Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 14:34, реферат
В процессе дальнейшего развития управленческой мысли произошел поворот к практике управления. Появилось новое направление менеджмента - эмпирическая школа, которая явилась отражением борьбы предыдущих течений. По мнению приверженцев этой школы, главная задача теоретиков в области менеджмента - получение, обработка и анализ практических данных и выдача на этой основе рекомендаций управляющим. Этот подход нашел много приверженцев среди видных менеджеров, собственников компаний, ученых и лиц, непосредственно занятых практикой управления.
Эмпирическая школа управления
В процессе дальнейшего
развития управленческой мысли произошел
поворот к практике управления. Появилось
новое направление менеджмента -
эмпирическая школа, которая явилась
отражением борьбы предыдущих течений.
По мнению приверженцев этой школы, главная
задача теоретиков в области менеджмента
- получение, обработка и анализ практических
данных и выдача на этой основе рекомендаций
управляющим. Этот подход нашел много
приверженцев среди видных менеджеров,
собственников компаний, ученых и
лиц, непосредственно занятых
Можно выделить два
основных направления эмпирической
школы: исследования в области практики
управления и разработка теоретических
основ современного капиталистического
общества. Их представители исходят
из того, что современное
Главным направлением исследований в эмпирической школе является изучение содержания труда и функций руководителей. Выбор такого направления исследований связан с тем, что эмпирики акцентируют внимание на профессионализации управления, т.е. превращении труда по управлению в самостоятельный, специфический вид - в особую профессию. Представители этой школы утверждают, что труд управляющего характеризуется двумя особенностями, которых нет ни у одной другой профессии. Суть первой особенности заключается в том, что менеджер должен создать из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целое единство, а второй - в том, что каждое решение и действие он должен ориентировать на долгосрочные перспективы развития организации.
У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:
определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;
классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;
использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;
установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;
мотивация работников в зависимости от результатов их деятельности.
Учитывая, что деятельность
менеджера носит комплексный
характер, представители эмпирической
школы считают, что помимо узкой
специализации в области
Управляющему рекомендуется придерживаться следующих принципов:
стремитесь к ясности своих идей и мыслей, прежде чем приступить к коммуникации;
проанализируйте подлинную цель каждого сообщения;
принимайте во внимание человеческие факторы всякий раз, когда вы передаете сообщение;
планируя сообщение, консультируйтесь при необходимости с другими лицами;
обращайте внимание как на основное содержание сообщения, так и на его форму;
используйте всякую возможность сообщить соответствующим лицам все то, что может иметь определенную ценность для них;
следуйте за своим сообщением, поддерживайте обратную связь, позволяющую своевременно принять соответствующие корректирующие меры;
устанавливайте коммуникации не только для достижения ближайших целей, но и перспективных;
убедитесь в том, что ваши действия подкрепляют ваши сообщения;
стремитесь к тому, чтобы не только вас поняли, но и старайтесь понять сами. Будьте хорошим слушателем.
Рекомендаций подобного рода в эмпирической школе чрезвычайно много. И хотя не все из них носят научный характер, они подчеркивают главные принципы - комплексность деятельности управляющего, степень влияния на подчиненных и необходимость аналитического подхода к проблемам управления.
Теоретики эмпирической
школы не обошли своим вниманием
и такие важные вопросы, как степень
централизации и
Эмпирическая школа: Л.Ньюмен
Рассматривая
историю становления и
Первый принцип Ньюмена гласит: «Хорошие отношения между служащими вытекают из разумной организационной структуры». Под организационной структурой Ньюмен имел в виду правильное распределение функций между всеми участниками процесса производства, установление определенной ответственности каждого лица за возложенные на него обязанности наряду с предоставлением ему соответствующих прав. Благодаря этому, полагал он, руководителю нет необходимости постоянно выяснять и устанавливать взаимоотношения между служащими и объединять их, поскольку каждый из них знает свою работу. Ньюмен идет дальше и делает вывод о том, что «разумная организационная структура» не только позволяет решать вопросы организации работы данного предприятия, но и помогает наладить «хорошие отношения между служащими» в целом.
Он предлагает
несколько «контрольных
• не устарела
ли существующая на бумаге
инструкция по организации
• подотчетен
ли каждый служащий только
одному начальнику и
• возложена
ли каждая конкретная
• свободно ли осуществляется связь между всеми звеньями организации?
Многолетний опыт работы показывает, считал Ньюмен, что для эффективного управления производством необходимо обязательно соблюдать указанные условия.
Второй принцип — «судьба людей в организации должна зависеть от мнения более чем одного человека». Сам автор признавал, правда, что этот принцип гораздо легче объявить, чем реализовать на практике.
Третий принцип
— «выдвигать на руководящую
работу следует наиболее
Ньюмен подчеркивал
первостепенную важность правильного
решения этого вопроса, задевающего интересы
многих «возможных кандидатов», и предлагал
подходить к выдвижению людей, руководствуясь
следующими правилами: во-первых, необходимо
оценить, что делает или сделал данный
работник в том направлении, в котором
ему предстоит работать в дальнейшем;
во-вторых, следует проводить различие
между «широким опытом» и «повторяемым
опытом» («двадцатилетний опыт» может
оказаться в действительности лишь опытом
одного года, повторяемым двадцать раз);
в-третьих, искать кандидата для выполнения:
работы на стороне необходимо лишь в том
случае, если в организации действительно
нет человека, подходящего для этой цели;
в-четвертых, если имеются два или более
равноценных кандидата, претендующих
на одну и ту же должность, следует остановить
свой выбор на самом молодом из них.
Эмпирическая школа
Прежде чем перейти к рассмотрению такого собирательного и многогранного направления управления бизнесом, как школа человеческих отношений, хотелось бы в общих чертах коснуться основ ее предшественницы и предтечи – эмпирической школы. Ее основатель – американский исследователь, предприниматель, лектор и писатель Дейл Карнеги (1888-1955), стал создателем простой и всем понятной теории и методики бесконфликтной коммуникации, указывающей путь к налаживанию добрых отношений в быту и в бизнесе.
О своем жизненном пути и выборе направления исследований Д.Карнеги довольно подробно пишет в своих книгах. Выходец из сельской глубинки штата Миссури, Дейл страстно хотел выучиться ораторскому искусству и стать писателем. Нащупывая свой жизненный путь, он в молодости пытался заниматься продажами и мелким бизнесом. Однако такая работа не удовлетворяла его. Зачастую он бедствовал и впадал в уныние.
Как-то в голову ему
пришла мысль изучить биографии
выдающихся людей и вычленить
из их опыта общие принципы деятельности,
ведущих к успеху. Карнеги и
приглашенный им научный сотрудник
проработали массу
На основе эмпирического
материала, собранного из разных источников,
Карнеги подготовил краткую полуторачасовую
лекцию, которую читал в нью-йоркском
институте, носящем его имя. Впоследствии,
в течение 15 лет материал лекции
дополнялся, систематизировался, подвергался
переработке и
Успех лекций по ораторскому
искусству и методам
Обратимся к отправным пунктам эмпирической школы Д.Карнеги. Его опытный подход был основан на анализе психологических установок человека, его внутренних доминантах, присущих в той или иной мере всем индивидам (см. рис.1).