Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления. Думаю для этого необходимо раскрыть биографию ученого.
1. Создание
научного фундамента, заменяющего
собой старые, грубо практические
методы работы, научное исследование
каждого отдельного вида
2. Отбор
рабочих и менеджеров на
3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТиУ;
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.
Великой заслугой Тейлора явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые примеры.
Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.
Ф. Тейлор придавал большое значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии погрузить за день больше, если будет пользоваться лопатой вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно применять около 15 типов лопат. Все это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось от 400 до 600 человек.
Второй
принцип Тейлора утверждает, что
в обязанности руководства
Обычно полагают, что труд - естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление "рестрикционизм" или сейчас это называют "работа с прохладцей" (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабочий с груженной тачкой и без. С груженной тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень - большое зло, но еще более серьезная болезнь - систематическая РСП, умышленная медлительность.
Одним
из принципов научного управления является
разделение планирования и выполнение,
которое представлено в вышеприведенном
четвертом принципе Тейлора "руководство
берет на себя все те работы, которые
оно может выполнить лучше, чем
рабочие..." Он считал, что специализация
труда одинаково важна как
на управленческом уровне, так и
на уровне рабочих. Это предложение
Тейлора реализовывалось в том,
что торгово-промышленные фирмы
учреждают планирующие отделы, которые
занимаются разработкой ежедневных
инструкций для рабочих. Однако Тейлор
на этом не останавливается и предлагает
концепцию функционального
Таким образом, функциональное руководство группой использует определенный опыт восьми наблюдателей. Можно допустить, что производительность рабочего должна повыситься, т. к. ни сам рабочий и ни один из старших рабочих не в состоянии быть специалистом во всех восьми подфункциях. В то же время тот, кто пытается следовать инструкциям восьми различных специалистов, вряд ли сумеет выполнить требования каждого из них. Предлагаемая схема не нашла своего применения в промышленности. Вместе с тем следует признать, что функция планирования производства существует в современной промышленности.
Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Рабочие, производящие продукции больше, чем дневная стандартная норма, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Если рабочий вырабатывает установленную норму, то его стандартная ставка равна 50 центов за определенное количество единиц продукции, а стандартная рабочая норма равна 200 таких единиц продукции в неделю. Если рабочий производит 275 единиц продукции за неделю и если в соответствии с прогрессивной системой оплаты труда оплачивается разница в 10 центов за единицу для всей продукции однажды установленной нормы, то рабочий должен получить 16 долларов 50 центов или 275 х 60 центов. Такой вид оплаты называется системой дифференцированных сдельных ставок заработной платы. Она использует, по Тейлору, основной побудительный фактор в отношении работающих людей, т. е. возможность зарабатывать деньги. Следовательно, чем больше "ставки", тем больше труда должен затратить рабочий; система дифференцированных сдельных ставок, по-видимому, должна стимулировать большую производительность рабочих, т.к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Система Тейлора получила весьма широкое распространение в передовых капиталистических странах в первые три десятилетия ХХ века - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т.д. Создаются школы консультантов, фирмы и т.п. Система Тейлора находит многих своих сторонников. Видными последователями этой системы были Г. Гантт, известный своими работами по реорганизации предприятий, калькуляции и учету". Эмерсон - автор "Двенадцати принципов производительности", Ф. и Л.Гильбрет, Г. Мунстерберг и др.
Вопрос
об отношении к системе Тейлора в связи
с переходом стран СНГ к рыночным отношениям
вновь актуализировался. Наряду с усиливающимся
стремлением выявить ее положительные
моменты, нельзя отрицать наличие определенных
недостатков, и прежде всего "игнорирование
человеческого фактора".
1.2.2. Административное
управление
Возникновение
административной школы в управлении
связано с работами французского
горного инженера, выдающегося менеджера-практика
Анри Файоля (1841–1925). В отличие от школы
научного управления, исследовавшей в
основном вопросы рациональной организации
труда отдельного рабочего, представители
этого направления занимались разработкой
подходов к совершенствованию управления
организацией в целом, исходя из того,
что организацией необходимо управлять
систематизированно для более эффективного
достижения ее целей.
Теория
администрирования Файоля состоит
из двух частей: первая касается функций
управления, т. е. того, что делает руководитель;
вторая – принципов, т. е. как руководитель
делает это.
Файоль
выделил пять общих функций управления:
1) предвидение
(планирование) – разработка программы
действий предприятия на
– искусства
управлять людьми;
– известного
нравственного мужества;
– большой
активности;
– достаточной
устойчивости;
– известной
компетенции в производственной
области;
– наличия
достаточного опыта в делах;
2) организация
– обеспечение предприятия
– установление
программы действий, определение
задач, целей и потребностей предприятия
и установление соответствия между
ними и материальным и социальным
организмами;
– наблюдение
за выполнением программы;
– осуществление
руководства; предприятием компетентным
и энергичным руководителем;
– правильный
подбор административного аппарата;
– точное
определение функций;
– согласование
усилий для выполнения намеченной работы;
– ясное,
отчетливое и точное формулирование
решений;
– поощрение
ответственности и инициативы;
– справедливое
вознаграждение за труд;
– предупреждение
ошибок и недоразумений;
– обязательное
соблюдение дисциплины;
– подчинение
личных интересов интересам
– единство
распорядительства;
– всеобщий
контроль;
– борьба
со злоупотреблениями в
3) распорядительство.
Его цель – добиться от
Именно
Файоль выделил особую область сферы управления
– управление персоналом. Он писал: «Предвидение,
организация, координирование и контроль
составляют в обычном понимании бесспорную
область управления. Так же ли бесспорно
относится сюда и распорядительство? Нет,
не обязательно: распорядительство можно
было бы изучать и отдельно. Но я решил
включить его сюда по следующим соображениям:
подбор и формирование персонала, и создание
социального организма предприятия, входящие
в задачи управления, в высокой степени
связаны с распорядительством».[5]
Руководитель,
исполняющий функцию
– обладать
глубоким знанием своего персонала;
– устранять
(увольнять) неспособных;
– быть
хорошо знакомым с договорами, существующими
между предприятием и служащими;
– подавать
хороший пример;
– делать
периодические осмотры
– устраивать
совещания со своими ведущими сотрудниками
для достижения единства управления
и согласования усилий;
– не загружать
свое внимание мелочами;
– добиваться,
чтобы среди персонала
4) координирование,
цель которого – достижение
соответствия и
5) контроль:
проверка исполнения в
Файоль, как и Тейлор, выступал против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего акцента на развитии у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Он полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше – организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Файоль одним из первых классифицировал персонал промышленного предприятия и с помощью разработанных им специальных установок попытался выделить приоритеты тех или иных квалификационных требований для каждой категории персонала (табл. 1.1).