Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является: изучение теоретических и практических основ планирования карьеры персонала в системе управления предприятием ООО «Движение Полиграфдизайн».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определить роль профессионального руководителя на предприятии ООО «Движение Полиграфдизайн».
2. Раскрыть понятия и значения планирования карьеры персонала.
3. Рассмотрение планирование карьеры.
4. Изучение и критический анализ практики планирования карьеры руководителя на ООО «Движение Полиграфдизайн».
Введение
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ
1.1. Понятие карьера
1.2. Виды карьеры
1.3. Типы и этапы карьеры
1.4. Выбор карьеры
1.5. Обучение персонала
1.5.1. Обучение персонала управления
1.5.2. Внутрифирменное обучение
1.6. Этапы работы с резервом
1.7. Технология планирования карьеры
1.8. Управление профессиональной карьерой
1.9. Условие карьеры
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ КАРЬЕРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ДВИЖЕНИЕ ПОЛИГРАФДИЗАЙН»
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Функции, выполняемые руководителем на работе
2.3. Особенности деловой карьеры в ООО «Движение Полиграфдизайн» ее планирование и развитие
2.4. Личностные качества профессионального руководителя
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Для оценки особенностей личности оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операционной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (приложение 2).
1.4. Выбор карьеры
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов (приложение 3).
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова. Все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П - «человек – природа», если главный, ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т – «человек – техника», если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип Ч – «человек – человек», если главный, ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З – «человек – знак», если главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х – «человек - художественный образ», если главный, ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения.
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии (Приложение 4):
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры - временной период развития личности и фазы развития профессионала - периоды овладения деятельностью.
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
|
|
|
|
| Наставник | ||||
|
|
|
| Авторитет |
| ||||
|
|
| Интернал | Мастер |
| ||||
| Адепт | Адаптант |
|
|
| ||||
Оптант |
|
|
|
|
|
1. Оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
2. Адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
3. Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;
4. Интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
5. Мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
6. Авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
7. Наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.
1.5. Обучение персонала
Цели и направления обучения
Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.
Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:
организация и формирование персонала управления;
овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
воспроизводство персонала;
интеграция персонала;
гибкое формирование персонала;
адаптация;
внедрение нововведений.
Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:
поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
развитие способностей в области планирования и организации производства.
Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.
Оценка потребности в обучении. Планирование программ подготовки - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.
В целях определения потребности в обучении и планировании образования целесообразно:
использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы, с которыми сталкиваются работники;
анализировать план технического обновления;
оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты колледжей и университетов, приходящих на работу в организацию;
диагностировать средний уровень подготовленности новых сотрудников.
1.5.1. Обучение персонала управления
Выпускники колледжей, нанимаемые фирмами, проходят серьезнейшую программу профессиональной адаптации к требованиям производства. Она включает следующие стадии:
набор работников - выпускник нанимается в компанию;
обучение перед началом работы - выпускник обеспечивается соответствующей информацией перед прибытием к месту работы;
ориентацию - нанятый на работу представляется коллективу;
обучающую подготовку - в ее процессе выпускник изучает особенности работы в компании;
адаптацию - выпускник адаптируется к условиям труда;
назначение - принятый на работу получает свою первую постоянную должность;
оценку - оценивается весь процесс вхождения в должность.
Вся эта сложная система, сроки действия которой составляют до 18 месяцев, направлена на то, чтобы добиться максимального соответствия подготовки работников своим местам в фирмах. Наибольшее внимание уделяется обучающей подготовке, в ходе которой молодой специалист посещает семинары, на которых детально изучает особенности производственного процесса на предприятиях фирмы.
Тренинг профессиональных навыков используется для:
пополнения недостающих знаний;
исправления недостатков в выполнении работником должностных обязанностей;
доведения до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях;
закрепления навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций (обслуживание клиентов, качество продукции).
Исследователи выделяют две основные современные модели подготовки рабочих кадров.
1. Обучение без отрыва от работы. Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на предприятии.
2. Обучение с отрывом от работы в специализированных профессионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.
1.5.2. Внутрифирменное обучение
Внутрифирменное обучение – особая схема организации подготовки взрослых. Как правило, программы внутрифирменной подготовки создаются специально для конкретного предприятия и ориентированы развитие персонала и подготовку его к изменениям в организации.
Представления о технологии организационных изменений в общем виде зафиксировано в представлениях о консультационных технологиях. Можно выделить два основных подхода к организации консультационной работы в организации.
Первый, условно его можно назвать экспертным, предполагает возможность подготовки программы развития организации, решения каких либо проблем, подготовки управленческого решения на базе знаний и опыта приглашенного консультанта. Задача перед консультантом, работающим в рамках подобного подхода, ставится следующим образом – провести диагностику и подготовить план изменения ситуации. Консультант в рамках такого подхода выступает как носитель экспертного знания, которое может быть применено к конкретной ситуации, сложившейся в организации. Как правило, такой консультант может работать достаточно независимо от персонала, в основном ориентируясь на нормы сложившиеся в той или иной сфере профессиональной деятельности (например, юриспруденции, финансовом менеджменте и т.д.).
Второй, условно его можно назвать процессуальным, предполагает возможность подготовки программы развития организации, только в процессе совместной работы с персоналом организации. В рамках процессуального консультирования большое внимание уделяется не только диагностике ситуации сложившейся в предметной деятельности организации, но и существующей в данной форме корпоративной культуре, специфике норм и требований к персоналу, традициям, ценностям и самой истории фирмы. В рамках данного подхода, проект предполагаемых действий, может быть создан, и главное, реализован только при участии управленческого персонала организации. Естественно, что в рамках данного подхода, к персоналу предъявляются дополнительные требования, связанные в первую очередь с ориентацией на партнерское взаимодействие с консультантом и возможностью активного участия в консультационном процессе.