Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 07:45, реферат
Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления. Думаю для этого необходимо раскрыть биографию ученого.
Таблица 1.1
Относительная
важность различных установок, которыми
должен обладать персонал промышленных
предприятий (крупное предприятие)
При этом
по мере повышения иерархии относительная
важность административной установки
возрастает, а относительная важность
технической – убывает.
Файоль
дифференцировал персонал, определяя
особенности содержания труда для каждой
его структурной категории. Найм и обучение
персонала предлагалось осуществлять
также дифференцированно, исходя из ранга
вакансии и профессиональных особенностей
занимаемой должности. При этом повышение
квалификации управленческого персонала
признавалось необходимым условием эффективного
руководства организацией.
Файоль
сформулировал 14 принципов, которые, по
его мнению, применимы к любой административной
деятельности (при этом он отмечал, что
их применение зависит от обстоятельств,
состава работников и т. д.):
1) разделение
труда, цель которого –
2) власть
– право отдавать распоряжения
и сила, принуждающая им подчиняться.
Власть немыслима без
3) дисциплина,
т. е. повиновение, усердие,
энергичность, определенное поведение
и внешние знаки уважения, соблюдаемые
в соответствии с существующим
между предприятием и
4) единство
распорядительства:
5) единство
руководства: один
6) подчинение
частных интересов общим:
7) вознаграждение
персонала, т. е. оплата
8) централизация,
которая не может быть хороша
или плоха сама по себе. Она
бывает принята или отвергнута в зависимости
от взглядов руководителей и обстоятельств,
но в большей или в меньшей степени существует
всегда. Вопрос о централизации или децентрализации
– вопрос меры. Необходимо определить
степень централизации, наиболее благоприятную
для предприятия;
9) скалярная
цепь – властная вертикаль,
связывающая все уровни
В определении
скалярной цепи Файоль соединяет эти
два понятия, постулируя потребность в
высшей инстанции. Для того чтобы сохранить
возможность контроля и избежать при этом
потерь времени, следует делегировать
права и ответственность подчиненным
при осуществлении необходимых коммуникаций.
Коммуникация между индивидами одного
ранга позволяет решать проблемы, не выходя
за пределы иерархии;
10) порядок.
Общеизвестна формула
11) справедливость.
Для того, чтобы поощрить персонал к
исполнению своих обязанностей с полным
рвением и преданностью, надо относиться
к нему благожелательно: справедливость
есть результат сочетания благожелательности
с правосудием;
12) постоянство
состава персонала. Текучесть
персонала является
13) инициатива
– возможность создания и
14) единение
персонала. Файоль резко выступал против
принципа «разделяй и властвуй». Разделять
враждебные силы для того, чтобы их ослабить,
– дело искусное, но разделять свои собственные
силы внутри предприятия – тяжелая ошибка.
Подлинный талант нуждается в координации
усилий и труда каждого человека, за который
тот получает вознаграждение, не вызывающее
ревности коллег и не нарушающее гармонии
производственных отношений.
По мысли
Файоля, осуществление управленческой
деятельности в соответствии с данными
принципами должно обеспечить создание
целостного социального организма, способного
эффективно решать проблемы и анализировать
программы своего развития. Таким образом,
идеи Тейлора о необходимости четкого
нормирования работ и регламентации взаимоотношений
между исполнителями и руководителями
в целях противодействия произволу власти,
с одной стороны, и сознательного снижения
интенсивности труда, с другой, находят
у Файоля свое продолжение и развитие.
Однако
принципы Файоля ориентированы на условия,
более благоприятные для осуществления
демократических отношений. Речь уже идет
о построении более совершенного социального
организма, способного к саморазвитию
на основе сочетания власти и ответственности,
подчинения частных интересов общему
делу, справедливости, развития инициативы,
единения персонала, т. е. солидарности
в организации.
Школа
человеческих отношений
Школа
научного управления и
Школа
человеческих отношений — это
гуманистическое, сильно
Обращение к человеческому фактору — это революционный пере¬ворот в теории организации и управления. Под «человеческим фак¬тором» в психологии понимают личность, группу, коллектив, обще¬ство, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании — это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д. Именно человеческий фактор опре¬деляет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматри¬ваться не как издержки, а как активы компании, которые надо пра¬вильно использовать.
Между
исследователями истории
Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людь¬ми, а не машинами. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Она выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая мог¬ла бы быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Фоллетт считала, что менеджер дол¬жен управлять в соответствии с ситуацией, а не с тем, что предписа¬но функцией управления. С ее точки зрения, конфликт в трудовых коллективах при некоторых условиях может быть и конструктивным. По мнению Фоллетт, основная проблема любой организации — это координация усилий людей и коллективов и нахождение гармонии этих усилий для достижения эффективности работ.
Особая
заслуга в создании теории
и практики человеческих от¬
Знаменитые эксперименты Мэйо, получившие название «хоторнские эксперименты», открыли новое направление в теории управле¬ния организацией. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабо¬чие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повыше¬нию производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руко¬водителя. Более поздние исследования, проведенные Маслоу А. и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, как считали сторон-ники школы научного управления, а различные потребности, кото¬рые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помо¬щью, например, денег. Таким образом, Мэйо призывал активизиро¬вать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими коллегами по работе.
Смысл взглядов школы человеческих отношений на природу че¬ловека может быть сведен к следующим положениям:
•
человек — «социальное