Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления. Думаю для этого необходимо раскрыть биографию ученого.
•
человек обладает большими
•
труд человека может приносить
ему не меньше удовольствия, чем
игра, если он интересен и
•
роль экономических форм
•
производственная организация —
•
для повышения эффективности
деятельности организации не¬
•
проблема установления
Данные взгляды послужили основанием для создания новой моде¬ли организации, согласно которой нормальное функционирование ор¬ганизации зависит от удовлетворения потребностей работников и максимально полного использования их потенциала, благоприятного социально-психологического климата в организации. В результате возникли предпосылки для изучения феномена организационного по¬ведения. В работах более поздних представителей школы (например, МакГрегора) эта модель организации получила название теории «У» в противовес классической модели — теории «X».
В
рамках школы человеческих
Вместе
с тем представителями данной
школы был сделан ряд
Возникновение школ “человеческих отношений” и “организационного поведения” – период попыток понять место людей в производстве. Ее основоположники утверждали, что для человека основными стимулами являются не материальные блага, а моральное удовлетворение, психологический комфорт, самоудовлетворение и другие психологические мотивы. В рамках школы человеческих происходило становление науки об человеческих ресурсах и управлении персоналом.
Поведенческие
науки занимались в основном методами
налаживания межличностных
Новых подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов.
Поведенческий
подход стал настолько популярен, что
он почти полностью охватил всю
область управления в 60-е годы. Как
и более ранние школы, этот подход
отстаивал «единственных
Исследования
Э. Мэйо (Хортонский эксперимент)
Основателем школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880-1949). Главные разработки, положенные в основу этого направления, он сделал, работая профессором Гарвардской школы бизнеса. Руководство компании "Вестерн Электрик" заказало группе специалистов под руководством Мэйо исследование по оценке влияния различных условий труда на производительность работниц сборочных цехов этой компании. Исследуемыми факторами выступали освещенность рабочего места, продолжительность перерывов и др. При выполнении этого заказа группа Мэйо установила любопытную закономерность: производительность труда работниц постоянно возрастала, несмотря на варьирование внешних факторов труда. Исследователи, к удивлению отмечали, что освещенность рабочего места падала до яркости лунного света, а производительность труда все возрастала.
Обнаруженные аномалии не соответствовали существующим представлениям. Люди почему-то работали лучше, хотя условия их работы ухудшались. Видимо, существовал некий фактор "Х", который исследователями просто не учитывался. Возможным объяснением этих аномалий могло быть само вмешательство исследователей в производственный процесс. Проявленный интерес и внимание к работницам предприятия, к условиям их труда со стороны представителей научного мира обусловил повышение показателей дневной выработки работниц. Своеобразный социальный эффект - присутствие других влияет на характеристики деятельности в сравнении с одиночным выполнением.
Результатом проведенного Мэйо исследования стало то, что люди перестали рассматриваться как социальные атомы, действующие изолировано. В круг проблем организационной психологии было введено представление о совместной деятельности.
Концепция, разработанная Мэйо, предлагает смотреть на сотрудников не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения признания их личного вклада, важности установления благоприятного делового фона на рабочем месте. Это направление дало начало разработкам в сфере: Увеличения внимания к социальным потребностям людей и исследованию роли неформальных отношений в организациях.
Теория
М. Фоллет.
Мэри Фоллет – одна из основоположников доктрины "человеческих отношений", призывая к "совместной власти" в противоположность "единоличной власти" предвосхитила переход к стилям совместного управления. Одна из первых применила приемы психологии и социологию для изучения промышленного предприятия. Ее работы фокусировались на человеческих отношениях внутри индустриальных групп, соотношении рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми. В частности, ее интересовала проблема влияния процесса постановки реальных целей в организации на количество конфликтов. Описала концепцию социальных конфликтов, заключающуюся в непрерывном возникновении конфронтаций и союзов на основе имеющихся желаний людей, которые связаны друг с другом различными отношениями. Ее концепция наделения персонала властью; оказания работникам скорее помощи, нежели осуществление жесткого контроля, предоставление сотрудникам прав независимо от их властных полномочий, работа по ситуации (ситуационный подход), открыли новую эру в теоретических исследованиях.
Особое внимание она уделяла анализу динамики групповых процессов – совместной деятельности индивидов, направленную на реализацию планов и их практическую реализацию.
М. Фоллет являлась сторонницей замещения бюрократических институтов взаимосвязанными группами, в которых индивиды самостоятельно анализировали бы проблемы, принимали решения воплощая их в жизнь.
Рассматривая вопросы лидерства, М. Фоллет отмечала, что лидерство переходит от одного человека к другому в зависимости от ситуации, которая определяет, что должно быть сделано, но не кто должен был это сделать. Роль лидера берет на себя тот, кто лучше других понимает возникшие проблемы и предлагает пути преодоления трудностей.
Теории
"Х" и "У" Макгрегора
Дуглас Макгрегор (1906—1964 гг.), американский консультант по менеджменту, выполнил ряд исследований по теории менеджмента и мотивации. Он описал различные допущения, которые менеджеры делают для поведения работников. Макгрегор сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворению от работы и выделил "человеческий дух" как основную мотивирующую силу. Два своих предположения он назвал теориями "Х" и "У".
Теория
"Х" формулирует философию
-- средний
индивидуум имеет стойкую
-- в
связи с этим большинство
-- средний
индивидуум предпочитает быть
руководимым, желает избегать
ответственности, имеет
Теория "У" — новый подход в менеджменте, основанный на последних исследованиях. Она имеет следующие допущения:
-- расходование физической и духовной энергии в работе так же естественно, как и при игре или отдыхе;
-- внешний
контроль и угроза наказания
не являются единственным
-- соответствие
целям является функцией
-- средний
индивидуум желает при
-- способность
к проявлению высокой степени
воображения,
-- в
условиях современной
Если
администрация разделяет
Теория
X и теория У отражают полярные позиции
и взгляды. Но из сказанного не следует,
что руководитель, обнаруживающий жесткое,
деспотическое поведение, должен придерживаться
положений теории X; такого однозначного
соответствия между поведением и взглядами
нет.
Выводы
Итак, можно
сделать вывод, что школа человеческих
отношений стала отправной
• развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;
• использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;
• стимулирование процессов групповой динамики;