатно. Они просто не хотят как следует работать».

Разговор происходил в конце дня, как раз перед  приходом ночной смены.

«Дайте мне кусок  мела», – сказал Шваб. Затем, обернувшись  к ближайшему рабочему, он спросил: «Сколько плавок дала сегодня ваша смена?»

«Шесть».

Не говоря больше ни слова, Шваб нарисовал мелом на полу большую шестерку и ушел.

Когда пришли рабочие  ночной смены, они увидели цифру  «6» и спросили, что она означает.

«Сегодня приходил сам хозяин, – ответили рабочие  дневной смены. – Поинтересовался, сколько мы дали плавок, мы сказали  – шесть. Он записал это мелом  на полу».

На следующее утро Шваб снова зашел в литейный цех. Ночная смена стерла цифру «6»  и заменила ее большой цифрой «7».

Рабочие дневной  смены, придя, увидели нарисованную мелом семерку. Ах так, значит, ночная смена считает себя лучше дневной? Ну хорошо, они покажут ночной смене! Они энергично взялись за дело, а вечером, уходя, нарисовали огромную горделивую цифру «10». Темп стал нарастать.

Вскоре этот отстающий  цех обогнал по выработке все  остальные цеха завода.

Использую психологический  механизм соперничества как мотивацию, владелец бизнеса смог без видимых  усилий вдвое увеличить производительность труда.

В заключение отметим, что эмпирический подход Д.Карнеги очень прост и доходчив. У читателя и слушателя его курсов даже не создается впечатление, что он постигает научный материал, осваивает теорию управления и самоуправления. И в этом ее огромное преимущество. Нечто подобное было с известнейшим трудом А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который без труда осваивали обычные люди, не имевшие никакого отношения к экономике. Даже светские дамы на балах и в салонах обсуждали содержание книги А.Смита.

Да, в руководствах и практиках Д.Карнеги нет формул, графиков и таблиц. Нет математических символов и сложной профессиональной терминологии. От этого эмпирическая школа не становится хуже. На будущий год ей исполнится сто лет, но она все так же актуальна и практически значима.

«Эмпирическая» школа  управления

   «Эмпирическая»  школа развивается в двух основных  направлениях. Проводятся конкретные  организационно-технические и экономические  исследования тех или иных  проблем управления предприятием  и осуществляется разработка  концепций современного менеджмента:  «участия в прибылях», «участия  в управлении» и др. Наи­более видными представителями «эмпирической» школы являются П. Дракер, Р. Дэвис, Л. Ньюмен, Д. Миллер.

   Другим основным  направлением исследований является  изучение содержания труда и  функций руководителей. Эта школа  утверждает профессионализацию  управления, т.е. превращение управления  в особую профессию. Труд управляющего, по мнению «эмпиристов», характеризуется двумя особенностями: первая из них заключается в том, что управляющий должен создать из имеющихся ресурсов подлинно цельное единство, а вторая — в том, что в каждом решении и действии он должен ориентироваться на будущее, т.е. на перспективы развития организации.

  Представители  данной школы управления уделяют  значительное внимание вопросам  централизации и децентрализации  менеджмента, делегированию ответственности  и др. Одна из их рекомендаций  получила наиболее широкое распространение.  Речь идет о целевом управлении, на необходимость введения которого  указал П. Дракер.

   Целевое управление  представляет собой постоянно  действующую систему определения  конкретных целей для каждого  работника управляющей системы.  Совместно со своим руководителем  он определяет цели своей деятельности  на определенный период, способы  их достижения, методы и формы  отчета о достигнутых результатах.  Такое целевое управление позволяет  точно указывать главные направления  деятельности работника и четко  контролировать его работу. При  этом разработка целей осуществляется  периодически, позволяя постоянно  концентрировать усилия работников  на наиболее важных задачах.

3. Дайте характеристику  основных эмпирических школ управления  трудом.

Эмпирическая социология начала формироваться в 20-30-е гг. в США и на Западе. Это комплекс социологических исследований, ориентированных  на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использованием специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования, эксперимента, математических и статистических методов и т.д.). Появление эмпирической социологии было связано с аномалиями в развитии общества и потребностью в улучшении  его деятельности. Обычно предметом  исследования эмпирической социологии являются действия, поступки, характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной и духовной деятельности человека, а также отражение социальной реальности в фактах сознания (мнениях, оценках, суждениях).

В то же время сведения, полученные о социальных фактах в  эмпирической социологии, составляют базу для теоретических обобщений, истинность которых проверяется  опять же эмпирическим путем. Например, устанавливаемые в эмпирическом исследовании тенденции отношения  работника к изменениям условий  и содержания труда предполагают теоретичес­кое обоснование данных явлений в научных понятиях, на основе чего фиксируются соответствующие социальные факты. В то же время установленные с помощью эмпирических исследований факты, рассмотренные под иным углом зрения, в иных связях, могут быть осмыслены с помощью иных понятий, например, как проявление отношения к инновациям. Это дает новый толчок эмпирическим исследованиям.

В 70-90-е гг. произошло  резкое увеличение объема социологических  исследований. Во многих странах они  даже выделились в особую отрасль  индустрии. В то же время между  эм­пирической и теоретической социологией должна существовать диалектическая взаимосвязь. Кроме служения практике, эмпирические исследования должны подтверждать или опровергать некоторые теоретические обобщения и заключения. Теоретический анализ механизмов функционирования и развития общества должен ориентироваться на определенные явления и факты общественной жизни, полученные в результате эмпирических исследований. Эмпирическая социология, факты, полученные в результате социологических исследовании, являются как раз той основой, которая позволяет со знанием дела управлять со­циальными процессами и явлениями и регулировать их. Эмпирическая социология имеет свою историю.

Основоположниками эмпирической социологии считаются  американский социолог У. Томас и  польский социолог Ф. Знанецкий. Их работа «Польский крестьянин в Европе и Амери­ке» (1918-1920) положила начало эмпирическим социологическим исследованиям. Авторы опирались в своей работе на всевозможные документальные материалы: переписку, авто­биографии, дневники, воспоминания, анкеты отдельных лиц; широко применяли количественные методы для оценки социальных явлений. Они утверждали, что основой для обобщений могут служить только эмпирические данные, позволяющие наилучшим образом учитывать человеческий коэффициент. Поэтому в своем исследовании они, впервые применили биографический метод, метод анализа личных документов.

Большой вклад в  эмпирическую социологию внес и Ф. Тейлор. Он неустанно подчеркивал, что возводит науку на место эмпиризма и  вошел в историю как отец теории научного уп­равления. Тейлор считал, что рост производительности труда возможен лишь благодаря стандартизации методов, орудий, приемов труда, причем эта стандартизация должна вводиться принудительно, поскольку рабочий ленив, невежествен, пассивен. Необходимые операции должны выполняться рабочим чисто механически, а контроль за его работой должен осуществляться группой инициативных, образованных лиц, составляющих администрацию предприятия.

Процесс стандартизации касался, прежде всего, строгой регламентации  всего рабочего времени, отработки, приемов каждой операции, введения поточных линий и конвейера, темп которого должен диктовать ритм труда  рабочего. В основу своей теории Тейлор положил принцип материальной заинтересованности, считая, что с  помощью оплаты можно предельно  интенсифицировать труд рабочего. Тейлор исходил из того, что коренные интересы рабочих и предпринимателей одинаковы. Социальная философия Тейлора послужила  фундаментом для американской философии  менеджмента. Среди ее основополагающих принципов выделяются следующие: а) целью производства должно стать  увеличение комфорта и благосостояния человечества; б) миссия научного управления должна заключаться в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества; в) ответственность  лидеров бизнеса перед обществом  за соблюдение частного капитала должна расти. Центральным моментом тейлоровской социально-философской концепции выступает принцип: «Люди не должны получать больше того, что они заработали». Отсюда вывод: оплата, в конечном счете, должна соответствовать вкладу в производство, вести к расширению последнего; необходимо повышать индивидуальную ответственность человека за собственное благополучие.

Тейлор широко использовал  в своих исследованиях метод  конкретного социального исследования (интервьюирование, анкетирование, наблюдение). Мотивы поведения он считал таким  же важным фактором производства, как  способы труда, инструменты, но только основанным на более сложных закономерностях. Особый интерес представляет его  концепция «психологической революции», которая включает, целую систему  практических мероприятий по преодолению  психологической инертности людей  в отношении к крупномасштабным нововведениям. К постановке проблемы роли человеческого фактора и  малой рабочей группы Тейлор подошел  раньше Э. Мэйо, которому предписывается это открытие.

Следующим ярким  представителем эмпирической школы  управления трудом этого периода  был Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог и социальный философ, основоположник «понимающей социологии», объясняющей  социальное действие через борьбу индивидуальных мотивов. Социологию он рассматривал главным  образом как науку об экономическом  поведении людей. Главной идеей веберовской социальной философии является идея экономической рациональности, нашедшей свое последовательное выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия), рациональным денежным обращением и т.д., обеспечивающими возможность достижения максимально рационального поведения и предельной экономической эффективности в хозяйственной сфере.

Информация о работе Эмпирическая школа управления